Тематическое собрание «Развитие мышления у старших дошкольников»

1
1
Материал опубликован 17 September 2020

Тематическое собрание "Развитие мышления у старших дошкольников"

Сегодняшняя наша встреча посвящена важной теме – развитию мышления дошкольников. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. УМЁН ТОТ, КТО УМЕЕТ МЫСЛИТЬ. Что, значит, уметь мыслить? Разве это умение не дано нам от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке : «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»? да, мы рождаемся уже с определёнными задатками, в том числе к мыслительной деятельности. Но если не брать во внимание патологические случаи развития (дебильность, идиотия и т.п.), то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление самостоятельно.

         Именно об этом мы сегодня и будем говорить, но для начала разберёмся немного с самими понятиями умственной деятельности. В психологии различают разные виды мышления: теоретическое, эмпирическое, аналитическое, интуитивное, реалистическое, аутическое, но нас с вами должны интересовать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, т.к. эти виды мышления являются основой для возникновения более высокоорганизованных видов мышления и именно с ними мы имеем дело в дошкольном возрасте.

         Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами и игрушками. (2-3 года)

         Наглядно – образное мышление – основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок учится пользоваться различными схемами, планами и т.п.

         Словесно – логическое мышление – это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления. В полной мере эта форма мышления является новообразованием периода начальной школы.

         Все ученые психологи сходятся в одном, мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека.

Итак, теперь коснёмся некоторых теоретических тонкостей. Мышление и думание. Это вещи тождественные или разные? Мы практически никогда не можем застать себя недумающими. Но мышление ли это? В бытовое слово «Думать» входят многие психические процессы: воспоминания, представления, воображения. Они текут хаотично, непроизвольно и неорганизованно.  И что самое главное не дают продукта. Мышление в отличии от думания, организовано целью. Прекрасно скажем мы. Ставим перед ребёнком цель и он начинает мыслить. Если бы! Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению и захотел её выполнить. Тем самым он попал в проблемную ситуацию. Значит задача взрослого состоит в том, чтобы создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить. Здесь опять следует упомянуть о том, что речь идёт о дошкольниках, в мире дошкольного детства правит ЕГОВЕЛИЧЕСТВО ИГРА, и предлагаемые ребёнку проблемные ситуации должны быть игровыми. Особенно в том возрасте когда только происходит становление мышления как такового. Чтобы сделать это правильно, давайте рассмотрим естественный процесс познания ребёнком окружающего мира.

         Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок находит, что-то не понятное ему. Отсюда возникают многочисленные вопросы. Обратим своё внимание на эти вопросы:

Вопросы – почему? Из-за чего? – это вопросы устанавливающие причинно-следственные связи.

Вопросы – Зачем? Для чего? – это вопрос к цели

Вопрос –Как? – стратегический.

Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа что?, где? когда?, но их обычно меньше и они касаются новых предметов.

         Условно вопросы можно было бы разделить по их функции:

  • активизирующие мышление (как? Почему? Зачем?)
  • актуализирующие память (что? Какой?, когда? Сколько? Где? И т.п.) ответить на вопрос когда это произошло можно только лишь в том случае, если знаешь и помнишь время  события. Это вопрос к памяти. Чтобы ответить на вопрос почему это произошло?, требуется собственное размышление ребёнка или его обращение к взрослому.

Вот тут взрослый и выбирает разные стратегии:

  • прерывание размышлений ребёнка – (подрастёшь узнаешь, спроси у папы, спроси в садике, отстань, ты меня замучил и т.п.)
  • воспитание интеллектуального иждивенца – (разжевать и в рот положить, лишив ребёнка возможности самому поискать ответ)
  • поддержка познавательного процесса – (а ты сам как думаешь?)

рассмотрим на простом примере мыслительный процесс ребёнка. «Почему облака плывут по небу?». Это вопрос ребёнка пока ещё к себе, т.к. в его сознании и опыте всякое передвижение связано с перестановкой ног, наличием крыльев, вращением колёс, турбин и т.д. облака же плывут на его взгляд беспричинно. Как только ребёнок замечает возникшее противоречие в сложившейся в его сознании картине мира, так начинается процесс мышления – он проявляется в желании найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.

                   Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания (т.к. все окружающие нас предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения, восприятия или представления.)

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например, мы ощущаем запах цветка, или умываясь мы можем определить температуру воды.

Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, яблоко – при помощи зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства, как цвет, форма, размер, с помощью вкусового определяем, кислое оно или сладкое, при помощи обонятельного анализатора можем обнаружить определённый фруктовый запах. В результате создаётся целостное отражение предмета.

Представление – это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.

Итак, путём чувственного отражения, мы познаём отдельные предметы и их свойства.

         Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления является понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета отдельного или целого класса однородных предметов. Понятия в языке отражаются словами (ботинки, портфель).

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.  Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться  (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление ряда предметов. Для выделения ряда признаков требуется провести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей  предмета, отдельных признаков, при том признаков существенных, в единое целое.

         Следовательно, для формирования понятийного аппарата ребёнка ему придётся овладеть такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях. Пример – ученик орлов – отличник, все металлы – простые вещества.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Все металлы – простые вещества. (суж.) Литий – металл. (суж) Литий – простое вещество.(умозакл.)

В формировании понятий, освоения всеми мыслительными операциями, которые мы перечисляли ребёнку необходима помощь взрослого. Полностью словесно-логическое, понятийное, абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но уже сейчас эта работа необходима для дальнейшего развития ребёнка.


Таким образом, мы можем сделать следующие  выводы:

  1. необходимо развивать познавательную деятельность ребёнка
  • формирование интеллектуальных чувств (любознательность, любопытство, удивление)
  1. развивать умение наблюдать
  2. создавать проблемные ситуации.
  3. выбирать верную стратегию ответа на вопросы ребёнка.
  4. развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать суждения и умозаключения.

Это такие общие правила для взрослых, как развивать мышление ребёнка. Современная педагогика наработала достаточно обширный материал в виде игр и упражнений, способствующих развитию мышления. Давайте познакомимся с ними подробнее.






Игры, задания, упражнения

для развития мышления детей старшего дошкольного возраста.


1. Учить ребёнка описывать различные свойства предметов, его окружающих (при помощи наводящих вопросов при необходимости).

 2. Найди игрушку. Мы загадываем какой либо предмет в окружающей ребёнка обстановке и начинаем перечислять его признаки (начиная с несущественных), задача ребёнка догадаться о чём идёи речь. Потом можно просто загадывать не обязательно, чтобы этот предмет находился в пределах видимости ребёнка.

Меняемся местами – теперь пусть ребёнок нам что-то загадает, а мы постарается угадать, что это.

3. дай определение. Например: книга. Ребёнок должен подобрать как можно больше слов подходящих к этому предмету (большая, красивая, тяжёлая, любимая, красочная и т.п.)

4. Кто летает? Кто плавает? Кто бегает? И т.п.

5. съедобное - несъедобное

6.загадки (мохнатенькая, усатенькая, пьёт молоко, песенки поёт)

7.сочинение загадок

8. Скажи, что с этим можно делать? Называете ребёнку предмет, его задача придумать как можно больше способов его применения.

9. найди одинаковое. (картинки для сравнения, два предмета для сравнения, два слова, два явления, найти 2 одинаковых среди множества других. и т.п.)

10. Сравниваем. Чем отличаются две птички, две чашки (на картинках) и т.п. чем похожи лиса и заяц, чем похожи заяц   и коза, чем отличаются заяц и коза и т.д.

11. учимся классифицировать. (назови лишнее, назови одним словом, разложи на группы) при этом не забывайте спрашивать объяснение почему?

12. я знаю пять…(названий деревьев, цветов, городов, имен девочек и т.д.)

13. назови всё круглое. (квадратное, треугольное, желтое, зелёное, весёлое, горькое, твёрдое, деревянное и т.п.) + развивается наблюдательность.

14. рыба, птица, зверь. (ягода, овощ, фрукт; ягоды-цветы-деревья)

15. противоположные понятия (большой – маленький, узкий – широкий, злой-добрый, щежрый – жадный)

16. род – вид.(чего больше в лесу деревьев или берёз?, чего больше в реке акул или рыб?

17. головоломки

18. что было бы, если (не стало взрослых, все собаки научились говорить, было бы всегда темно,  лошади скакали на людях).

19. Проблемные ситуации (играют два мальчика двумя машинками, подошёл к ним играть третий, что произойдёт? Почему как играть троим с 2-мя машинками.)

20. объяснялки (предложить объяснить ребёнку почему так называется – подосиновик, маслёнок, рыжик, черника, земляника)

21. придумывание небылиц.

22. логические задачи на внимание (на какое дерево сядет ворона во время дождя, каким станет платок если его опустить в чёрное море, на дубе три ветки , на каждой ветки 5 яблок, сколько всего яблок? На одном берегу цыплята, на другом берегу утята, посередине островок, кто быстрее доплывет до него? И т.п.)

23. Доскажи словечко. Если стол выше стула, то стул - … (ниже)

24. Цепочка ассоциаций. Письмо – бумага – газета – дедушка – очки – умник и т.д.

25. смысловой ряд. (куртка – замок, шуба - …, рыба – вода, птица -…, лиса – нора, медведь - …)

26. деление целого на части. (выбери любой предмет, а теперь раздели его на части. Например: дуб = корни, ветви, дупло, листья, сучья и т.п.)

27. определение последовательности событий. (что сначала, что потом, или на картинках).

28. назови соседей числа.

29. один – много

30. оканчивание слов (па-нама, ка-тамаран и т.п.)

31. Бывает не бывает (кошка варит кашу, сапоги подметают асфальт, карандаш спешит обедать)

32. составление схем.

33. составление шифровок.

34. Рисование планов местности.

35. проведение опытов и экспериментов (с водой, снегом, песков, льдом, красками, выращивание лука, цветов и т.п.)



общие правила для взрослых,

как развивать мышление ребёнка

  1. необходимо развивать познавательную деятельность ребёнка
  • формирование интеллектуальных чувств (любознательность, любопытство, удивление)
  1. развивать умение наблюдать
  2. создавать проблемные ситуации.
  3. выбирать верную стратегию ответа на вопросы ребёнка.
  4. развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать суждения и умозаключения.
  5. расширять кругозор.
  6. учить ребёнка видеть, чувствовать, ЛЮБИТЬ этот мир.

Успехов вам и терпения!!

Комментарии

Благодарю за интересное содержание! Хотелось бы взглянуть на пояснительую записку к данной разработке!

17 September 2020