Предварительный просмотр презентации
«Развитие инженерного мышления у дошкольников». Автор: Семенова Наталья Владимировна, воспитатель. МБОУ СОШ №198 дошкольное отделение
– это особый вид мышления которое позволяет видеть проблему целиком с разных сторон, оно объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно – образное, практическое, теоретическое, техническое. Инженерное мышление
Развитие предпосылок инженерного мышления стимулирует развитие : интеллекта воображения мелкой моторики рук творческих задатков логического мышления
Основой успешной технической деятельности является развитие инженерного мышления. В настоящее время его развитию у дошкольников уделяется все больше внимания. Современное инженерное мышление глубоко научно и требует определенного уровня развития абстрактного, логического, математического мышления. Разработка и внедрение модели интегративной образовательной среды ДОУ на основе использования современных технологий образовательного конструирования и моделирования создаст условия для комплексного развития базовых компонентов и предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Цель работы: Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-6 лет посредством математических игр. Основными задачами являются: 1. Формирование развивающей, творческой, игровой, информационной, проектно-исследовательской сред как компонентов единой интегративной образовательной среды. 2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
При развитии инженерного мышления повышаются психофизические качества детей: память внимание логическое мышление Аналитическое мышление Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность. Таким образом, зная о психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста, мы можем решать задачи конструктивного характера.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ! Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65 % современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Для развития определенных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников.
«Конструирование по образцу»
Логические блоки Дьенеша «Конструирование по наложению» Основная идея занятий – в игровой форме привить детям понимание основ логики, математики и информатики; научить в легкой форме таким умениям как классификация, сравнение и анализ.
палочки Кюизенера Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
«Найди лишнее» Эти задания развивают умение находить закономерность ряда предметов и находить среди них тот предмет, который не вписывается в эту закономерность. Дети очень любят такие игры, так как они достаточно простые, но с яркими сочными картинками и интересным заданием.
«Игры головоломки» Эти игрушки позволяют развить у малыша логическое мышление и творческие способности, ведь ребенок порой может найти самые нестандартные решения, которые не придут в голову даже взрослому!
«Числовой ряд» Если ребенок знаком хотя бы с первым десятком цифр и может без ошибок его воспроизвести, значит, с ним можно играть в «Числовые ряды». Таким образом происходит несколько процессов сразу: ребенок изучает последовательность цифр, тренирует память, быстроту мышления.
«Чем отличаются», «Найди одинаковые» С помощью этих игр дети потренируют свою внимательность, память, сообразительность, умение решать поставленные перед собой задачи, выработают усидчивость и терпение.
Развивающие игры Воскобовича Игры Воскобовича: геоконт, квадрат Воскобовича, чудо-крестики, чудо-соты, - всесторонне развивают детскую личность. Они интригуют, мобилизируют внимание ребенка, память, фантазию.
Игры на интуицию: «Дорисовки» -дорисовать фигуру; «Рифмы» -закончить стихотворение, используя произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.
На понимание: «Следопыт» -рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы. • На развитие художественно –образного мышления: «Облака» На что похожи облака, плывущие по небу? «Тень»-по тени определить, от какого она предмета.
Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством LEGO Основной акцент на развитие логико-инженерных представлений детей на данном этапе идет через работу по алгоритму. Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей.
Все игры и занятия можно объединить с художественным словом. Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.
Таким образом, при развитии инженерного мышления дошкольников необходимо подобрать методы, формы и средства в соответствии возрастным особенностям воспитанников, с учётом их естественных потребностей «конструировать», а также «экспериментировать, создавать «нечто новое».
В дошкольном возрасте можно оказать значимое влияние на развитие инженерного мышления ребенка, тем самым развивая математические способности. Даже если ребенок не станет непременным инженером, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
В заключении хотелось бы отметить: По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.