Статья «Особенности спортивной тренировки юных таэквондистов на этапе начальной подготовки»
Особенности спортивной тренировки юных таэквондистов на этапе начальной подготовки
Костромин Дмитрий Александрович
Педагог дополнительного образования (таэквондо)
МАУДО ЦДТ «Гармония»
г. Хабаровск 2019
В современном обществе все больше возрастает интерес к боевым искусствам, которые, несомненно, позволяют поддерживать здоровье и гармоничное физическое развитие. Таэквондо как вид восточных единоборств имеет сегодня большую популярность в нашей стране и за рубежом. Пришедший с Северной Кореи в 50-е годы, этот относительно молодой вид спорта обрел множество поклонников по всему миру. Только в городе Хабаровске на сегодняшний день существует 6 клубов, а количество занимающихся этим видом единоборств насчитывает свыше 1500 человек, большую часть из которых составляют дети.
Столь динамичное развитие таэквондо в России требует поиска новых идей, методик и путей развития детского спорта в условиях детско-юношеских спортивных школ. Ведущие специалисты детско-юношеского спорта (В.П. Филин, 1972; В.К. Бальсевич, 1977; М.Я. Набатникова, 1982;) отмечают, что важным аспектом совершенствования методики тренировки в детско-юношеском спорте является научное обоснование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов.
Этап начальной подготовки в таэквондо, является важным этапом в процессе многолетней тренировки юных спортсменов и имеет ряд задач:
1. Овладение значительным объемом необходимых в жизни движений (общедвигательная подготовка).
2. Обеспечение роста физических качеств на уровне средних нормативов.
3. Овладение элементарными движениями таэквондиста.
4. Привитие интереса к избранному виду физкультурно-спортивной деятельности и ведению здорового образа жизни (Ю.А. Шулика, 2007).
Необходимо отметить, что тренировочный процесс в таэквондо, особенно в группах начальной подготовки имеет свою специфику. Современное таэквондо требует от юных спортсменов быстроту реакции, гибкость, ловкость.
По нашему мнению на начальном этапе обучения основное внимание в спортивной тренировки должно уделяться разносторонней физической подготовки, направленной на овладение физическими качествами присущим таэквондистов. В тренировку должны включатся упражнения из различных видов спорта (акробатика, гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры). Игровой метод тренировки будет являться основным методом на данном этапе подготовки направленный на развитие не только двигательных, но и психических качеств занимающихся. В структуру занятия на данном этапе постепенно должны включатся основы технических действий таэквондо. Изучение приемов передвижений в защите и атаке, изучение техники основных ударов руками и ногами, а так же комплексные подготовительные упражнения. Важным аспектом на данном этапе подготовки должно быть соблюдение чередования кратковременной нагрузки с достаточными паузами для отдыха. Изучение новых приемов требует проявления от занимающихся повышенного внимания, которое дети этого возраста могут удерживать лишь несколько секунд. Поэтому необходимо избегать сложных технических действий и значительных повторений (Ю.Б. Калашников, 2009).
Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема начальной подготовки юных спортсменов в таэквондо недостаточно полно освещена. Вопросам подготовки спортсменов высокой квалификации уделено значительное количество работ ряда авторов (Ю.Б. Калашников, 1998; В.В. Агеев, 1999; В.Я. Демченко; 2007; О.Г. Эпов, 2000 и другие). Особенностям подготовки юных таэквондистов посвящено ограниченное количество исследований (Е.В. Калашникова, 2003; И.Ю. Адаменко, 2009). На наш взгляд это связано с тем, что только в конце 90-х годов стали появляться первые научные работы в этой области. В связи с этим, становится актуальной задача поиска средств и методов развития физических качеств и основных элементов техники, юных таэквондистов на данном этапе подготовки.
Для определения мнения по организации и методике проведения занятий с юными таэквондистами, нами был проведен анкетный опрос. Всего было опрошено 16 специалистов, имеющих стаж занятий от 2 до 18 лет с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В анкете было представлено 22 вопроса. При обработке анкет были получены следующие результаты (табл.1).
На вопрос: Каков, на Ваш взгляд оптимальный возраст начала занятий таэквондо? Большинство тренеров (80%) считают этот возраст 5-6 лет, 15% считают возраст 7-8 лет оптимальным, 11% что это 9 лет и 7%-4 года. Это не смотря на то, что в программе спортивной подготовки таэквондо рекомендуют возраст начала занятий на этапе начальной подготовки с 9 лет.
При ответе на вопрос, по какой учебной программе Вы работаете, или какой программы придерживаетесь? Почти все специалисты ответили, что работают по программе ныне существующей, которая предусмотрена для 9-10 летних, некоторые затруднились ответить. Из этого можно сделать вывод, что методических разработок программного обеспечения явно нахватает.
Это подтверждается следующим вопросом: Считаете ли Вы, что на сегодняшний день в таэквондо достаточно разработанных методик подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста? 90% опрошенных ответили, что нет и только 10% да.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило, что есть необходимость в разработке программы спортивной подготовки для юных таэквондистов на этапе начальной подготовки.
Медведева Татьяна Петровна
Костромин Дмитрий Александрович
Медведева Татьяна Петровна