12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Костромин Дмитрий Александрович132
Педагог дополнительного образования (Тхэквондо) МАУДО Центра детского творчества "Гармония".
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
Материал размещён в группе «Аттестация»
1

Развитие физических качеств в группах начальной подготовки тхэквондистов с использованием игрового метода

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

«Центр детского творчества «Гармония»













РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА



Исследовательская работа

























Хабаровск - 2010

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы….……..5

      Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки………………………………....5

      Возрастные особенности детей 9-10 лет………………….....9

      Общая характеристика игрового метода……………………11

      Особенности применения игрового метода в единоборствах…………………………………………………...16

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………...18

2.1. Задачи исследования…………………………………………….18

2.2. Методы исследования……………………………………………18

2.2.1. Теоретический анализ и обобщение информационных

источников......................................................................................18

2.2.2. Педагогические наблюдения……………………………..19

2.2.3. Анкетирование……………………………………………...19

2.2.4. Тестирование………………………………………….........19

2.2.5. Педагогический эксперимент…………………………….20

2.2.6. Математическая обработка полученных данных……..20

2.3. Организация исследования……………………………………..20

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………..22

3.1. Использование игр и игровых заданий на этапе начальной

подготовки таэквондистов (по данным опроса)…………………..22

3.2. Влияние игрового метода на физическую подготовленность

занимающихся таэквондо…………………………………………….26

Выводы………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………....31

Приложения…………………………………………………………………….34









Введение

Таэквондо - древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в со­временном мире. Количество поклонников таэквондо превышает 50 миллионов человек. Причины столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и ме­тоды тренировки с тенденциями современного спорта, что сделало таэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а так же очень зрелищным и динамичным видом спорта.

В последнее десятилетие данный вид спорта получил широкое распространение в России и стал по-настоящему массовым видом спорта. Ещё в 90-е годы ми­нувшего века таэквондо получило официальный статус и вошло в государ­ственный реестр видов спорта, признанных в нашей стране.

Уровень подготовленности спортсменов год от года становится достаточно вы­соким, требующим значительных усилий для достижения максимальных ре­зультатов. Это ставит задачу неуклонного поиска эффективных средств и мето­дов учебно-тренировочного процесса, в частности, на этапе начальной подго­товки.

Следует заметить, что в учебно-тренировочных группах в данном виде единоборств наблюдается возрастающая тенденция к применению жестких ре­жимов на этапе углубленной тренировки, что приводит к нарушению постепен­ного повышения тренировочных требований, так как детям, не прошедшим со­ответствующей начальной спортивной подготовки, трудно адаптироваться к нагрузкам, которые применяются на высших ступенях многолетней тренировки юных спортсменов. Повышение ее эффективности, по мнению многих специа­листов (В.П. Филин, Н.Л. Фомин 1980; С.С. Грошенкова 1966; М.А. Иванов 1984; С.М. Толмачев 1987; И.М. Коротков 1971), находится в прямой зависимо­сти от улучшения качества работы на этапе предварительной и начальной спе­циализации. Повышение эффективности начальной спортивной подготовки следует, очевидно, искать не в прямом увеличении объемов и интенсивности

тренировочной нагрузки детей, а в оптимизации тренировочного процесса за счет качественного подхода к формам организации занятий, выбору средств и методов тренировки.

Поэтому разработка методики применения игрового метода в тренировке на этапе начальной подготовки занимающихся в секциях таэквондо является проблемой актуальной и требует своего решения.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в секциях таэквондо на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования: показатели физической подготовленности таэквондистов, изменяемые в процессе реализации методики, основанной на применении игровых средств.

Новизна: сделана попытка научно обосновать использование игрового метода на занятиях по таэквондо в группах начальной подготовки в секциях таэквондо.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в определении основ методики организации тренировочного процесса на этапе начальной подготовки в таэквондо с использованием игрового метода.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и целенаправленном подборе игр и игровых заданий для решения задач начального этапа подготовки лиц, занимающихся таэквондо.

1.3. Общая характеристика игрового метода.

В спортивной практике игровой метод часто применяется для воспитания двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта (A.B. Былеев, И.М. Коротков, 1982).

Начальная общефизическая подготовка - это период закладки будущих спортивных достижений юных спортсменов. Значительное увеличение объема, а периодически и интенсивности тренировочной нагрузки, возлагают на организм ребенка задачи по обеспечению адаптации к физической работе и внешней среде, а также к развитию морфологических изменений связанных с ростом.

В этой связи все больше внимания уделяется изучению различных аспектов применения подвижных игр в практике подготовки юных спортсменов. Интерес специалистов к проблемам подобного рода не случаен. Ребенок, в силу своих психических особенностей, вплоть до старшего подросткового возраста испытывает потребность в игровой деятельности и стремится эту потребность удовлетворить (М.А. Иванов)

Понятие подвижных игр раскрывают Л.В. Былеева, И.М. Коротков. Среди подвижных игр различают: собственно элементарные подвижные игры и спортивные игры. В практике физического воспитания подвижные игры используются как средство общего физического развития детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта.

Как показывают специальные исследования, проводимые В.Г. Яковлевым, А.И. Гришевским и другими авторами, комплексное применение игровых средств, включающих подвижные, творческо-ролевые и интеллектуальные игры на начальных этапах подготовки в различных видах спорта создает благоприятные условия для формирования основных физических качеств, а также предпосылки для подхода к этапу начальной специализации.

Как указывают специалисты А.Г. Хрипкова, Я.М. Коц, использование сюжетных, обучающих игр, игр с преимущественным воздействием на двигательные качества, малые подвижные, эстафетные игры при целенаправленном применении помогают совершенствованию двигательных качеств, развитию двигательной памяти, образного мышления, укреплению костно-связочного аппарата, дыхательной, нервной системы.

Эффективность и целесообразность применения подвижных игр в спортивной подготовке подтверждается современной практикой и имеет научно-техническое обоснование.

1.4. Особенности применения игрового метода в единоборствах

Преимущество игрового метода связано как минимум с двумя обстоятельствами. Во-первых, игра всегда связанна с эмоциональностью, которая является гарантом от монотонности, вызываемой необходимостью большого числа повторений. Во-вторых, игра реализуется на фоне активации мотивационной сферы личности занимающихся, и благодаря этому мобилизуется весь их психический потенциал (М.А. Иванов, A.M. Воробьев, А.Д. Ермаков, 1972).

Первым осваивается (и включается в последующие занятия) игровой материал, направленный на формирование навыков маневрирования в различных вариантах игр в касание. В дальнейшем на фоне трансформации этих игр осваиваются игры с применением ударной и защитной техники таэквондо. Фактически это продолжение игр в касания, переходящие во взаимодействия соперников с различной продолжительностью силового воздействия, обусловленные взаимным контактом. Первое и второе игровые задания теснейшим образом связаны друг с другой, т. к. уже при выполнении касаний дети могут встречаться с различными формами контактов (захватов, блоков, ударов и т.д.). Последовательность закрепления этих приемов через такие занятия заключается в тщательном изучении их в отдельности и применении в игре.

Наиболее предпочтительным для обучения юных таэквондистов является соревновательно - игровой метод (Л.М. Фролов, С. А. Преображенский, 1979). В этом случае всех занимающихся делят на две команды и подбирают соперников, равных по физической подготовленности. Каждый участник, который одерживает победу в игре после ее окончания, поднимает правую руку, а его команде присуждается одно очко. Таким образом, после каждой игры подсчитывается число одержанных побед каждой командой и объявляется общий счет. Если игры проводятся в начале основной части урока, то они преимущественно должны быть направлены на развитие силовых качеств. А если в конце основной части тренировки, то желательно использовать коллективные игры с преимущественной направленностью на воспитание выносливости (С.М. Толмачев, В.И. Смиренский, 1995). Таким образом, использование игрового метода в единоборствах обеспечивает эффективное решение задач учебно-тренировочного процесса, связанных с воспитанием, обучением, совершенствованием технико-тактических действий занимающихся. Однако в специально научной литературе крайне, ограниченно представлена проблема методики использования специальных игр и игровых заданий для занимающихся таэквондо.

Поэтому в настоящей работе предпринята попытка научного обоснования применения игрового метода на начальном этапе подготовки таэквондистов.

2.3. Организация исследования

Настоящее исследование проводилось на базе спортивного клуба «Галактика», в период 2011 - 2012 гг. и включало в себя ряд взаимосвязанных этапов:

Первый этап - анализ и обобщение научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы исследования, конкретизации основных положений работы, а также поиска путей, форм организации и проведения эксперимента, формулировка цели, гипотезы и задач исследования.

Второй этап - проведение опроса тренеров, инструкторов по таэквондо в группах начальной подготовки детей. Результаты анкетирования позволили определить роль и место игр и игровых заданий на начальном этапе тренировочного процесса. На данном этапе разработана экспериментальная программа, проведен поисковый эксперимент по внедрению и апробации разработанной программы.

Третий этап заключался в проведении основного педагогического эксперимента. Он проводился в период с мая по октябрь 2009 г. и решал задачи экспериментального обоснования эффективности разработанной методики на занятиях по таэквондо в группах начальной подготовки. Общее количество испытуемых в ходе эксперимента составило 16 человек (две группы по 8 человек. Тренировочные занятия в обеих группах проводились три раза в неделю по 90 минут.

Четвертый этап исследования включал в себя математическую обработку полученных данных, анализ и обобщение результатов исследования, представление иллюстрированного материала, формулировку выводов и оформление работы в целом.

Выводы

1. Основным направлением содержания этапа начальной подготовки занимающихся таэквондо является разностороннее развитие двигательных способностей за счет использования разнообразных двигательных умений и навыков.

2. Результаты опроса тренеров определили ограниченность использования игрового метода в подготовке таэквондистов. В частности, 43% опрошенных, включают игры только раз в неделю в пределах 20 минут в структуре одного занятия, 73% респондентов отдают предпочтение играм с элементами единоборств. Большинство тренеров преимущественно применяют игры на развитие ловкости (58%), быстроты (41%), гибкости (23%).

3. В ходе исследования разработана и экспериментально обоснована методика применения игрового метода для юных таэквондистов, основа которой явилась система специально отобранных игр и игровых заданий с учетом возрастных особенностей занимающихся и задач этапа начальной подготовки.

4. В результате эксперимента установлено, что использование игр на начальном этапе подготовки таэквондистов положительно влияет на физическую подготовленность детей 9-10 лет. В частности, показатели силы рук сгибание, разгибание в упоре лежа увеличились на 20,4% (Р<0,05) в экспериментальной группе, в контрольной - на 5,8% (Р>0,05); в подтягивании: на 41,1% в экспериментальной группе (Р<0,05), на 10,5% в контрольной (Р>0,05); в выполнении ударов по груше: левой руки - на 19,5 (Р<0,05), правой - на 20,9, (Р<0,05), в контрольной соответственно на 9,1 %; (P>0,05) и 9,7% (Р<0,05); изменений в данных проявлениях гибкости не обнаружено.

Опубликовано в группе «Аттестация»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.