Статья на тему «Исследовательская работа как метод работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Исследовательская работа как метод работы с одаренными детьми в начальной школе.
Г.А.Антонникова
учитель начальных классов МАОУ гимназии № 24 имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г.Ядрова
Research work as a method of working with gifted children in primary school.
G. A. Antonnikova
primary school teacher of MAOU gymnasium No. 24 named general after -lieutenant of justice M. G. Yadrov
Аннотация: В данной статье рассматривается исследовательская деятельность как метод работы с одаренными детьми в начальной школе. Основная задача при организации проектной деятельности, направлена на развитие качеств личности. Главным результатом школьного образования и является мера этого развития, критерием качества работы учителя. Важно обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития . В совокупности это делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям. Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Abstract: this article discusses research activities as a method of working with gifted children in primary school. The main task in the organization of project activities is aimed at the development of personal qualities. The main result of school education is the measure of this development, the criterion for the quality of the teacher's work. It is important to ensure the unity of intellectual, emotional and moral development . Together, this makes a person capable of beautiful, elevated forms of mental state that need to be preserved in the child and cherished: a sense of patriotism, love for nature, for people. Project activity is one of the methods of educating motivated children. Gifted children, working on projects, master the methods of scientific creative work and take part in experiments and research, which allows them to feel confident, "do not get lost", assert themselves, and feel the joy of success.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, одаренные дети, метод проектов, проектное обучение, ученическое исследование, поисковая активность.
Keywords: research activity, gifted children, project method, project training, student research, search activity.
«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться». А. Бебель
В рамках реализации новых ФГОС основной целью является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, которая имеет прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Особое место в работе современной школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети». Программа направлена на выявление и создание такой образовательной среды, которая могла бы обеспечивать возможность развития и творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми талантами. Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы. Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.
Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять физический эксперимент, анализировать результаты.В начальной школе проектная деятельность обладает мощным развивающим потенциалом. Учителю нужно направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Важное условие, позволяющее воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. На первом этапе готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Поисковую активность способны развивать разные формы деятельности. Самостоятельная работа открывает большие возможности для развития поисковой позиции ребят. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. Совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов включает в себя метод проектов. Это самостоятельная работа ребенка или группы детей, задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике в непривычной ситуации. Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности.С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях,формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Так как у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Но здесь нужна определенная мера. Необходимо развивать у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Привлечение одаренных обучающихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и продолжается на факультативных занятиях, элективных курсах. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Необходимо отметить, что научные исследования имеют свои трудности в реализации: данная работа занимает большое количество времени. То, насколько педагог готов принимать новые знания, идти за своим учеником, а не навязывать свой путь, настолько его ученик продвинется в развитие своей одаренности.Применяя метод проектов следует отметить, что в школе создаются условия для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, определена готовность педагогов к продолжению проектной деятельности как условию и показателю эффективности опытно – экспериментальной работы. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.
Проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы. Необходимо готовить детей быть конкурентоспособными, бороться за себя, реализовывать свои идеи.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3 – е издание, переработанное. – Самара: Издательство «Учебная литература»
4. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.
5. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина]. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010.