12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гоффманн Лидия Владимировна278
Россия, Новосибирская обл., Куйбышев
6

Доклад «Развитие критического мышления на уроках физики»

Практический семинар учителя математики и физики

Тема «Использование приемов технологии развития критического мышления

на уроках физики»

 

Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым!

Мне с Вами хочется рассмотреть применение приёмов на следующих стадиях:

Стадия 1. «Вызов»

На этом этапе любой из нас, получая информацию, должен воспринимать ее как вызов, задачу, которую интересно решать.  Поэтому для того чтобы задачи эффективнее решались, необходимо формировать интерес к ее содержанию. Если человек умеет рассматривать задачи как интересные и важные лично для него  – значит им сделан первый шаг к успешному результату.

Стадия 2. «Осмысление информации»

После того, как у человека сформирован интерес к задаче, наступает стадия знакомства с новой для него информацией. Основная задача на этом этапе – понять содержание задачи, соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

Стадия 3. «Рефлексия»

Стадия рефлексии позволяет сконцентрироваться на информации. Из внешнего, привнесенного извне, оно становится личным знанием. Это означает, что информация принята человеком, и он готов с ней работать: анализировать, систематизировать, структурировать.

На этом этапе человек способен сформулировать свои суждения в отношении полученной задачи, у него появляется собственное мнение относительно новых знаний. На этом этапе человек уже не задает проясняющих вопросов, он способен вступать в обсуждение и дискуссию по новой для него теме.


 


 

Представьте, что вы являетесь учениками 8 класса. Находитесь на уроке физики, и вы уже изучили или будете изучать такой раздел как «Тепловые явления».

Стадия 1. «Вызов»

Давайте мы с вами поиграем «Верю – не верю». Будьте внимательны, если верите мне, то хлопайте в ладоши, если не верите, то поднимите одну руку.

Водяной пар имеет вид белых клубов. (нет, пар прозрачный, а белые клубы это капельки воды)

Если в комнате ноль градусов, то занесенный лед в этой комнате начнет таять. (да)

Процесс переноса энергии в жидкостях и газах называется конвекцией. (да)

Холодная бода быстрее гасит огонь, чем кипяток. (нет, кипяток быстрее превращается в пар, а значит, быстрее отнимает от пламени тепло, идущее на парообразование, и скорее создает паровую завесу вокруг огня)

Процесс перехода из твердого состояния тела в жидкое является плавлением. (да)

Спасибо.

Стадия 2. «Осмысление информации» (Приём «Кластер».)

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Сейчас мы поработаем в группах. Проведем практическую работу

( работа в группах-парах)

У Вас на столах лежат конверты с заданиями, достаньте их содержимое. Вам необходимо выполнить задание и составлять схему – таблицу Кластер.

Как вы думаете. Какое из слов будет являться основным? (вещество).

На какие три группы можно разделить данное понятие? (жидкое, твердое, газообразное)

А теперь остались свойства, попробуйте определить, к каким состояниям они относятся, затем сделаем проверку. (жидкое: сохраняет объем, изменяет форму; твердое: сохраняет объем, сохраняет форму; газообразное: нет формы, занимает весь объем)).

Итак Сформулируйте тему урока. (Агрегатные состояния веществ)

 

А теперь сравните вашу схему с верной

 

Стадия 3. «Рефлексия» (Прием «Круги на воде»)

Использование приема «Круги на воде» показывает на практике, что он очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и быстро проверять знания учащихся.

Суть данного приема заключается в том, что дается опорное слово, которое является изучаемым понятием или явлением, оно записано в столбик или его можно сделать в виде кругов на воде. Затем на каждую букву данного слова подбирается существительное, прилагательное или глагол, связанных с этой темой. (Совет: можно иногда поменять правило на следующее, чтобы буква входила в состав слова)

 

t1704997371as.png

Есть такие приемы, которые совмещают в себе несколько стадий, к примеру, стадия рефлексии является продолжением стадии вызова. Давайте на примере рассмотрим данную взаимосвязь.

Прием «До и после»

Данный прием оформляется в виде таблицы. Раздается данная таблица в начале урока. В первом столбце даны утверждения, связанные с новой темой урока, учащиеся должны во втором столбце «ДО» проставить плюс или минус, иначе говоря, согласны они с этим утверждением или нет. Смысл в том, что они, не зная нового материала пытаются тем самым подумать над утверждениями и на собственном лишь опыте дать ответ.

К этой таблице дети возвращаются в конце урока. И в третьем столбце «ПОСЛЕ» так же ставят плюс или минус, но уже на основе знаний, полученных во время урока, и сами (или с помощью учителя) проводят проверку, правы они были в начале урока или нет.

Давайте же начнем.

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

+

 

Кипение – это вид механической энергии

-

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

+

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

-

 

Теперь на слайде вынесена краткая информация по теме урока. Прочитайте ее и поставьте правильные ответы в столбце «ПОСЛЕ».

Кипение является способом парообразования.

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.

 

t1704997371at.jpg

В итоге вы увидели, где вы оказались правы за счет интуиции или каких – то полученных знаний из вне уроков физики, и этим приемом подтвердили знания при изучении данной темы на уроке, или же все таки для вас это оказалось новым открытием.

И в заключении хочу сказать, что раскрыть все приемы данной технологии (тем более их очень много) невозможно за столь короткое время. Я постаралась показать Вам те из них, которые часто использую в своей работе и считаю, что их можно с успехом использовать на уроках.

Работая по технологии критического мышления, я отмечаю следующие преимущества:

учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

обостряется любознательность, наблюдательность;

развивает активное слушание;

повышается самооценка.


 

Спасибо за внимание.


 

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ВЕЩЕСТВО

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

ГАЗООБРАЗНОЕ

Сохраняет объем

Сохраняет объем

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Изменяет форму

Сохраняет форму

Нет формы

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 

Занимает весь объем

 

 


 


 


 

t1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.pngt1704997371au.png


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 


 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Утверждение

ДО

ПОСЛЕ

Вода кипит при 100 градусах Цельсия

 

Кипение – это вид механической энергии

 

 

При кипении образуются пузырьки пара по всему объему жидкости.

 

 

У всех веществ температура кипения 100 градусов Цельсия

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.