Статья «Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры»
«Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры»
(из опыта работы)
Удалов Н.А., учитель физической культуры ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга
Необходимость целенаправленного развития и диагностики способностей оптимально управлять движениями и регулировать их не вызывает сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования и диагностики комплекса КС еще недостаточно разработаны и представляют существенные трудности для учителей физической культуры и тренеров (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.).
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
- Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
- Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
- Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
- Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.).
Однако совершенствование координационных способностей у младших школьников требует тщательного выбора средств и методов тренировки, а также знания особенностей физиологических реакций организма на нагрузку различного характера. Без знания этих методов и закономерностей невозможно целенаправленное развитие данного качества. Для реализации задач, решаемых в процессе развития КС, используются любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элемент новизны. По мере автоматизации навыка педагогическая ценность таких физических упражнений как средств развития КС уменьшается.
К средствам развития КС относят соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Упражнения, направленные на развитие «чувства времени» основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания.
При развитии «чувства пространства» применяются следующие типы заданий:
на точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик;
на точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах.
Важную роль играет направленное воздействие в процессе физического воспитания на функции анализаторов.
Средства развития точности силовых параметров движений – упражнения с отягощениями, прыжки в высоту и в длину, метание снарядов различного веса.
Совершенствование способности сохранять равновесие. Используются упражнения, связанные с:
балансированием в позах, отличающимся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела;
сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия;
сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех.
Важное место при развитии равновесия занимают упражнения на совершенствование функций вестибулярного аппарата (активные, пассивные, комбинированные)
Главные методы развития координационных способностей :
- равномерный метод – характеризуется тем, что при его использовании занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно, в течение длительного времени, с постоянной интенсивностью (25-75% от максимальной), стремясь сохранить постоянный темп, ритм, величину усилий и амплитуду движений;
- переменный метод – характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения. Выделяют несколько вариантов переменного метода:
с ритмичным колебанием интенсивности;
с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы.
- игровой метод – основу составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации;
- соревновательный метод – один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований;
- круговой метод – организованно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования физических качеств и в особенности их комплексных форм. Занимающиеся переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения – к другому, передвигаясь как бы по кругу. закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.).
Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Главной задачей в физическом воспитании детей младшего школьного возраста является – развитие координационных способностей. Жизненно необходимый смысл развития координационных способностей заключается в том, чтобы формировался запас возможностей, с помощью которых возможно решать различные двигательные задачи, используя накопленный резерв навыков. Хорошо развитая внутримышечная и межмышечная координация являются одними из самых важных факторов, которые определяют уровень развития координационных способностей. Взаимодействие мышц синергистов и антагонистов, быстрый переход от напряжения мышц к их расслаблению. В работах возраст 7-10 лет выделен как отдельный этап развития двигательной функции. Фиксированная связь между частотой и длиной беговых шагов, а также перекрестные движения рук приобретают устойчивую форму именно в этом возрасте. Так же в возрасте 7-10 лет достаточно хорошо развивается такой вид координации, как межмышечная координация, внутри которой происходит взаимодействие всех мышц в движении, а также сокращение в определенном порядке, необходимых для тех или иных двигательных действий, мышц синергистов и антагонистов. (Тумаров К.Б. Координационные способности мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах / К.Б. Тумаров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. Вып12. С. 154.). В.Н. Платонов качество проявления координационных способностей связывает в первую очередь со способностью воспринимать и анализировать собственные движения, возникновением образов, а также наличием динамических пространственных и временных характеристик движений при сложном взаимодействии различных частей тела, четким пониманием поставленной двигательной задачи, формированием плана и способа реализации движения. Автор связывает успешность решения двигательной задачи, а именно высокое качество проявления координационных способностей с возможностями и эффективной работой зрительного и вестибулярного анализаторов, быстротой прохождения импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок и суставных хрящей. Основными предпосылками эффективной афферентной импульсации, и как следствие, хорошей координированности и проявление координационных способностей, рассматривается: мышечно-суставная чувствительность; моторная (двигательная память) – как свойство центральной нервной системы фиксировать или запоминать двигательную форму с дальнейшим по необходимости ее воспроизведением; эффективная внутримышечная и межмышечная координация; совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов. Процесс развития координационных способностей спортсменов должен содержать упражнения, включающие элемент новизны. По мере автоматизации данного двигательного навыка его значения как средства развития координации снижается. Для развития способности к быстрому и целесообразному перестраиванию двигательной деятельности, автор предлагает использовать упражнения, направленные на мгновенное реагирование в постоянно изменяющихся условиях, а именно спортивные игры, единоборства. (Серикова Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. Вып12.160. С.224-231.).
Таким образом, можно сказать, что особенностями развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста является то, что этот возраст наиболее благоприятен для их развития и улучшения их качеств.