Доклад на тему «Развитие мышления школьников на уроках математики посредством использования приёмов рациональных вычислений»

6
0
Материал опубликован 23 July 2023

Развитие мышления школьников на уроках математики посредством использования приёмов рациональных вычислений

 

В настоящее время происходит активное внедрение в практику школы различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников, смещение акцента в обучении на разностороннее гармоничное развитие учащихся и прежде всего умственное развитие.

Но не нужно забывать о проверенных временем практиках.

Одной из важнейших задач обучения школьников математике является формирование у них вычислительных навыков, в основу которых кладется осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Это достигается в результате длительного выполнения тренировочных упражнений.

К сожалению, у многих из нас, в практике обучения математики находиться такие ученики, которые в 9 классе, не умеют выполнять элементарные математические операции: умножать и делить, складывать и вычитать дроби и целые числа. Поэтому работа по обучению рациональных приемов вычислений должна проводиться постоянно, систематически и органически увязываться с изучаемым программным материалом.

В своей практике я для формирования навыков рационального вычисления выделяю по 5 минут на уроке два-три раза в неделю.

Начту с определения. Рациональность вычислений – это выбор тех вычислительных операций из возможных, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.

На мой взгляд можно применять рациональные приемы:

• при вычислении значений числовых выражений;
• при вычислении значений буквенных выражений;
• при упрощении буквенных выражений;
• при решении уравнений;
• при решении задач.

Чтобы было проще разобраться с приемами вычисления я обобщила материал в таблицу. Предлагаю вам её изучить.

Возможно, кто-то скажет, что методы не простые и постоянно применять их сложно. Тогда я отвечу, что применять все методы, возможно и не нужно. Использование рациональных приемов, помогающих во многих случаях значительно облегчить процесс вычислений, способствует формированию у учащихся положительных мотивов к этому виду учебной деятельности.

 

Приемы рациональных вычислений

задача

объяснение

пример

1

Умножение чисел методом Ферроля

Для получения единиц произведения перемножают единицы множителей, для получения десятков умножают десятки одного на единицы другого множителя и наоборот, и результаты складывают, для получения сотен перемножают десятки. Методом Ферроля легко перемножать устно двузначные числа от 10 до 20. Можно умножать и трёхзначное число на двузначное.

1. Умножение двузначных чисел

12∙14=168

а)2∙4=8(единицы)

б)1∙2+1∙4=6(десятки)

в)1∙1=1(сотни)

 

2. Умножение двузначного числа на трехзначное

125∙23=2875

а)3∙5=15, пишем 5, запоминаем 1

б)(3∙2+2∙5)+1=17,пишем 7, запоминаем 1

в)(3∙1+2∙2)+1=8, пишем 8

г)21=2, пишем 2

2

Умножение (деление) на степени двойки

1) Чтобы умножить число на 4, его дважды удваивают.

2) Аналогично выполняют деление.

3) Чтобы умножить число на 8, его трижды умножают на 2.

203∙4= (203∙2)∙2=406∙2=812

 

364:4=(364:2):2=182:2=91

 

53∙8= ((53∙2)∙2)∙2=(106∙2)∙2=212∙2=424

3

Умножение на 11

1.Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10 умножить на 11, нужно цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними их сумму.

2. Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, нужно мысленно раздвинуть цифры этого числа и между ними поставить последнюю цифру суммы, а первую цифру прибавить к первой цифре двузначного числа

34∙11= 3(3+4)4= 374

 

 

 

 

 

 

 

76∙11=7(7+6)6=7(13)6=

(7+1)36=836

 

4

Умножение на 9, 99, 999 и т.д.

1. К первому множителю приписать справа столько нулей, сколько девяток во втором множителе и из результата вычесть первый множитель

a∙9=а∙(10—1)=10∙а—а

а∙99=а∙(100―1)=100∙а―а и т.д.

 

48∙9=480―48= 432

185∙9=1850―185=(1650+ 200)―185=1650+(200―185)= 1650+15=1665

36∙99=3600―36=3500+(100

36)=3500+64=3564

275∙99=27500―275=27000+ (500―275)=27000+225=27225

65∙999=65000―65=64000+

(1000―65)=64000+935=64935

5

Умножение на 5, 25, 50, 125

При умножении на эти числа нужно воспользоваться следующими формулами:

а∙5=(а∙10):2=(а:2)∙10

а:5=(а∙2):10=(а:10)∙2

а∙25= (а∙100):4=(а:4)∙100

а:25=(а∙4):100=(а:100)∙4

а∙50=(а∙100):2=(а:2)∙100

а:50=(а∙2): 100=(а:100)∙2

а∙125=(а∙1000):8=(а:8)∙1000

а:125=(а∙8):1000=(а:1000)∙8

73∙5=(73∙10):2=730:2=365

54:5=(54∙2): 10=108:10=10,8

32∙25=(32:4)∙100=8∙100=800

650:25=(600+50):25=600:25+50:25=

(600:100∙4)+2=24+2=26

26∙50=(26:2)∙100=13∙100=1300

1300:50=(1300:100)∙2=13∙2=26

96∙125=(96:8)∙1000=12∙1000=12000

45000:125=(45000:1000)∙8=45∙8=

((45∙2)∙2)∙2=360

6

Умножение на 1,5; 2,5; 3,5

Чтобы умножить число на 1,5, надо к данному числу прибавить его половину.

Чтобы умножить число на 2,5, надо умножить его на 2 и прибавить половину числа.

Чтобы умножить число на 3,5, надо умножить его на 3 и прибавить половину числа.

16∙1,5=16+8=24

16∙2,5=16∙2+8=32+8=40

16∙3,5=16∙3+8=48+8=56

7

Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5.

 

Для возведения в квадрат двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0.

522= 2704, т.к. 25+2=28 и 22=04;


582= 3364, т.к. 25+8=33 и 82=64.

 

8

Возведение в квадрат двузначного числа, оканчивающегося на 5

Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков умножить на цифру, большую на единицу, и к полученному произведению приписать справа число 25.

352=1225, т.е. 3·4=12 и к 12 приписываем 25, получаем 1225

 

9

правило сложения 7,8,9

чтобы прибавить к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1;

чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и отнимите 2;

чтобы прибавить 7, прибавьте10 и отнимите 3 и т.д.

 

67+8= 67+10―2=77―2=75

95+9=95+10―1=105―1=104

 

10

Сложение двузначных чисел

Если цифра единиц в прибавляемом числе больше 5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы

53+49=(53+50)―1=103―1=102

76+13=76+10+3=86+3=89

 

11

Сложение трехзначных чисел

Складываем слева на право, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы.

 

359+523=(300+500)+(50+20)+

(9+3) =800+(70+10)+2=882

456+298=(400+200)+(50+90)+

(6+8) =600+ (140+10)+ 4=(600+100)+50+4=700+50+4

=754

12

Вычитание чисел

Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится

529―435=(529+1)―(435―1)

=530―434=100―34+30=66+30

 

13

Разложение делимого на слагаемые

Разложение делимого на такие слагаемые, которые легко бы делились раздельно, ускоряет устный подсчет числа при делении

 2808 / 9 = (2700 / 9) + (90 / 9)

+ (18 / 9) = 300 + 10 + 2 = 312.

 

14

Сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда

1.Чтобы сложить несколько последовательных чисел натурального ряда
( чисел нечётное количество) , надо слагаемое, стоящее посередине, умножить на число слагаемых.

2. Чтобы сложить несколько последовательных чисел натурального ряда (чисел чётное количество), надо взять два стоящих посередине слагаемых и их сумму умножить на половину числа слагаемых

 

1.

4 + 5 + 6 + 7 +8=6*5=30

14 + 15 +16 + 17 + 18=16*5=80

24 + 25 + 26 + 27 + 28=26*5=130

2.

4 + 5 + 6+ 7 + 8+ 9 + 10 + 11= (7+8)* =15*4=60

16 + 17 + 18 + 19 + 20 +21 +22 +23=(19+20)* =39*4=156


 

 

15

Нахождение суммы последовательных чётных чисел

Для нахождения суммы последовательных чётных чисел, надо сложить два равноудалённых от концов числа их этих десяти и умножить сумму этих двух чисел на количество пар

Так слагаемые этого столбца увеличиваются на 2, то сумма чисел одинаково удалённых от концов столбца постоянная и равна сумме крайних чисел.

 

Числа

2416 2418 2420 2422 2424 2426 2428 2430 2432 2434

 

2416+2434=4850, а так

как таких пар чисел здесь 5, то для нахождения суммы этих 10 слагаемых надо 4850*5=24250.

 

 

Признаки делимости

Признак делимости на 2. Число, делящиеся на 2, называется чётным, не делящееся – нечётным. Число делится на два, если его последняя цифра чётная или нуль. В остальных случаях – не делится .

Признак делимости на 4. Число делится на 4, если две последние его цифры нули или образуют число, делящееся на 4. В остальных случаях – не делится.

Признак делимости на 8 подобен предыдущему. Число делится на 8, если три последние цифры его нули или образуют число, делящееся на 8. В остальных случаях – не делится.

Признак делимости на 3 и на 9. На 3 делятся только те числа, у которых сумма цифр делится на 3; на 9 - только те, у которых сумма цифр делится на 9.

Признак делимости на 6. Число делится на 6, если делится одновременно на 2 и на 3. В противном случае - не делится.

Признаки делимости на 5. На 5 делятся числа, последняя цифра которых 0 или 5. Другие - не делятся.

Признак делимости на 25. На 25 делятся числа, две последние цифры которых нули или образуют число, делящееся на 25 ( т.е. число, оканчивающееся на 00, 25, 50 или 75). Другие не делятся.

Примеры. 8200 делится на 10 и на 100; 542000 делится на 10, 100, 1000.

число 52738 делится на 2, так как последняя цифра 8 – чётная; 7691 не делится на 2, так как 1 – цифра нечётная; 5160 делится на 2, так как последняя цифра нуль.


 

Примеры. 31700 делится на 4, так как оканчивается двумя нулями; 215634 не делится на 4, так как последние две цифры дают число 3, не делящееся на 4; 16608 делится на 4, так как две последние цифры 08дают число 8, делящееся на 4.

Число 17835 делится на 3 и не делится на 9, так как сумма его цифр 1+7+8+3+5=24 делится на 3 и не делится на 9. Число 106449 не делится на , ни на 9. Число 52632 делится на 9 и на 3 , так как сумма его цифр (18) делится на 9 и на 3.

126 делится на 6, так как оно делится и на 2 и на 3.

240 делится на 5 (последняя цифра 0); 554 не делится на 5 (последняя цифра 4).

7150 делится на 25 (оканчивается на 50), 4855 не делится на 25.

Признак делимости на 10,100 и на 1000. На 10 делятся только те числа, последняя цифра которых нуль, на 100 – только те числа, у которых две последние цифры нули, на 1000 – только те, у которых три последние цифры нули.

 

 

Группировка при сложении

Объяснение легко понять из примера

Знаменитый пример Гаусса: надо найти сумму первых 100 натуральных чисел.

1 + 2+ 3 + 4+ ... + 97 +98+ 99 +100»?

Применим парную группировку слагаемых: 1 + 99 = 100

2 + 98 = 100

3 + 97 = 100...

49 + 51 = 100

Таких сумм будет 49. Остается число 50 и число 100.4 900 + 100 + + 50 = 5 050.

 


 


 


 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации