Выступление «Развитие критического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира»
Презентация к выступлению
PPT / 667 Кб
«Развитие критического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.»
Кухтина Лилия Геннадьевна учитель начальных классов МОУ гимназия № 45 Г. Комсомольск-на-Амуре
Будущее принадлежит тем,
кто критически анализирует информацию
и выстраивает свою собственную реальность.
(слайд1 )
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.
Основная идея новой парадигмы образования сводится к интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и заложено в качестве основных целей обучения во многих программах образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического, творческого мышления, умения работать с информацией. Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать факты с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям.
В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества формирование критического мышления является наиглавнейшей задачей системы образования в целом.
Термин критическое мышление употребляли в своих работах Лев Семёнович Выготский, Жан Пиаже, Алексей Николаевич Леонтьев. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.
А любой ли человек может мыслить критически? С кого возраста необходимо развивать критическое мышление ребенка? Как вообще его можно развивать?
Жан Пиаже писал, что к 14-16 годам наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. А для того, чтобы учащийся на данном этапе мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, развивать критическое мышление надо уже с первых ступеней школьного обучения.
Сегодня у педагогов есть возможность применять в своей работе технологию развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП).
(слайд№2 )
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Карлом Мередит, Чарльзом Темплом, Дженни Стилом
( слайд №3 )
Критическое мышление по их мнению – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно- психологического подхода с тем. Чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
Способность ставить новые вопросы. Разрабатывать разнообразные аргументы. Принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
( слайд №4 )
Отличительные признаки КМ.
-Самостоятельное и носит индивидуальный характер;
-Информация- отправной, а не конечный путь мышления;
-Убедительная аргументация утверждений;
-Существует в ситуации полилога или дискуссии;
-Осуществляется в реально значимой для человека ситуации.
(слайд №5 )
Особенное в ТРКМ
-Не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией;
-Не присвоение готового знания, а, конструирование своего, собственного;
-Коммуникотивно - деятельностный принцип обучения, партнерские отношения между педагогом и учениками.
(слайд №6)
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление (или реализация смысла), рефлексия. (слайд №7)
Задача первой фазы урока – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
(слайд №8)
На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы ТРКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
(слайд №9)
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Опыт показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приема ТРКМЧП, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что дает «Чтение с остановками»? И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
Рассмотрим более подробно некоторые методы и приемы ТРКМЧП:
(слайды №10 -12)
1. Кластер – данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Системы органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: в центре будет «Человек» ( это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается.
(слайд №13)
2. Синквейн – в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Опишем возможности использования данной стратегии на уроках окружающего мира («Школа 2100», 4 класс). При изучении темы «Что такое кровь?» у детей получился такой синквейн:
(слайд №14)
Кровь
Жидкая, красная
Пульсирует, переносит, защищает
Транспортная система нашего организма
Ткань
А по теме «Мир людей – мир личностей» получился синквейн:
Личность
Уникальная, неповторимая
Рождается, развивается, проявляется
Каждый человек есть – личность
Внутренний мир
3. Фишбоун (рыбий скелет) – чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.
( слайд № 15 )
4. Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Используя тот или иной метод, прием ТРКМЧП педагогу следует учитывать возрастные особенности обучающихся, так например, прием «Ромашка Блума» будет сложно для детей младшего школьного возраста. В то время как приемы «Фишбоун», «Кластер», «Верные и неверные утверждения» в начальной школе применяются успешно. Большим полем деятельности в применении ТРКМЧП в начальной школе, являются уроки окружающего мира, литературного чтения, введения в историю . Применение приемов и методов ТРКМЧП не ограничивается только урочной деятельностью. Опытные педагоги активно используют данную технологию и при проведении родительских собраний, классных часов, во внеклассной работе.
Что же даёт технология развития критического мышления? (слайд № 16)
Формирует личностное мировоззрение
Учит детей самостоятельно работать с разными источниками информации
Задавать вопросы
Выслушивать чужое мнение
Иметь своё мнение и защищать его
Критически относиться к мнению оппонентов
Осуществлять рефлексию своей деятельности
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знаний. На любом предметном материале. (слайд №17 )
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. А не памятью» Л.Н. Толстой
Спасибо за внимание.