Баскетбол как средство развития физических качеств у детей среднего школьного возраста

1
0
Материал опубликован 18 May 2020

Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития

Баскетбол — это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игроков предельной мобилизации функциональных возможностей, скоростно-силовых качеств, физическая подготовка баскетболиста должна быть направлена на решение следующих задач:

1) повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка);

2) воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений, игровой ловкости и выносливсти.

Основные методы воспитания и совершенствования силы:

- повторное поднимание непредельной массы «до отказа» с максимальным усилением;

- метод круговой тренировки;

- метод сопряженных действий, интервальный, соревновательный.

К основным качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с ними морфо - функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты.

Тесты - упражнения  для измерения гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе.

2. Подвижность позвоночного столба.

3. Наклоны вперед

Тесты – упражнения  для измерения силовых способностей

Эти тесты делятся на четыре основные группы:

- для оценки быстроты простой и сложной реакции;

- для оценки скоростных одиночных движений;

- для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;

- для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Проводится по правилам легкой атлетики. Бег на 60 и 100 и рекомендуется учащимся с 11 лет.

Подтягивания

Отжимание от пола

Прыжок вверх с места со взмахом и без взмаха рук.

Метание (толчок) набивного мяча

Экспериментальной базой исследования выступила муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова». В исследовании приняли участие 20 учеников шестых классов, регулярно посещающих уроки физической культуры и тренировки по баскетболу. Учащиеся были разделены на две команды. У первой команды (экспериментальная группа) на тренировках были упражнения, направленные на развитие физических качеств средствами физических упражнений и подвижных игр.

 У второй команды (контрольная группа) были обычные  занятия, направленные на повышение уровня технической и физической подготовленности по баскетболу.

Тренировки проходили с октября по март 2019 – 2020 учебного года. На первом – констатирующем этапе исследования (октябрь 2019) в обеих группах  нами было проведено тестирование с целью измерения исходного уровня развития физических качеств детей среднего школьного возраста.

На втором – формирующем этапе исследования (с декабря по февраль 2020г.) в учебно - тренировочный процесс школьников экспериментальной группы был введен материал по баскетболу и подвижным играм.

На третьем – контрольном этапе (март 2020 года) было проведено повторное измерение уровня развития физических качеств детей экспериментальной  и контрольной групп. Полученные результаты контрольных тестов были сопоставлены с результатами констатирующего эксперимента.

Средние результаты экспериментальной и контрольной групп в беге на 30 м. По этим результатам исследования  мы видим, что подготовленность обеих групп на констатирующем этапе эксперименте находится на одном уровне, а на контрольном этапе мы отмечаем уменьшение времени у учеников экспериментальной группы. У контрольной группы результат остался прежним. Вероятно, это можно объяснить тем, что скоростные качества труднее всего поддаются развитию, и продолжительности формирующего этапа эксперимента было недостаточно для достижения положительных сдвигов в этом упражнении.

Уровень развития координационных способностей повысился у у экспериментальной группы на 0,1 с.  Причем показатели на констатирующем этапе соответствовали среднему уровню развития школьников 12 – 13 лет и после использования подвижных игр с элементами баскетбола, способствующих совершенствованию техники бега и развитию ловкости, результаты повысились не значительно.

Результаты в прыжке в длину с места повысились: у экспериментальной и контрольной групп на 2 см. Это свидетельствует об эффективности использования на уроках физической культуры баскетбола и подвижных игр с элементами баскетбола, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и совершенствование техники прыжков. Показатели в данном контрольном упражнении соответствуют среднему уровню развития детей 12 - 13 лет.

По результатам шестиминутного бега, определяющего уровень развития выносливости, видно, что значительных положительных сдвигов не произошло. Результаты, показанные детьми в данном тесте, соответствуют среднему уровню развития выносливости школьников 12 – 13 лет.

По результатам тестирования видно, что показатель развития гибкости улучшился: у детей экспериментальной группы на 1 см, а у контрольной группы остался на прежнем уровне и соответствует среднему уровню физической подготовленности школьников 12 – 13 лет. Это можно объяснить тем, что гибкость легче поддается развитию, чем другие качества, особенно в данном школьном возрасте.

Результаты в подтягивании на перекладине изменились, что в экспериментальной и контрольной группах на 1 см. Это свидетельствует о эффективности использования третьего урока по баскетболу для развития собственно силовых способностей. Показатели в данном контрольном упражнении соответствуют среднему уровню физической подготовленности детей 12 - 13 лет.

Анализ полученных данных на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют о том, что  практически все физические качества соответствуют среднему уровню физической подготовленности школьников.

Таким образом, средний школьный возраст является началом сенситивного периода для развития скоростно-силовых качеств, поскольку в этом возрасте отмечается значительный рост быстроты, гибкости.  Что  было доказано в нашем практическом эксперименте.

В заключении необходимо особо подчеркнуть, что при выполнении физических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений, что возможно благодаря использованию баскетбола и подвижных игр.

Игры особенно важны в этом возрасте, поэтому урок никогда не должен превращаться в скучный, монотонный процесс.

В результате проведенного  практического эксперимента, мы установили, что использование в программе по физическом воспитанию баскетбола и подвижных игр с элементами баскетбола способствовало повышению уровня развития таких двигательных качеств, как гибкость, скоростно-силовые и координационные способности, выработке волевых качеств, развитию сообразительности, совершенствованию техники выполнения элементов игры в баскетбол.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации