Доклад «Развитие критического мышления на уроках физики»
Практический семинар учителя математики и физики
Тема «Использование приемов технологии развития критического мышления
на уроках физики»
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым!
Мне с Вами хочется рассмотреть применение приёмов на следующих стадиях:
Стадия 1. «Вызов»
На этом этапе любой из нас, получая информацию, должен воспринимать ее как вызов, задачу, которую интересно решать. Поэтому для того чтобы задачи эффективнее решались, необходимо формировать интерес к ее содержанию. Если человек умеет рассматривать задачи как интересные и важные лично для него – значит им сделан первый шаг к успешному результату.
Стадия 2. «Осмысление информации»
После того, как у человека сформирован интерес к задаче, наступает стадия знакомства с новой для него информацией. Основная задача на этом этапе – понять содержание задачи, соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
Стадия 3. «Рефлексия»Стадия рефлексии позволяет сконцентрироваться на информации. Из внешнего, привнесенного извне, оно становится личным знанием. Это означает, что информация принята человеком, и он готов с ней работать: анализировать, систематизировать, структурировать.
На этом этапе человек способен сформулировать свои суждения в отношении полученной задачи, у него появляется собственное мнение относительно новых знаний. На этом этапе человек уже не задает проясняющих вопросов, он способен вступать в обсуждение и дискуссию по новой для него теме.
Представьте, что вы являетесь учениками 8 класса. Находитесь на уроке физики, и вы уже изучили или будете изучать такой раздел как «Тепловые явления».
Стадия 1. «Вызов»
Давайте мы с вами поиграем «Верю – не верю». Будьте внимательны, если верите мне, то хлопайте в ладоши, если не верите, то поднимите одну руку.
Водяной пар имеет вид белых клубов. (нет, пар прозрачный, а белые клубы это капельки воды)
Если в комнате ноль градусов, то занесенный лед в этой комнате начнет таять. (да)
Процесс переноса энергии в жидкостях и газах называется конвекцией. (да)
Холодная бода быстрее гасит огонь, чем кипяток. (нет, кипяток быстрее превращается в пар, а значит, быстрее отнимает от пламени тепло, идущее на парообразование, и скорее создает паровую завесу вокруг огня)
Процесс перехода из твердого состояния тела в жидкое является плавлением. (да)
Спасибо.
Стадия 2. «Осмысление информации» (Приём «Кластер».)
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Сейчас мы поработаем в группах. Проведем практическую работу
( работа в группах-парах)
У Вас на столах лежат конверты с заданиями, достаньте их содержимое. Вам необходимо выполнить задание и составлять схему – таблицу Кластер.
Как вы думаете. Какое из слов будет являться основным? (вещество).
На какие три группы можно разделить данное понятие? (жидкое, твердое, газообразное)
А теперь остались свойства, попробуйте определить, к каким состояниям они относятся, затем сделаем проверку. (жидкое: сохраняет объем, изменяет форму; твердое: сохраняет объем, сохраняет форму; газообразное: нет формы, занимает весь объем)).
Итак Сформулируйте тему урока. (Агрегатные состояния веществ)
А теперь сравните вашу схему с верной
Стадия 3. «Рефлексия» (Прием «Круги на воде»)
Использование приема «Круги на воде» показывает на практике, что он очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и быстро проверять знания учащихся.
Суть данного приема заключается в том, что дается опорное слово, которое является изучаемым понятием или явлением, оно записано в столбик или его можно сделать в виде кругов на воде. Затем на каждую букву данного слова подбирается существительное, прилагательное или глагол, связанных с этой темой. (Совет: можно иногда поменять правило на следующее, чтобы буква входила в состав слова)
Есть такие приемы, которые совмещают в себе несколько стадий, к примеру, стадия рефлексии является продолжением стадии вызова. Давайте на примере рассмотрим данную взаимосвязь.
Прием «До и после»
Данный прием оформляется в виде таблицы. Раздается данная таблица в начале урока. В первом столбце даны утверждения, связанные с новой темой урока, учащиеся должны во втором столбце «ДО» проставить плюс или минус, иначе говоря, согласны они с этим утверждением или нет. Смысл в том, что они, не зная нового материала пытаются тем самым подумать над утверждениями и на собственном лишь опыте дать ответ.
К этой таблице дети возвращаются в конце урока. И в третьем столбце «ПОСЛЕ» так же ставят плюс или минус, но уже на основе знаний, полученных во время урока, и сами (или с помощью учителя) проводят проверку, правы они были в начале урока или нет.
Давайте же начнем.
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
+ |
|
Кипение – это вид механической энергии |
- |
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
+ |
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
- |
|
Теперь на слайде вынесена краткая информация по теме урока. Прочитайте ее и поставьте правильные ответы в столбце «ПОСЛЕ».
Кипение является способом парообразования.
Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
В итоге вы увидели, где вы оказались правы за счет интуиции или каких – то полученных знаний из вне уроков физики, и этим приемом подтвердили знания при изучении данной темы на уроке, или же все таки для вас это оказалось новым открытием.
И в заключении хочу сказать, что раскрыть все приемы данной технологии (тем более их очень много) невозможно за столь короткое время. Я постаралась показать Вам те из них, которые часто использую в своей работе и считаю, что их можно с успехом использовать на уроках.
Работая по технологии критического мышления, я отмечаю следующие преимущества:
учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
Спасибо за внимание.
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ВЕЩЕСТВО |
ТВЕРДОЕ |
ЖИДКОЕ |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
Сохраняет объем |
Сохраняет объем |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Изменяет форму |
Сохраняет форму |
Нет формы |
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Занимает весь объем |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Вода кипит при 100 градусах Цельсия |
|
|
Кипение – это вид механической энергии |
|
|
При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости. |
|
|
У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия |
|
|