Комплексное развитие физических качеств на уроке физической культуры
«Комплексное развитие физических качеств на уроках физической культуры».
Гибкость как физическое качество. Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различают активную гибкость и пассивную. Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако, бесспорно, развить гибкость у детей легче, чем в старшем возрасте. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых суставах. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов (например, на соревнованиях при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается). В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть лишь такой, которая обеспечивала бы бес-препятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение («запас гибкости»). Гипертрофированное же --выходящее за пределы анатоми-ческого строения суставов—увеличение подвижности не оправдано никакими соображе-ниями, ибо оно нарушает гармонию развития и вступает в противоречие с педагогичес-кими задачами. Мышцы сравнительно малорастяжимы. Если пытаться увеличить их длину в одном движении (например, сделав максимальный наклон вперед), то эффект будет очень незначителен. Однако от повторения к повторению следы упражнения суммируются, и, если сделать несколько десятков наклонов, увеличение амплитуды будет вполне заметным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии. Упражнения на гибкость удобно давать в виде заданий на дом. В уроки их включают главным образом в конце основной части, кроме того, в подготовительной части во время разминки и в интервалах между другими упражнениями, особенно силовыми и скоростными. К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота. После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных. Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период (7-10; 11-14 лет).
«Сила» как определенное качество человека. Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротив-ление, либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе—действующие по ходу движения. Виды силовых способностей: 1.Собственно силовые (в статических режимах и медленных движениях). 2. Скоростно-силовые («динамическая» сила в быстрых движениях). Термин «собственно силовые способности» подразумевает, что речь идет просто о силе или силовых способностях человека, понимая, что речь идет о проявлении силы в стати-ческих и близких к ним условиях. Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности. Частными задачами будут являться: 1) приобретение и совершенствование способности осуществлять основные виды усилий—статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие; 2) гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышечных групп двигательного аппарата; 3) развитие способности рационально пользоваться силой в разнообразных условиях. Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением—силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на две группы: 1) Упражнения с внешним сопротивлением. 2) Упражнения, отягощенные весом собственного тела.
Активная гибкость непосредственно связана с силой мышц. Но занятия силовыми упраж-нениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. Однако это отрицательное влияние можно преодолеть. Путем рационального сочетания упражнений на гибкость и на силу можно добиться высокой степени развития этих качеств. Как это добиваться попробуем проследить на предложенном уроке, где используются силовые упражнения, отягощенные весом собственного тела, упражнения, сочетающие в себе и силовую нагрузку и развитие гибкости ( например, сгибание и разгибание рук в упражнении «мост»).
2. Открытый урок в 3Вклассе (05.02.2020г). Уровень муниципальный.
Тема урока: «Комплексное развитие физических качеств на уроке физической культуры».
Задачи урока: 1. Воспитание физических качеств «сила» и «гибкость» (а также координа-ции движений и выносливости). 2.Улучшение самочувствия, работоспособности, осанки, внешнего вида (форм тела), психического здоровья. 3.Воспитание эстетических чувств и вкусов у ребенка младшего школьного возраста.
1.Подготовительная часть урока. 10 мин.
1). Построение. Приветствия. Сообщение темы урока. 2). Ходьба на носках, руки на поясе, на пятках, руки в стороны. Ходьба с высоким подниманием колен, с захлестыванием голени назад. Подскоки с ноги на ногу. 3). Упражнения в движении. *И.П.1)-4) вращение кистью наружу, руки вверху; 5)-8) вращение кистью внутрь, опустив руки вниз. 2 повторения. *И.П. руки в стороны. 1)-4) вращение предплечьем наружу; 5)-8) вращение предплечьем внутрь. 2 повторения. 3). Бег с равномерной скоростью. 3 мин. 4. Упражнения в движении. * вращение через плечо двумя руками назад. 8 повторений. * вращение кистью, зажатую в кулак во внутреннюю сторону. 8 повторений. 5. По диагонали. 1-2 шаги вперед; 3-соединить левую с правой, 4-оттолкнувшись двумя прыжок вверх прогнувшись, ноги врозь, руки вверх с приземлением на две полусогнутые ноги. 4 повторения. 2.Основная часть урока. 30 мин. 1) Перестроение в круг. Выполнить упражнения. * И.П. О.С.1)-4) поочередно переставляя руки, перейти в упор лежа; 5)-8) поочередно переставляя руки вернуться в И.П. 4 повторения. *И.П.упор лежа 1)вытянуть вперед левую руку, 2) И.П.,3) вытянуть вперед правую руку, 4)вернуться в И.П. 4 повторения. *И.П. упор лежа. 1)приподнять левую ногу вверх,2)опустить левую ногу и вернуться в И.П. 3)приподнять правую ногу вверх, 4) опустить правую ногу и вернуться в И.П. 4 повторения. *И.П.лежа на спине, руки вверх. 1)приподнять туловище и ноги, потянувшись руками к ногам, 2)вернуться в И.П. 8 повторений. * И.П. упор лежа. 1) приподнять левую ногу вверх, правую руку вперед, 2) И.П., 3) припод-нять правую ногу вверх, левую руку вперед, 4) И.П. 4 повторения. * из «планки» поочередно выпрямляя руки переходить в упор лежа, затем поочередно сгибая руки переходить в «планку» 6-8 повторений. *Поза «лодка».1)сесть в позе Посоха,2) слегка отклонившись назад, удерживать равно-весие, оторвав ноги от пола,3) выпрямить ноги так, чтобы ступни оказались выше головы и вытянуть руки горизонтально вперед ладонями друг к другу. Не откланяться назад за основание позвоночника, держать грудь расправленной,4) оставаться в этой позе, дыша ровно, в течение 20 секунд. 2). Подвижная игра «Охотники и утки». 3-5 мин. 3).Построение в шеренгу. Перестроение в три шеренги. Выполнение упражнений для мышц шеи, рук, плечевого пояса, наклонов, выпадов, махов, «плие» под музыкальное сопровождение. Каждый элемент логически связан с другими. Сочетаем упражнения для гибкости с упражнениями для развития силы и координации движений (не забываем и про осанку) 5 минут. 4). Перестроение в круг. *1) встать на колени прямо, соединив ноги и вытянуть бедра вертикально, 2) выдохнуть, приподнять грудную клетку и прогнуть спину назад. Опустить кисти к ступням, продолжая вытягивать бедра вертикально. Вытянуть шею и запрокинуть голову назад. Хорошо вытягивать позвоночник. 3) удерживать позу 20-30 секунд, затем вернуть руки на бедра и подняться. *И.П.то же. «Падаем» вперед на согнутые в локтях руки, возвращаясь в И.П. 4 повторения *И.П.упор присев. «Падаем» вперед в упор лежа. 4 повторения. * по желанию И.П. О.С. «Падаем» вперед в упор лежа. 4 повторения. *И.П.лежа на животе, захватив руками носки ног. «Покачивания». 4-6 повторений. * И.П.лежа на полу. Выполнить «мост». Вернуться в И.П. * И.П. лежа на полу. Выполнить «мост». Сгибание и разгибание рук. 4-8 повторений. *перестроение в шеренгу. По желанию. «Мост», передвижение вперед на расстояние 3м. *Игра «День и ночь». По команде «День»--свободное передвижение по залу. По команде «Ночь»-- принять «мост» и выполнить задания: 1) приподнять левую руку, 2) вернуть левую руку в И.П., 3) приподнять правую руку, 4) вернуть правую руку в И.П. 5)-8) выполнить то же левой и правой ногой. * Опуститься на спину. Переворот на живот. Выполнить упражнение лежа на животе. 1) левой рукой захватить правый носок ноги, правую руку вперед, 2) вернуться в И.П., 3) правой рукой захватить левый носок ноги, левую руку вперед, 4) вернуться в И.П. 3.Заключительная часть урока. 5 мин.
Подведение итогов урока. Выполняем в группе гимнастическую комбинацию под музыкальное сопровождение, где демонстрируем как успешно сочетаются вместе упражнения на гибкость с упражнениями для развития силы.
Материальное обеспечение урока: спортивный зал с гимнастическим покрытием.
Методическое обеспечение.
1)Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под общей ред. Л.П.Матвеева. Издательство «Физкультура и спорт» 1976г. (Обоснование темы методической разработки). 2)«Йога: простые упражнения». Руководитель проекта Кейти Миус. Компания «Махаон» 2005г. (Подбор упражнений).
3).Первый канал ЦТ. Программа «Доброе утро». Спортивная рубрика.2019г. (Подбор упражнений).
4). Упражнения из практики учителя (Виноградовой Н.М.).
Учитель физической культуры Виноградова Нелля Миркадамовна.
МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов. г.Чехов Московская область.
21.02.2020г.