Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством психологических игр
Развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции собственных действий одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОСа дошкольного образования.
Эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми.
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (страх, удивление, стыд, злость, радость, грусть), они не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Многие дети не сопереживают неудачам сверстников, довольно часто встречаются случаи неадекватной реакции сверстников на плохое настроение товарища, дети начинают шутить, передразнивать его. Дети не могут договариваться друг с другом; не учитывают интересы и чувства окружающих, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности.
Поэтому в нашем детском саду было принято решение активизировать работу в данном направлении.
Чтобы добиться определенных результатов в данной работе я поставила перед собой цель: развивать эмоциональную отзывчивость старших дошкольников через систему психологических игр и упражнений.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Развивать гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
формировать умение понимать эмоциональное состояние по различным признакам (мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса);
формировать установки: «Я - хороший, ты - хороший»
формировать способности эмоциональной саморегуляции;
овладение языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
Формировать проявления эмоциональной отзывчивости на неблагополучие сверстника.
Для достижения поставленной цели и задач я использую следующие методы и приемы:
словесные: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
игры: словесные, настольные, подвижные, ролевые;
проигрывание этюдов;
чтение литературных произведений;
Приемы неигрового типа:
Ритуальные действия (приветствие и прощание, обмен впечатлениями после игры)
Принятие групповых решений (многие решения в ходе игры принимаются всей группой)
Усиление понимания, сочувствия, сопереживания (приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства, понимать чувства других. Умение реагировать и эмоционально отзываться на неблагополучие сверстника)
Совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, продуктивная деятельность и т.п.
Для реализации задач необходимо создание среды: я создала картотеку дидактических игр; подобрала наглядные пособия; создала картотеку с изображением конкретных эмоциональных состояний; подобрала художественные произведения по данной теме; создала видеотеку по данной теме; аудиозаписи из мультфильмов, детских музыкальных групп «Барбарики», «Волшебники двора»; так же использую шапочки-маски, пиктограммы, мольберт.
Моя работа с воспитанниками включает з этапа.
1 этап состоит из подэтапов:
Вводный – здесь я использую упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей, например: упражнение «Солнечный лучик», «Ласковые ладошки», «Приветствие без слов» и др.
Основной подэтап – это создание проблемной ситуации по теме образовательной деятельности посредством использования игрового или сюрпризного момента, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки (истории); дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниям детей, где я являюсь организатором дискуссии и привожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы; рисование по теме (с профилактически коррекционной целью); игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной отзывчивости детей (проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере социальных эмоций), формирование адекватной самооценки, гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы; например: игры «Хорошо-плохо», «Мое отношение», «Поможем девочке» и т.д.
Заключительный – расслабляющие упражнения такие как «Ласковое солнышко», «Волшебный сон», «Отдых», «Чудесный сон котенка» и т.п..
Этап 2 – на данном этапе я использую игры с принятием ролей для коррекции эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада, а также привлечения внимания сверстника на передачу чувств сопереживания, умение эмоционально откликаться на затруднения сверстника, например: «Мальчик - наоборот», «Подари радость другому», «Зоопарк», разыгрывание различных ситуаций и .т.п.
Игра «Подари радость другому». Детям было предложено посмотреть мультфильм «Просто так!», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно. И его доброе дело пошло по цепочке дальше - от одного героя к другому. После просмотра мультфильма было обсуждение, в ходе которого дети, отвечая на различные вопросы, приходят к выводу, что необходимо делать добрые дела просто так, ничего не требуя в замен, затем детям было предложено поиграть в игру «Подари подарок просто так».
Это упражнение направлено на развитие умения доставлять радость, быть доброжелательным, выражать свои эмоции.
Этап 3 - на данном этапе я использую разнообразные игры, которые проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения для коррекции отзывчивости детей, чувства сопереживания, сочувствия, умения реагировать не неблагополучие сверстника, Для этого я использую следующие игры: «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Волшебники», разыгрывание ситуаций, различные беседы, например беседа «Вежливость. Зачем она?», данная беседа направлена на развитие представления о вежливости, регулирования поведения. В начале беседы я читаю стихотворение о вежливости, затем вместе с детьми обсуждаем человеческие качества, способствующие эффективному общению. Далее придумываем правила, как развивать в себе данные качества, например: правило - будь всегда приветлив, что для этого нужно делать? дети начинают рассуждать: для этого необходимо здороваться при встрече, благодарить за помощь, уходя - прощаться и т.д.
Далее мы разыгрывали различные ситуации, например: В автобус зашла пожилая женщина, посадочных мест не оказалось, ты сидишь на сиденье. Как ты поступишь? Что ты скажешь?
Данное упражнение направлено на формирование адекватных форм поведения.
Каждый этап работы содержит элементы: приветствие, разминку, рефлексию, прощание.
Обязательным условием развития эмоциональной сферы детей является взаимодействие с педагогами детского сада.
Я тесно сотрудничаю с воспитателями, ведь от них во многом зависит эмоциональный настрой детей.
На занятиях с музыкальным руководителем дети, вслушиваясь в слова и музыку песен, приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.
Инструктор по физической культуре на своих занятиях использует разнообразные подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными.
Логопед на своих занятиях активизирует и обогащает словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональное состояние человека, эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. Поэтому с родителями мною были проведены следующие мероприятия: на сайте МБДОУ я разместила консультацию: «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», на родительском собрание я выступала с темой: «Эмоциональные нарушения у детей», совместно с родителями я организовала выставку детских рисунков «Мое настроение», «Мой самый радостный день», так же родители были приглашены на круглый стол «Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей».», в родительских уголках я помесила консультацию на тему: «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника». Таким образом, благодаря систематической работе, я смогла заинтересовать детей, у них сформировались знания о социальных эмоциях, дети научились понимать эмоциональное состояние по мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса, дети научились замечать эмоциональное неблагополучие окружающих, у детей появилось стремление и желание реагировать на эмоциональное неблагополучие окружающих, дети научились эмоциональной саморегуляции, овладели языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния, у детей сформировались установки «я - хороший, ты - хороший»