Развитие пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
Развитие пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка – дошкольника. Не случайно ему уделяли серьезное внимание многие психологи и педагоги. В работах В. Вавиловой, Э. Степаненковой, Р. Говоровой, Л. Венгера и др. был вскрыт ряд закономерностей совершенствования пространственной ориентировки на протяжении дошкольного возраста. В частности было установлено, что качество этой ориентировки в большой мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений.
Психологи и педагоги доказали, что учебную деятельность младших школьников часто затрудняет слабое развитие пространственной ориентировки, неясность пространственных представлений. Были разработаны методики по ориентировке в пространстве для профилактики нарушений письма и трудностей в обучении. Так, Т.А. Павлова, на основе анализа причин возникновения нарушений письма и трудностей в обучении, разработала игровые упражнения на развитие умений и навыков пространственного ориентирования, считая, что посредством данных упражнений развиваются и совершенствуются анализаторы обеспечивающие восприятие пространства. По ее мнению, четкая взаимосвязь всех форм ориентирования и восприятия обеспечивает необходимый уровень операции письма и чтения. Л.А. Венгер полагал, что развитие навыков ориентировки в пространстве приводит к существенным сдвигам в умственном развитии детей и обеспечивает перенос разнообразных умений в другие виды деятельности дошкольников, обогащает их игры. Р.И. Говорова, изучая возможности детей в пространственном ориентировании, отмечает, что при правильно построенной работе дети достигают сравнительно высокой степени развития пространства и пространственных представлений, усваивают обобщенные знания об отражаемых в условных схематических изображениях, связях и отношениях вещей. Так же, именно этот автор провела исследование по выявлению закономерностей развития и совершенствования пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.
В возрасте 3-5 лет, по мнению Л.А. Венгера, усваиваются практически все словесные обозначения пространственных отношений. Однако само по себе усвоение словесных обозначений не служит показателем уровня развития пространственных представлений: ребенок оценивает пространственные отношения только со своей позиции, не понимая, что если смотреть с другой стороны, то отношения меняются (то, что было сзади, окажется спереди, то, что справа, будет слева и т.д.). Более того, обозначенное слово-отношение закрепляется, становится для ребенка постоянным и мешает ему понять, почему то, что для него находится спереди, слева, для другого находиться сзади, справа. Именно поэтому детей с четырех лет следует знакомить с различными пространственными ситуациями. Первоначальное развитие ориентировки осуществляется на занятиях, направлено на освоение детьми умения практически, а не только словесно определять направление пространства.
Если Р.И. Говорова считает, что дошкольники во многих случаях хорошо понимают схематические и условные обозначения изображения, соотносят их с изображенной действительностью и могут пользоваться ими в качестве моделей свойств и отношений реальных предметов, то Л.А. Венгер отмечает, что дети в старшем дошкольном возрасте, способны научиться пользоваться планами разных пространственных ситуаций, усвоить условные обозначения, при помощи которых изображаются разные предметы на плане, понять, что взаимное расположение предметов на плане совпадает с их взаимным расположением в пространстве.
Жизненный опыт показывает, что существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Влияние педагогического воздействия увеличивает точность ориентировки в пространстве, совершенствует дифференцировку пространственных отношений между предметами. Понимание и использование дошкольниками планов приводит к формированию полноценной пространственной ориентировки.
Что же следует понимать под термином «ориентировка в пространстве»? Пространственная оценка движений представляет собой сложную функцию центральной нервной системы человека, которая осуществляется благодаря комплексной деятельности различных анализаторов, среди которых первостепенное значение имеет зрительный и двигательный анализатор. Кроме мышечно-двигательных ощущений, в пространственной ориентировке участвуют осязательные, слуховые, вестибулярные ощущения. Ощущения, исходящие от вестибулярного аппарата, важны для быстроты и правильной координации движений. Посредством зрения ребенок легко усваивает соотношения в расположении окружающих его предметов.
При передвижении в любом месте (на улице, в помещении) пространственная ориентировка необходима. Только при этом условии ребенок может успешно осуществлять передвижение.
Необходимо как можно раньше начинать развитие пространственных представлений у детей, опираясь на растущие возможности двигательного анализатора ребенка.
Основная цель данной работы - обучение навыкам ориентировки в пространстве:
умение определять основные направления;
умение проходить расстояние за короткий промежуток времени по готовому плану;
«чтение» плана на основе общепринятых условных обозначений;
умение ориентироваться на местности.
Вся работа проходит в III этапа, эти этапы рассчитаны на 3 года: вводный, подготовительный и основной. Первый этап для детей средней группы, второй для детей старшей группы, третий этап для детей подготовительной группы.
Этапы формирования пространственных представлений
Таблица 1
Этапы | Задачи | Возраст детей |
Вводный | Ориентировка «на себе» Учить детей ориентироваться на собственном теле, понимать пространственное расположение отдельных частей своего тела, умению ориентироваться в предметно-пространственном окружении | Средний |
Подготови-тельный | Ориентировка «от себя» Закрепить ориентировку детей на собственном теле «на себе». Учить распознаванию пространственных отношений между предметами, ориентировке в пределах ограниченного пространства, ориентировке относительно своего тела «от себя». Освоить основные направления. Познакомить детей с условными обозначениями | Старший |
Основной | Ориентировка по плану Совершенствовать ориентировку детей «на себе», «от себя». Закрепить распознавание пространственных отношений между предметами, ориентировку в пределах ограниченного пространства. Учить детей «чтению» плана на основе общепринятых условных обозначений. Двигаться по плану в обозначенное место за короткий промежуток времени. Самостоятельно делать обозначения на плане. Познакомить детей с компасом | Подготовительный |
I этап - вводный (средний возраст)
Формирование у детей ориентировки в пространстве осуществляется систематически в повседневной жизни, в процессе обучения на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, праздниках, досугах, прогулках, «прогулках – походах», различных поручениях в пределах зала, участка, площадки.
Уже с раннего возраста формирование пространственной ориентировки у детей происходит в процессе обучения их двигательным навыкам. Развитие координации движений, формирование двигательных навыков у детей неразрывно связано с развитием «кинестетического пространственного развития», т.е. с различием направлений, расстояний, отражением пространственно–временных соотношений между предметами и движениями.
Работа с детьми проводится как со всей группой, так и индивидуально. Нет необходимости придумывать для детей среднего возраста специальные упражнения для развития пространственных представлений: почти в каждой рекомендованной игре для этого возраста есть такая возможность. Необходимо только помнить о развитии пространственных представлений и сделать акцент при выборе игровых упражнений и подвижных игр.
Подвижные игры являются ценным средством развития пространственных представлений, так как вся деятельность ребенка в игре требует ориентировки в пространстве: бежать в определенном направлении (вперед, назад, в сторону), прыгнуть повыше, бросить мяч подальше, найти свое место или ориентир и т.д. Мы используем: наглядные ориентиры (флажки, модули, стулья, скамейки, мячи и т.д.) которые способствуют уточнению у детей пространственной оценки расстояний и направлений. Они облегчают перемещение ребенка по залу, площадке. При объяснении двигательного задания в игре важно не только указывать, но и правильно словесно обозначать точное название направлений.
Наметив определенные игры и упражнения, мы стала постепенно использовать их в своей работе. На первом этапе целесообразно использовать небольшое количество игр с тем, чтобы систематически их повторять, тем самым, расширяя двигательный опыт детей, преодолевая отвлекаемость их внимания, слабое развитие пространственных представлений. А по мере овладения играми добавлять новые и усложнять те, которые дети хорошо освоили.
Такие игры как «Возьми флажок», «Добеги до мяча», «Встань первым», «Светофор» ориентированы на освоение направления движения.
Игры «Парашют», «Цапля», «Найди свое место», «Сделай так!» направлены на ориентировку в схеме собственного тела.
Игры «Найди свой домик», «Скорее в обруч», «Найди игрушку» направлены на определение удаленности предметов.
Игры «Принеси мяч», «Солнышко и дождик», «Бездомный заяц», «Найди пару по цвету» направлены на ориентировку относительно предметов и самого себя. (Приложение 1*)
В работе нам помогает помесячное планирование, разработанное и апробированное в нашем дошкольном учреждении.
Планирование игр и игровых упражнений по ориентировке в пространстве в средней группе
Таблица 2
Месяц | Название игры | Задачи |
Сентябрь | «Возьми флажок», «Солнышко и дождик» | Учить детей: определять основные направления; ориентироваться в схеме собственного тела; находить место относительно предметов; определять удаленность предметов; ориентация себя относительно других объектов |
Октябрь | «Парашют», «Будь внимательным» | |
Ноябрь | «Цапля», «Бездомный заяц» | |
Декабрь | «Будь внимательным», «Флажок» | |
Январь | «Найди свой домик», «Скорее в обруч» | |
Февраль | «Светофор», «Найди игрушку» | |
Март | «Найди свое место», «Добеги до мяча» | |
Апрель | «Найди пару по цвету», «На прогулку» | |
Май | «Встань первым», «Найди свое место» |
Со второго полугодия начинается работа на дифференциацию правой и левой стороны тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется уже на основе умения выделять правую руку: различение левой руки у ребенка осуществляется только через правую руку. Во время режимных моментов и занятий, воспитатели делают акцент на правую и левую руку ребенка. На физкультурных занятиях, на правую руку ребенок надевает браслет, он точно знает: «правая рука» - это «та рука, на которой браслет». Таким образом, ребенку дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные пространственные представления. Даже на утренней гимнастике и физкультурном занятии акцентируется внимание на правую и левую руку, сторону, и даются задания. В тех упражнениях, где действие связано со сторонами, счет заменен на слова (направо, налево, вперед, назад).
Таким образом, систематическое использование игр и игровых упражнений по ориентировке в пространстве на занятиях, позволяет ребенку выделять противоположные стороны сначала «на себе», «от себя» в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от других любых объектов. Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам. И, наконец, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (зал, групповая комната, участок, спортивная площадка) предполагает знание основных направлений.
II этап - подготовительный (старшая группа)
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается достаточный опыт и знания о пространстве. Воспринимая пространство в процессе двигательной деятельности, различая близость и удаленность предметов, от себя и друг от друга, ребенок опирается на зрительные, кожные, слуховые ощущения, осмысливает свои действия.
Использовав эти знания, переходим к новым задачам, с полным основанием их можно назвать центральными в содержании всей работы, эти задачи заключаются в следующем:
закрепить ориентировку детей на собственном теле «на себе»;
учить детей распознаванию пространственных отношений между предметами;
учить детей ориентироваться в пределах ограниченного пространства;
ориентироваться относительно своего тела «от себя»;
освоить основные направления;
познакомить детей с условными обозначениями.
В начале года проводится диагностика, по которой определяется усвоенный материал средней группы, это знание частей тела (правая нога, рука; левая рука, нога и т.д.), свободное нахождение ребенком указанный предмет, проверяем знания основных направлений без показа, так как в средней группе показ присутствовал. Движение от предмета, понимание схем, условных обозначений, движение по команде.
Диагностика проводится тестированием, используются следующие тесты:
На знание основных направлений: дети стоят в одной шеренге, им дают команды для поворотов на месте в указанную сторону; во время движения задается направление и смена ведущего.
Движение от предмета: называется предмет, от которого ребенок начинает движение, ему задается определенное направление и число шагов, прыжков.
Тест «Друзья»: дети парой встают напротив друг друга, выполняют движения, которые называет инструктор.
Движение в соответствии со схемой: ребенку дается карточка-схема, на которой нарисовано направление и число шагов.
На понимание условных обозначений: ребенку предлагаются карточки с условными обозначениями основных ориентиров (стены, окна, двери, здания, предметы).
Тесты оцениваются по следующим критериям: «+» - знает, «-» - не знает, «С»- сомневается. Для записи результатов нами были разработаны диагностические карты.
Диагностическая карта детей старшей группы по ориентировке в пространстве
Таблица 3
№ | Ф.И. ребенка | Основные направления | «Друзья» | Движение со словесной команды | Движение в соответствии со схемой | Понимает условные обозначения | |||||
Вперед | Назад | Направо | Налево | Вверх | Вниз | ||||||
1 | Иванова С. | | | | | | | | | | |
2 | Петров А. | | | | | | | | | | |
Диагностика показала: что на начало года основные направления знают 46%, сомневаются в своих действиях 46%, не знают направления 8%.
В схеме человека стоящего напротив, понимают 8%, сомневаются 4%, не понимают 88%.
Двигаются правильно по словесной команде 17%, сомневаются в своих действиях 29%, не могут соотнести движения со сторонами 46%.
Понимают схему и двигаются в соответствии с ней 71%, сомневаются 21%, не понимают схему 8%. (Приложение 1).
Дети старшей группы умеют наблюдать, анализировать и обобщать. Они могут оперировать схемами и моделями, отражающими в обобщенном виде свойства и отношения вещей, им доступно понимание плана, как знаково–символического заместителя объекта. Дети достаточно хорошо понимают связь между отдельными элементами плана и реальными предметами. План является общепринятой формой схематического изображения пространственных отношений между предметами. Все это и показала диагностика.
Но прежде чем перейти к планам, продолжаем работу по ориентировке «на себе» и особое внимание уделяем ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». Одна из основных задач учить детей определять направление в пространстве относительно своего тела.
На всех занятиях по физической культуре используются строевые упражнения, наряду с тем, что они благоприятно влияют на формирование правильной осанки, легкой и красивой походки, они еще развивают ориентировку в пространстве. Они служат наиболее организованному и рациональному размещению и передвижению детей. Строевые упражнения являются средством воспитания дисциплинированности, согласованности совместных действий, умения выполнять распоряжения инструктора, помогают усвоить понятия «шеренга», «колонна», «круг», «диагональ» и т.д.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом».
Размыкание, смыкание: приставным, шагом галопом вправо, влево, вперед, назад.
Передвижения: движение в обход, движение по диагонали, движение «змейкой», противоходом.
Перестроения: перестроение из колонны по одному в 2 (3,4,5) колонны поворотом в движении, перестроение из 2 (3,4,5) колонн в одну, в круг.
Дифференцировка основных пространственных направлений в процессе ходьбы или бега – более сложная задача, чем определение их в статическом положении, для систематического использования было сделано перспективное планирование строевых упражнений для детей старшего возраста.
Планирование строевых упражнений для детей старшего возраста
Таблица 4
№ | Строевые упражнения | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V |
1 | Строевые приемы | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Размыкание смыкание | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Движение в обход | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Движение по диагонали | | + | | + | | + | | + | |
5 | Движение «змейкой» | + | | + | | + | | + | | + |
6 | Движение противоходом | | + | + | | + | + | | + | + |
7 | Перестроение в 2 (3,4) в движении | + | + | + | | | | | | |
8 | Перестроение из шеренги в 2,3 на месте по расчету | | | | | | + | + | + | + |
9 | Перестроение из 2 (3,4) в одну | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | Перестроение из колонны в 2,3 по расчету | | | + | + | | | + | + | |
11 | Перестроение из колонны по одному в две | | | | | + | | | + | + |
12 | Перестроение из колонны по 2 в колонну по 1 сведением | | | | | + | | | + | + |
13 | Перестроение из круга в 2 по расчету | | | + | | + | | + | | |
14 | Перестроение из одной колонны в два круга | | | | + | | + | | + | + |
В процессе формирования двигательных навыков в общеразвивающих упражнениях закреплялись, совершенствовались, обогащались знания детей о пространственном положении частей тела, направлении, местоположении, отношении между предметами.
Во время занятий по физкультуре и на прогулках продолжаем использовать игры на ориентировку в пространстве.
Такие игры как «Вратарь», «Тоннель», «Возьми кубик и поставь на пол справа», «Повтори за мной» закрепляют у ребенка знание правой и левой сторон.
Игры «Назови, кто, где стоит», «Пройди по схеме» формируют у детей умение определять последовательность объектов.
Игры «Повтори за мной», «Делай как я!» учат детей по памяти выполнять задание, показанное педагогом.
Игры «Найди свое место», «Стань первым», «Найди игрушку» учат находить свое место относительно объектов, это могут быть и сами дети и различные предметы и даже стены зала.
С помощью игр «Пройди маршрут», «Найди игрушку» дети определенным количеством шагов проходят маршрут.
Игра «Что дальше, что ближе» формирует навык определения удаленности предметов.
Игры «Жмурки», «Пройди по словесному заданию», «Будь внимательным» развивают у детей умение воспроизводить движения с закрытыми глазами. (Приложение 2).
Опыт работы показал, что знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. В таких играх как «Друзья», «Делай как я!», «Неправильное зеркало». Дети убеждаются, в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «право – где у меня лево, а лево – где право».
Планирование игр и игровых упражнений по ориентировке в пространстве в старшей группе
Таблица 5
Ме-сяц | Название игры | Задачи |
Сентябрь | «Вратарь» «Найди свое место» | Закрепить ориентированность ребенка в правой и левой сторонах, развивать быстроту реакции, точность движения. Учить детей находить свое место относительно предмета |
Октябрь | «Вправо, влево прокати» «Повтори за мной» | Закрепить ориентированность ребенка в правой и левой сторонах. Учить детей по памяти выполнять задание, показанное педагогом |
Ноябрь | «Назови, кто где стоит» «Друзья» | Формировать умение определять последовательность объектов. Формировать навык определения направлений пространства относительно друг друга |
Продолжение таблицы 5
Декабрь | «Жмурки» «Пройди маршрут» | Развивать у детей точность воспроизведения направления движения с закрытыми глазами. Учить детей определенным количеством шагов проходить маршрут |
Январь | «Найди игрушку» «Повтори за мной» | Продолжать учить детей ориентироваться в пределах спортивного зала. Продолжать учить детей по памяти выполнять задание, показанное педагогом |
Февраль | «Друзья» «Что дальше, что ближе» | Формировать навык определения направлений пространства относительно друг друга. Формировать навык определения удаленности предметов |
Март | «Стань первым» «Слушай команду» | Продолжать учить детей находить место ведущего в колонне, вести колонну в указанном направлении. Продолжать учить детей определять направление относительно себя |
Апрель | «Пройди по словесному заданию» «Будь внимательным» «Делай как я!» | Развивать у детей умение воспроизведить движения с закрытыми глазами Формировать навык выполнять последовательность Формировать навык определения направлений пространства относительно друг друга |
Май | «Друзья» «Пройди по схеме» | Формировать навык определения направлений пространства относительно друг друга Учить детей с помощью схемы проходить указанный маршрут |
Объяснение основных движений на занятиях заменяются карточками-схемами, по карточке дети определяют последовательность задания, направление, схема выполнения (Приложение 3). Познакомив детей с условными обозначениями, все больше стали использовать:
схемы маршрутов, на которых изображено направление и количество шагов для индивидуального использования;
схемы передвижения колонны в основном она дается ведущему он ведет колонну по маршруту, для остальных это загадка, только после прохождения они могут сказать, какое было передвижение, ведущего меняю постоянно;
схемы основных движений, количество заданий.
Все элементы по ориентировке в пространстве включаются в занятия в зале и на воздухе. Во время «прогулок – походов», внимание детей обращается на то, что к одному и тому же месту можно прийти разными путями, путь может быть коротким и длинным, прямым и извилистым, это показывается и на схемах, и на планах. (Приложение 4).
Работая по сложившейся методике, мы видим, что в конце учебного года основные направления знают 71%, сомневаются в своих действиях 21%, не знают направления 8%.
В схеме человека стоящего напротив понимают 58%, сомневаются 34%, не понимают 8%.
Двигаются по словесной команде 92%, сомневаются в своих действиях 8%.
Понимают схему и двигаются в соответствии с ней 79%, сомневаются 21%. (Приложение 5).
Сравнительная диагностика по результатам II этапа
Знают основные направления;
Правильно ориентируются в игре «Друзья»;
Правильно двигаются по словесной команде;
Правильно двигаются в соответствии со схемой;
Понимают условные обозначения.
Сравнивая эти показатели с результатами тестирования мы видим, что, систематическое, целенаправленное сочетание наглядного образца со словом в процессе формирования двигательных навыков в общеразвивающих упражнениях, способствовало осознанию детьми парнопротивоположных направлений; положения частей тела, местоположения и отношения между предметами. Дети в разнообразных ситуациях использовали словесные обозначения: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо, и т.д. Взаимосвязь слова и наглядности, активизация восприятия и мышления при формировании двигательного навыка, в общеразвивающих и основных движениях, способствовало развитию ориентировки в пространстве, осознанному применению пространственной терминологии. Направление ориентировочной деятельности в движении способствовало развитию у детей восприятия и представления о пространстве.
III этап - основной (подготовительная группа)
Результаты современных исследований в области дошкольной психологии и экспериментальные данные свидетельствуют: дошкольники могут оперировать схемами и моделями, отражающими в обобщенном виде свойства и отношения вещей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.), что им доступно понимание плана как знаково-символического заместителя объекта. Дети достаточно хорошо понимают связь между отдельными элементами плана и реальными предметами.
Третий этап работы начинается в подготовительной группе, он является заключительным, его задача состоят в следующем:
учить детей «читать» план на основе общепринятых условных обозначений;
учить детей самостоятельно составлять план ограниченного пространства;
проходить указанный путь по плану за короткий промежуток времени.
Для более углубленного обучения был организован кружок «Следопыты».
Была проведена диагностика по следующим тестам:
На знание своих частей тела: ребенку называют разные части тела, он должен показать их на себе.
На знание основных направлений: по команде инструктора ребенок выполняет повороты и передвижения в заданных направлениях.
На правильное движение по схеме: ребенку выдается схема, он двигается в соответствии с ней.
На понимание условных обозначений: ребенку выдается карточка, на которой изображены основные условные обозначения, он должен их назвать.
На самостоятельную ориентировку по плану: ребенку выдается план, на нем отмечено место, где должен находиться сам ребенок, либо какой-то объект.
На проверку самостоятельного составления плана: ребенку выдается план, на котором отмечены основные ориентиры (стены, окна и двери), с помощью геометрических фигур он отмечает место расположения модулей на своем плане.
На прохождение дистанции за короткий отрезок времени: ребенку выдается план, на котором отмечен маршрут, расстояние у всех детей одинаковое маршруты разные, задача в том что, дети должны добежать до намеченного места и принести то, что было спрятано. Сразу можно продиагностировать от 3 – 6 детей по разным маршрутам. Этот тест проводиться в середине и в конце года.
На знания компаса: ребенку выдается компас, по просьбе инструктора он должен найти север, юг, запад, восток. Этот тест проводиться в конце года.
Тесты оцениваются по следующим критериям: «+» – знает, «-» - не знает, «С» - сомневается. Показатели заносятся в диагностические карты.
Диагностическая карта детей подготовительной группы по ориентировке в пространстве
Таблица 6
№ | Ф.И. | Ориентируется на себе | Знает основные направления | Правильно двигается по схеме | Понимает условные обозначения | Ориентируется по плану | Самостоятельно составляет план | Проходит дистанцию за короткий отрезок времени | Ориентируется по компасу |
1 | Иванова С. | | | | | | | | |
2 | Петров А. | | | | | | | | |
Проведя диагностику был сделан следующий вывод: детей свободно ориентирующихся «на себе» 92%, сомневающихся в своих действиях 8%;
знают основные направления 79%, сомневаются 21%;
могут правильно двигаться по схеме 92%, ошибаются в своих действиях 8%;
понимают условные обозначения 92%, затрудняются 8%;
могут ориентироваться по плану 66%, ошибаются 13%, не понимают план 21%. (Приложение 6).
Основные задачи кружка по ориентировке в пространстве «Следопыты» состоят в следующем:
учить детей по образцу располагать предметы на своем плане;
учить детей проходить указанный маршрут и делать отметки на своих планах;
учить детей отмечать на плане место расположения определенного объекта;
учить детей определять по компасу стороны света;
учить детей самостоятельно рисовать план.
Вся работа по ориентировке в пространстве в подготовительной группе, это работа с планами. С первых занятий детям выдается план зала, на котором обозначены стены, окна, двери – это основные ориентиры первого плана. (Приложение 7). По меткам на плане дети определяют свое месторасположение в зале.
На следующем плане изображены объекты, дети ориентируются относительно объектов, они находят свое месторасположение, делают метки на своих планах, передвигаются в соответствии со схемой движения. (Приложение 8).
С помощью геометрических фигур на основном плане дети отмечают расположение различных объектов, эти игры развивают зрительную память детей. (Приложение 9).
Параллельно с работой по планам в зале проводится работа на воздухе. «Прогулки – походы» помогают развивать у детей наблюдательность, продолжается работа по совершенствованию знаний основных направлений, умению реально оценивать маршрут с точки зрения безопасности пути и делать правильный выбор, в пользу безопасности, несмотря на расстояние. (Приложение 10).
Во время экскурсий по территории детского сада, дети запоминают расположение отдельных участков, объектов, это им поможет в ориентировке по плану.
Составляем план участка подготовительной группы, дети ориентируются по плану участка, самостоятельно отмечают объекты и свое месторасположение. (Приложение 11).
Последовательно вводим разные действия с планом и их сочетание с усложнением задания. После заданий на ориентировку в пространстве по готовому плану даем задание на самостоятельное изображение плана с дальнейшей ориентировкой по нему в пространстве, затем задания на изображение плана пространства по памяти. (Приложение 12).
В конце года детей знакомим с назначением и устройством компаса. Ребенок должен узнать четыре стороны света и определять направления по компасу. Даются такие игровые упражнения как, «5 шагов на север, 2 шага на запад» и т.д.
Итогом всей работы, является умение ребенка проходить определенное расстояние за короткий промежуток времени, умение ориентироваться по плану, если даже в нем упущены некоторые детали. План зала может быть просто чистым листом и соответствовать форме зала, стены это края листа, расположение объектов будет относительно края листа и самих объектов. (Приложение 13).
В досугах и праздниках включаем задания на ориентировку в пространстве, дети ищут клады, сокровища, ориентируясь по готовым планам, схемам.
Вся работа проводится в игровой форме, используются игры и игровые упражнения не только в кружке «Следопыты», но и на занятиях по физкультуре.
Каждая игра и игровое упражнение на ориентировку в пространстве различны по целевым установкам и своим конкретным дидактическим задачам. Их содержание, характер, игровые действия и правила различны также по степени сложности.
В игре «Расставь так, как указано на схеме» дети по образцу располагают предметы на своем плане.
В игре «Кто быстрее» дети по словесному описанию находят объект.
В игре «Пройди маршрут» дети проходят указанный маршрут и делают отметки на своих планах.
В игре «Неправильное зеркало» дети определяют основные направления относительно друг друга.
В игре «Поиск сокровищ» дети самостоятельно по плану находят заданный предмет.
В игре «Покажи на плане, где ты спрятал клад» дети самостоятельно находят предмет и отмечают его на плане.
В игре «Поиск сокровищ» дети самостоятельно по плану находят заданный предмет.
В игре «Самый внимательный» дети отмечают на плане месторасположение определенного объекта.
В игре «Найди, где мы находимся» дети находят на плане свое место расположения.
В игре «Кладоискатели» дети определяют по плану маршрут и находят предметы.
В игре «Следопыты» дети самостоятельно ориентируются по плану, проходят путь за короткий отрезок времени.
В игре «Разведчики» дети самостоятельно рисуют план.
В игре «Секретики» дети делают секретики и находят их.
В игре «Компас» дети самостоятельно определяют по компасу стороны света. (Приложение 14).
Планирование игр и игровых упражнений по ориентировке в пространстве в подготовительной группе
Таблица 7
Месяц | Игры и игровые упражнения | Содержание |
Сентябрь | «Расставь так, как указано на схеме» «Кто быстрее» | Учить детей по образцу располагать предметы на своем плане Продолжать учить детей по словесному описанию находить объект |
Октябрь | «Пройди маршрут» «Неправильное зеркало» | Учить детей проходить указанный маршрут и делать отметки на своих планах Формировать навык определения направления в пространстве относительно друг друга |
Ноябрь | «Жмурки» «Поиск сокровищ» | Продолжать развивать у детей точность воспроизведения направления движений с закрытыми глазами Учить детей самостоятельно по плану находить заданный предмет |
Декабрь | «Покажи на плане, где ты спрятал клад» «Пройди маршрут» | Учить детей самостоятельно находить предмет и отмечать его на плане Учить детей проходить указанный маршрут и делать отметки на своих планах |
Январь | «Поиск сокровищ» «Самый внимательный» | Учить детей самостоятельно по плану находить заданный предмет Учить детей отмечать на плане место расположения определенного объекта |
Февраль | «Определи начало движения» «Покажи на плане, где ты спрятал клад» | Продолжать учить детей по предметам на плане, определять начало движения Учить детей самостоятельно находить предмет и отмечать его на плане |
Март | «Найди, где мы находимся» «Кладоискатели» | Учить детей находить на плане свое месторасположение Продолжать учить детей определять по плану маршрут и находить предметы |
Апрель | «Следопыты» «Разведчики» | Совершенствовать умение детей ориентироваться по плану, проходить путь за короткий отрезок времени Учить детей самостоятельно рисовать план |
Май | «Следопыты» «Секретики» «Компас» | Совершенствовать умение детей ориентироваться по плану, проходить путь за короткий отрезок времени Научить детей делать «секретики» и находить их Научить детей определять по компасу стороны света |
Проведя диагностику в конце третьего этапа, ее результат показал:
дети свободно ориентируются «на себе» 100%;
знают основные направления 100%;
могут правильно двигаться по схеме 100%;
понимают условные обозначения 100%;
могут ориентироваться по плану 92%, ошибаются 8%;
самостоятельно составляют план 83%, делают ошибки 17%;
проходят дистанцию за короткий отрезок времени 79%, сомневаются в своих действиях 21%,
ориентируются по компасу 71%, затрудняются 29%. (Приложение 15).
Сравнительная диагностика по результатам III этапа
Ориентируются на себе;
Знают основные направления;
Правильно двигаются по схеме;
Понимают условные обозначения;
Ориентируются по плану;
Самостоятельно составляют план;
Проходят дистанцию за короткий отрезок времени;
Ориентируются по компасу.
Таким образом, результат работы убеждает в целесообразности обучения детей ориентировке в пространстве. К концу подготовительной группы дети хорошо знают основные направления, умеют определять по плану маршрут и проходить его за короткий отрезок времени, умеют отмечать на своем плане место расположения заданного объекта, определяют по компасу стороны света. Дети умеют реально оценить маршрут с точки зрения безопасности пути и сделать правильный выбор в пользу безопасности, несмотря на расстояние.
При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществлять передвижение из одного пункта местности в другой. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе, да и освоение «Правил дорожного движения» совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Таким образом, расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляет перспективным направлением работы, является одной из важных сторон умственного и физического развития ребенка – дошкольника.
Используемая литература:
Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова – М. : 2004.-64с.
Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер – М. : 1989.-127с.
Венгер, Л.А. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер – Е. : 1994. -74с.
Вавилова, Е.Н. Учит бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н. Вавилова – Просвещение, 1983.-144с.
Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. / М.А. Рунова – М.: Мозаика – Синтез, 2000-246с.
Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова – М. : Просвещение, 2005. - 141с.
Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и игровые упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя / В.Г. Фролов – М. : Просвещение, 1986-159с.
17