РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор-составитель: Тимофеева О. Г., учитель физической культуры, МОУ «Гимназия №53»
В статье представлены результаты внедрения различных методических подходов по развитию скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов общеобразовательной школы и результаты их внедрения на уроках физической культуры при занятиях баскетболом.
К л ю ч е в ы е с л о в а: физическое развитие, скоростно-силовые показатели, баскетбол, методика физической культуры.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо [1, с. 1].
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двигательным способностям человека. Позднее развить те или иные способности удается с трудом.
Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях [1].
© Воробьева М. А., 2016
Нами были проанализированы различные методы развития физических способностей детей среднего школьного возраста, применяемые в тренировочном процессе по баскетболу на уроках физической культуры, и оценена их эффективность в физическом развитии.
В школьной программе баскетбол, как и другие спортивные игры, широко используется как средство физического воспитания школьников. Занятия баскетболом способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость, а также содействуют воспитанию морально-волевых качеств: смелости, дисциплинированности, настойчивости, способности к преодолению трудностей, нравственному воспитанию.
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были отобраны по десять обучающихся 6 классов МБОУ СОШ № 75/42 Нижнего Тагила. Критерием отбора явилось личное желание учащихся поучаствовать в данной работе. Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2014 года.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – проведение входного тестирования и оценка уровня физического развития обучающихся.
Второй этап – реализация комплексов упражнений в контрольной и экспериментальной группах.
Третий этап – проведение итогового тестирования и оценка уровня физического развития учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Сущность эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, как влияет более широкий и разнообразный спектр физических упражнений на развитие основных показателей скоростно-силовых способностей при занятиях баскетболом.
При сравнивании полученных результатов в двух различных группах (экспериментальной и контрольной) использовались общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения М в каждом из тестов в каждой группе, расчет стандартной ошибки, оценка достоверности различий между группами с применением t-критерия (Стьюдента).
Сравнительная характеристика предложенных упражнений представлена в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Сравнительная характеристика тренировочного процесса по баскетболу в экспериментальной и контрольной группах
Упражнения экспериментальной группы | Упражнения контрольной группы |
Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двумя ногами или одной. 4 скамейки по 2–3 серии | Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3 скамейки по 2–3 раза |
О к о н ч а н и е т а б л. 1
Упражнения экспериментальной группы | Упражнения контрольной группы |
Выполнение прыжка на матах толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4–5 серий по 20–25 раз | Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка, примерно близкую к максимальной. 3 серии |
Прыжки в длину с глубокого приседа. 3–4 серии по 10–15 раз | Прыжки в длину с глубокого приседа. 3–4 серии по 10–15 раз |
Выполнение бега на матах на месте с высоким подниманием бедра и выхода с мата по свистку. 25–30 секунд 3–4 раза | |
Прыжки на скакалке на двух, правой, левой ноге. 200–100–100 прыжков соответственно | Прыжки со скакалкой на месте на двух, правой и левой ногах. 100–50–50 прыжков соответственно |
Запрыгивание на скамейку толчком двумя и одной ногой. 20–25 раз и 15–20 раз соответственно | Скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4–5 серий по 10–15 раз |
Полуприседания с партнером на плечах. 3–4 серии по 15–20 раз | |
Беговые упражнения и прыжковые по прямой. 3–4 прямых по 10–15 метров | Беговые упражнения и прыжковые по прямой. 3–4 прямых по 10–15 метров |
Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3–4 раза по 20 метров | |
Прыжки со скакалкой на двух ногах на матах, правой, левой ноге. 100–50–50 прыжков соответственно |
Основным методом оценки уровня физических способностей стал метод спортивного тестирования.
Тестирование проводилось по трем упражнениям:
- прыжок в длину с места;
- бег на 20 метров;
- прыжок в высоту с места толчком двух ног.
После тестирования результаты учащихся подвергались математической обработке, для каждой группы были рассчитаны характеристики вариационных рядов и определен общий уровень развития физических способностей учащихся.
Результаты входного тестирования представлены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2 Результаты входного тестирования обучающихся
Вид теста | 6 «А» класс | 6 «Б» класс |
Прыжок в длину с места, см Бег на 20 метров, с Прыжок в высоту с места толчком двух ног, см | М = 171,5 ± 1,7 М = 3,53 ± 0,03 М = 37,4 ± 0,6 | М = 170,9 ± 1,4 М = 3,54 ± 0,02 М = 37,1 ± 0,5 |
Сопоставление результатов тестирования в обоих классах показало, что уровень основных скоростно-силовых качеств в обоих классах находится примерно на одинаковом уровне. Проведенный затем анализ с использованием t-критерия (Стьюдента) также не выявил достоверных различий между классами по всем видам испытаний. Поэтомы мы произвольно определили обучающихся 6 «А» класса в экспериментальную группу, обучающихся 6«Б» – в контрольную.
Затем в экспериментальном и контрольном классах в течение трех месяцев были реализованы предложенные нами комплексы упражнений, представленные выше, после чего было проведено итоговое тестирование учеников 6 классов по тем же самым тестовым заданиям.
Полученные результаты представлены в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Результаты итогового тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп
Вид теста | 6 «А» класс (экспериментальная группа) | 6 «Б» класс (контрольная группа) |
Прыжок в длину с места, см Бег на 20 метров, с Прыжок в высоту с места толчком двух ног, см | М = 179,5 ± 0,8 М = 3,43 ± 0,03 М = 41,5 ± 0,7 | М = 172,7 ± 1,4 М = 3,53 ± 0,02 М = 38 ± 0,4 |
Проведенный затем анализ с использованием критерия Стьюдента выявил достоверные различия между контрольным и экспериментальным классами по всем тестовым испытаниям.
Кроме того, динамика скоростно-силовых показателей физического развития обучающихся в экспериментальной группе оказалась значительно выше контрольной.
Все это говорит о том, что использование более широкого и разнообразного спектра упражнений, направленных на развитие физических способностей, ведет к большему развитию этих показателей. При этом хотелось бы отметить, что методы спортивной тренировки по баскетболу, применяемые в контрольной группе, не являются неэффективными, поскольку наблюдается прирост показателей по всем контрольным упражнениям тестирования, но динамика в контрольной группе менее выражена.
Литература
1. Варламов Д. Б. Значение физической культуры для детей школьного возраста [Электронный ресурс] / Д. Б. Варламов, Е. В. Егорычева, И. В. Чернышева // Материалы XXXIV Международной НПК «Научное общество студентов XXI столетия». Режим доступа: http://sibac.info/14042 (дата обращения: 10.12.15).