Статья «Развитие физических качеств учащихся начальных классов на основе дифференцированного подхода»

0
0
Материал опубликован 14 October 2016

Статья на тему «Развитие физических качеств на основе дифференцированного подхода»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования одной из важнейших задач уроков физической культуры является развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Также одним из требований к современному уроку физической культуры является обеспечение дифференцированного подхода к учащимся.

Д.п.н. Б.А.  Ашмарин «под физическими качествами понимает определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность». Д.п.н., проф. В.И. Лях отмечает, что «у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых, названных физическими качествами, очень различны». Именно поэтому ученые и практики отмечают, что обучение детей по стандартным программам, рассчитанных на среднего ученика, не может обеспечить полноценного физического развития. В этой ситуации применение дифференцированного подхода должно способствовать обеспечению индивидуального темпа обучения с учётом состояния здоровья, пола, особенностей физического и психического развития.

Проблема дифференцированного подхода является предметом исследования многих ученых (С.В. Алексеев, Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, В.М. Монахов, И.Э. Унт, И.С. Якиманская и др.). И, несмотря на это, не существует единого определения для данного понятия. В своём исследовании мы опирались на определение понятия «дифференцированный подход» сформулированным И.Э. Унт, согласно которому «дифференцированный подход – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения».

По мнению к.п.н. О.В. Лимаренко, применение дифференцированного подхода для развития физических качеств – это основа повышения эффективности учебного процесса на уроках физической культуры. В своём исследовании она предлагает распределить учащихся внутри класса на группы с различным уровнем физической подготовленности, т.е. на сильную, среднюю и слабую.

Положительные результаты в развитии физических качеств на основе дифференцированного подхода мы получаем при соблюдении следующих условий: ко всем учащимся предъявляются единые требования и при этом отслеживается динамика развития учащегося, что позволяет перевести ребёнка из одной группы в другую. При этом дифференцированный подход не приспосабливает цели и содержание обучения к отдельным ученикам, а выбирает формы и методы обучения, учитывая особенности и способности ребёнка. Именно эти подходы и применяются в моей работе.

По-моему мнению, основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы на уроке.

Главное при дифференцированном подходе – это доступность упражнений для каждой группы учащихся. Доступность – не значит лёгкость. Упражнение должно быть посильным, т.е. для его выполнения необходимо применить усилие, но для каждого оно будет выполнимым. Для этого необходимо дифференцировать сложность заданий.

Кроме того, нельзя забывать о принципе постепенности – нельзя слабому сразу дать большую нагрузку, надо постепенно увеличивать объём, интенсивность, продолжительность физической нагрузки.

Приведём пример дифференцированного подхода при развитии координации. Подвижная игра-соревнование «Пройди над пропастью».

В этой игре дифференцированный подход осуществляется следующим образом: Игра проводится в соревновательной форме. Класс делится на три команды сильные, средние и слабые. Перед каждой командой стоит гимнастическая скамейка. Проходят по скамейке по одному, возвращаясь обратно бегом, передавая эстафету другому. Первая группа – слабые – идут по скамейке как можно быстрее, руки в стороны. Вторая группа – средние – идут по скамейке с мешочком на голове, руки в стороны. Третья группа – сильные – идут по гимнастической скамейке, переступая предметы (набивные мячи) стараясь не уронить мешочек и не спотыкнуться о мяч.

Такой же принцип реализации дифференцированного подхода для развития других физических качеств, применяется мною в организации подвижных игр на уроке физической культуры.

Конечно, в любой работе важен результат:

Благодаря применению дифференцированного подхода при развитии физических качеств, учащиеся школы - интерната занимают призовые места в областном смотре-конкурсе физического воспитания обучающихся.

В 2011 – 2012 учебном году: команда школы-интерната заняла II место в веселых стартах и III место в областном спортивном фестивале

Кроме того, мои ученики заняли призовые места в личном первенстве, а именно: I и III место в личном первенстве по уровню физической подготовленности.

В 2012 – 2013 учебном году: заняла I место в веселых стартах и II место в областном спортивном фестивале.

Кроме этого, мои ученики заняли призовые места в личном первенстве: I и II место в личном первенстве по уровню физической подготовленности областного спортивного фестиваля.

Мои учащиеся показывают уровень физической подготовленности учащихся 1 – 4-х классов на уровне среднеобластного и выше.

В заключение отметим, что проводимая мною работа свидетельствует о положительном устойчивом результате, что подтверждает правильность выбранного направления педагогической деятельности.

Литература:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. – М.: Просвещение, 1990.

2. Лимаренко О.В. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона: дис. канд. пед. наук г. Тюмень, 2001.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития./В.И.Лях. – М.: ФИС, 1998.

4. Унт И.Э. Индивидаулизация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации