Статья «Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры»

6
0
Материал опубликован 28 May

«Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры»

(из опыта работы)

Удалов Н.А., учитель физической культуры ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга

Необходимость целенаправленного развития и диагностики способностей оптимально управлять движениями и регулировать их не вызывает сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования и диагностики комплекса КС еще недостаточно разработаны и представляют существенные трудности для учителей физической культуры и тренеров (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.).

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняет­ся четырьмя основными причинами:

- Хорошо развитые координационные способности являются необходимы­ми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движения­ми, к увеличению двигательного опыта.

- Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они спо­собствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

- Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использова­ния, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходо­ванию сил.

- Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития коор­динационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от учас­тия в спортивной деятельности (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.).

Однако совершенствование координационных способностей у младших школьников требует тщательного выбора средств и методов тренировки, а также знания особенностей физиологических реакций организма на нагрузку различного характера. Без знания этих методов и закономерностей невозможно целенаправленное развитие данного качества. Для реализации задач, решаемых в процессе развития КС, используются любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элемент новизны. По мере автоматизации навыка педагогическая ценность таких физических упражнений как средств развития КС уменьшается.

К средствам развития КС относят соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Упражнения, направленные на развитие «чувства времени» основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания.

При развитии «чувства пространства» применяются следующие типы заданий:

на точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик;

на точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах.

Важную роль играет направленное воздействие в процессе физического воспитания на функции анализаторов.

Средства развития точности силовых параметров движений – упражнения с отягощениями, прыжки в высоту и в длину, метание снарядов различного веса.

Совершенствование способности сохранять равновесие. Используются упражнения, связанные с:

балансированием в позах, отличающимся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела;

сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия;

сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех.

Важное место при развитии равновесия занимают упражнения на совершенствование функций вестибулярного аппарата (активные, пассивные, комбинированные)

Главные методы развития координационных способностей :

- равномерный метод – характеризуется тем, что при его использовании занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно, в течение длительного времени, с постоянной интенсивностью (25-75% от максимальной), стремясь сохранить постоянный темп, ритм, величину усилий и амплитуду движений;

- переменный метод – характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения. Выделяют несколько вариантов переменного метода:

с ритмичным колебанием интенсивности;

с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы.

- игровой метод – основу составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации;

- соревновательный метод – один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований;

- круговой метод – организованно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования физических качеств и в особенности их комплексных форм. Занимающиеся переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения – к другому, передвигаясь как бы по кругу. закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.).

Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста

Главной задачей в физическом воспитании детей младшего школьного возраста является – развитие координационных способностей. Жизненно необходимый смысл развития координационных способностей заключается в том, чтобы формировался запас возможностей, с помощью которых возможно решать различные двигательные задачи, используя накопленный резерв навыков. Хорошо развитая внутримышечная и межмышечная координация являются одними из самых важных факторов, которые определяют уровень развития координационных способностей. Взаимодействие мышц синергистов и антагонистов, быстрый переход от напряжения мышц к их расслаблению. В работах возраст 7-10 лет выделен как отдельный этап развития двигательной функции. Фиксированная связь между частотой и длиной беговых шагов, а также перекрестные движения рук приобретают устойчивую форму именно в этом возрасте. Так же в возрасте 7-10 лет достаточно хорошо развивается такой вид координации, как межмышечная координация, внутри которой происходит взаимодействие всех мышц в движении, а также сокращение в определенном порядке, необходимых для тех или иных двигательных действий, мышц синергистов и антагонистов. (Тумаров К.Б. Координационные способности мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах / К.Б. Тумаров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. Вып12. С. 154.). В.Н. Платонов качество проявления координационных способностей связывает в первую очередь со способностью воспринимать и анализировать собственные движения, возникновением образов, а также наличием динамических пространственных и временных характеристик движений при сложном взаимодействии различных частей тела, четким пониманием поставленной двигательной задачи, формированием плана и способа реализации движения. Автор связывает успешность решения двигательной задачи, а именно высокое качество проявления координационных способностей с возможностями и эффективной работой зрительного и вестибулярного анализаторов, быстротой прохождения импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок и суставных хрящей. Основными предпосылками эффективной афферентной импульсации, и как следствие, хорошей координированности и проявление координационных способностей, рассматривается: мышечно-суставная чувствительность; моторная (двигательная память) – как свойство центральной нервной системы фиксировать или запоминать двигательную форму с дальнейшим по необходимости ее воспроизведением; эффективная внутримышечная и межмышечная координация; совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов. Процесс развития координационных способностей спортсменов должен содержать упражнения, включающие элемент новизны. По мере автоматизации данного двигательного навыка его значения как средства развития координации снижается. Для развития способности к быстрому и целесообразному перестраиванию двигательной деятельности, автор предлагает использовать упражнения, направленные на мгновенное реагирование в постоянно изменяющихся условиях, а именно спортивные игры, единоборства. (Серикова Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. Вып12.160. С.224-231.).

Таким образом, можно сказать, что особенностями развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста является то, что этот возраст наиболее благоприятен для их развития и улучшения их качеств.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей