РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
0
Материал опубликован 12 October

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор-составитель: Тимофеева О. Г., учитель физической культуры, МОУ «Гимназия №53»

В статье представлены результаты внедрения различных методических подходов по развитию скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов общеобразовательной школы и результаты их внедрения на уроках физической культуры при занятиях баскетболом.

К л ю ч е в ы е с л о в а:  физическое развитие, скоростно-силовые показатели, баскетбол, методика физической культуры.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо [1, с. 1].

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двигательным способностям человека. Позднее развить те или иные способности удается с трудом.

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях [1].

© Воробьева М. А., 2016

Нами были проанализированы различные методы развития физических способностей детей среднего школьного возраста, применяемые в тренировочном процессе по баскетболу на уроках физической культуры, и оценена их эффективность в физическом развитии.

В школьной программе баскетбол, как и другие спортивные игры, широко используется как средство физического воспитания школьников. Занятия баскетболом способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость, а также содействуют воспитанию морально-волевых качеств: смелости, дисциплинированности, настойчивости, способности к преодолению трудностей, нравственному воспитанию.

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были отобраны по десять обучающихся 6 классов МБОУ СОШ № 75/42 Нижнего Тагила. Критерием отбора явилось личное желание учащихся поучаствовать в данной работе. Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2014 года.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – проведение входного тестирования и оценка уровня физического развития обучающихся.

Второй этап – реализация комплексов упражнений в контрольной и экспериментальной группах.

Третий этап – проведение итогового тестирования и оценка уровня физического развития учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Сущность эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, как влияет более широкий и разнообразный спектр физических упражнений на развитие основных показателей скоростно-силовых способностей при занятиях баскетболом.

При сравнивании полученных результатов в двух различных группах (экспериментальной и контрольной) использовались общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения М в каждом из тестов в каждой группе, расчет стандартной ошибки, оценка достоверности различий между группами с применением t-критерия (Стьюдента).

Сравнительная характеристика предложенных упражнений представлена в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Сравнительная характеристика тренировочного процесса по баскетболу в экспериментальной и контрольной группах

Упражнения экспериментальной группы

Упражнения контрольной группы

Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двумя ногами или одной. 4 скамейки по 2–3 серии

Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3 скамейки по 2–3 раза

О к о н ч а н и е т а б л. 1

Упражнения экспериментальной группы

Упражнения контрольной группы

Выполнение прыжка на матах толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4–5 серий по 20–25 раз

Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка, примерно близкую к максимальной. 3 серии

Прыжки в длину с глубокого приседа.

3–4 серии по 10–15 раз

Прыжки в длину с глубокого приседа.

3–4 серии по 10–15 раз

Выполнение бега на матах на месте с высоким подниманием бедра и выхода с мата по свистку. 25–30 секунд 3–4 раза


Прыжки на скакалке на двух, правой, левой ноге. 200–100–100 прыжков соответственно

Прыжки со скакалкой на месте на двух, правой и левой ногах. 100–50–50 прыжков соответственно

Запрыгивание на скамейку толчком двумя и одной ногой. 20–25 раз и 15–20 раз соответственно

Скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4–5 серий по 10–15 раз

Полуприседания с партнером на плечах.

3–4 серии по 15–20 раз


Беговые упражнения и прыжковые по прямой. 3–4 прямых по 10–15 метров

Беговые упражнения и прыжковые по прямой. 3–4 прямых по 10–15 метров

Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3–4 раза по 20 метров


Прыжки со скакалкой на двух ногах на матах, правой, левой ноге. 100–50–50 прыжков соответственно


 Основным методом оценки уровня физических способностей стал метод спортивного тестирования.

Тестирование проводилось по трем упражнениям:

  • прыжок в длину с места;
  • бег на 20 метров;
  • прыжок в высоту с места толчком двух ног.

После тестирования результаты учащихся подвергались математической обработке, для каждой группы были рассчитаны характеристики вариационных рядов и определен общий уровень развития физических способностей учащихся.

Результаты входного тестирования представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а  2 Результаты входного тестирования обучающихся

Вид теста

6 «А» класс

6 «Б» класс

Прыжок в длину с места, см

Бег на 20 метров, с

Прыжок в высоту с места толчком двух ног, см

М = 171,5 ± 1,7

М = 3,53 ± 0,03

М = 37,4 ± 0,6

М = 170,9 ± 1,4

М = 3,54 ± 0,02

М = 37,1 ± 0,5

Сопоставление результатов тестирования в обоих классах показало, что уровень основных скоростно-силовых качеств в обоих классах находится примерно на одинаковом уровне. Проведенный затем анализ с использованием t-критерия (Стьюдента) также не выявил достоверных различий между классами по всем видам испытаний. Поэтомы мы произвольно определили обучающихся 6 «А» класса в экспериментальную группу, обучающихся 6«Б» – в контрольную.

Затем в экспериментальном и контрольном классах в течение трех месяцев были реализованы предложенные нами комплексы упражнений, представленные выше, после чего было проведено итоговое тестирование учеников 6 классов по тем же самым тестовым заданиям.

Полученные результаты представлены в табл. 3.

Т а б л и ц а  3

Результаты итогового тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп

Вид теста

6 «А» класс

(экспериментальная группа)

6 «Б» класс

(контрольная группа)

Прыжок в длину с места, см

Бег на 20 метров, с

Прыжок в высоту с места толчком двух ног, см

М = 179,5 ± 0,8

М = 3,43 ± 0,03

М = 41,5 ± 0,7

М = 172,7 ± 1,4

М = 3,53 ± 0,02

М = 38 ± 0,4

Проведенный затем анализ с использованием критерия Стьюдента выявил достоверные различия между контрольным и экспериментальным классами по всем тестовым испытаниям.

Кроме того, динамика скоростно-силовых показателей физического развития обучающихся в экспериментальной группе оказалась значительно выше контрольной.

Все это говорит о том, что использование более широкого и разнообразного спектра упражнений, направленных на развитие физических способностей, ведет к большему развитию этих показателей. При этом хотелось бы отметить, что методы спортивной тренировки по баскетболу, применяемые в контрольной группе, не являются неэффективными, поскольку наблюдается прирост показателей по всем контрольным упражнениям тестирования, но динамика в контрольной группе менее выражена.

Литература

1. Варламов Д. Б. Значение физической культуры для детей школьного возраста [Электронный ресурс] / Д. Б. Варламов, Е. В. Егорычева, И. В. Чернышева // Материалы XXXIV Международной НПК «Научное общество студентов XXI столетия». Режим доступа: http://sibac.info/14042 (дата обращения: 10.12.15).


Комментарии
Комментариев пока нет.