Развитие музыкального воображения

0
0
Материал опубликован 17 November

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 Г. ДОНЕЦКА»














Развитие музыкального воображения





Методический доклад

преподавателя по классу скрипки

Чушевой Ольги Геннадьевны













Донецк, 2024



Влияние музыки на человека огромно. С самого рождения звуки музыки окружают нас, оказывая влияние на развитие и формирование личности. И не случайно, ведь музыка обладает специфическими возможностями, воздействуя на сферу чувств, на наши эмоции, формируя внутренний мир, умение сопереживать.

Современная жизнь такова, что мы постоянно находимся в окружении музыки, музыка звучит с экранов телевизоров и рекламных щитов, потоки музыки льются из динамиков автомобилей, из телефонов. Распространение большого количества электронных носителей сделало музыкальное искусство ближе и доступнее, и в тоже время, стало сложнее ориентироваться в таком огромном количестве, порой далеко не самых качественных мелодий. 

Как в этом потоке музыкальных звуков  научиться слушать и слышать музыку, как научиться воспринимать и понимать нравственный замысел композитора, отделять высокое искусство и серьезный замысел от простых, незамысловатых мелодий. Как научиться любить и понимать музыку, находить в ней душевные силы и вдохновение. Все эти вопросы ставятся перед преподавателями, начинающими работать с юными учениками, только пришедшими в музыкальную школу или школу искусств.

Восприятие музыки – сложная задача, особенно для маленьких слушателей. Это и является главной задачей преподавателя – дать возможность ребятам осознать особый мир музыкальных звуков, как новую реальность, войти в которую можно только через восприятие характера музыки и через творческое воображение. Перед педагогом стоит сложная задача: увлечь своих учеников, превратить процесс слушания музыки в яркое эмоциональное переживание.

И, как начало рассказа, педагог должен в очень доступной, понятной форме, с яркими примерами объяснить ребенку, что такое средства музыкальной выразительности (динамика, тембр, темп, ритм, лад, регистр, интонация), после чего можно будет переходить к вопросу о фантазии и воображении.

Способность к воображению, фантазии – одна из самых удивительных психических, творческих, познавательных особенностей мыслительных процессов мозговой деятельности человека. Воображение позволяет создавать образы, решать возникающие задачи.

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов. Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов.

Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «Фантазия», «Грезы», «Мечты» и т.п. Проще сказать – лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Своим учащимся я предлагаю ТЕСТЫ КАРТИНКИ в виде графического изображения, с помощью которых помогаю ученику раскрыть его возможности.

Упр. № 1.

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр. № 2.

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр. № 3.

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр. № 4.

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр. № 5.

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр. № 6.

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Для развития музыкального воображения ребенка важно помнить о его отличительных особенностях.

Во-первых, чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель-ребенок, тем лучше активизируется его воображение.  Поэтому для развития воображения важно:

1) подобрать яркий звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии;

2) стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Л.С. Выготский выделяет 3 основные функции воображения:

1. Последовательная. Чтобы вызвать у ребенка живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.

2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутреннее и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.

3. Воспитательная. Позволяет развивать и упражнять свои способности.

Чтобы творческие проявления детей на уроках имели активный и эмоциональный характер, преподавателю необходимо знать следующее:

1. Отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать учебным требованиям.

2. Использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности.

3. Разрабатывать и ставить серию творческих заданий (стихи, рисунки, композиция).

Существуют различные способы развития воображения у детей.

Через творчество. Сейчас существует огромное количество материалов для поделок – разноцветная бумага, самоклеющаяся цветная фольга, фломастеры, карандаши, пластилин, наклейки, раскраски и так далее. Также можно воспользоваться природными материалами – осенними листьями, скорлупками от грецких орехов, камешками, песком и так далее. Используя их, можно создавать различные сказочные миры и истории на обычном листе бумаги.

Через движение. Движение – один из способов познания мира у детей. Предложите своему малышу подвигаться, как большой слон, попрыгать, как маленький зайчик. Изобразите какое-то животное, и пусть ребенок сам угадает, кого вы показываете. Играйте в крокодила и шарады, угадывайте животных по звукам, которые они издают. Это очень веселое занятие.

Через сюжетно-ролевые игры. Что может быть интереснее, чем примерить на себя какую-то новую роль? Поиграйте в дочки-матери, доктора, пожарных, магазин мороженого. Если есть возможность, создайте костюмы для своей игры из подручных материалов.

Через искусство. Прикоснуться к прекрасному можно и в младшем школьном возрасте. Сейчас существует огромное количество детских спектаклей, выставок, музыкальных концертов. Не бойтесь также брать малышей в обычный музей или на летний концерт на открытой площадке. Ведь ничто так не стимулирует воображение, как богатый жизненный опыт.

Через чтение. Читайте детям много хорошей литературы. Мультики и фильмы выдают готовые образы. Они часто тормозят развитие детского воображения. А вот чтение стихов, сказок и детских рассказов прекрасно его стимулирует. После совместного чтения можно предложить нарисовать героев так, как их представил ребенок. Или дополнить готовый образ своей фантазией, продолжить историю.

Через игры. Существует много игр на воображение. Например, предложите ребенку выбрать, каким бы животным он хотел быть и почему. Или посмотрите вместе на облака и представьте, на кого они похожи.

Предложенные способы подходят больше для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но можно предложить несколько интересных игр, стимулирующих воображение для детей старшего возраста. 

Как развить воображение у детей постарше.

Например, можно вообразить, что было бы, если кто-то из известных личностей прошлого оказался случайно в нашем времени, чтобы они почувствовали, чему бы удивились больше всего. Или, что было бы, если бы не вымерли динозавры и продолжали существовать в наше время. На основе полученных идей можно написать небольшой фантастический рассказ.

Написать короткий фантастический рассказ или нарисовать комикс можно на тему «машина времени». Что сделал бы ребенок, если бы у него была возможность переместиться в прошлое – куда бы он отправился, хотел бы он изменить что-то в своем прошлом или предотвратить какие-то события мировой истории. И что случится с настоящим, если поменять события в прошлом?

Еще одна игра, которая подходит детям постарше – выбрать несколько известных картин и придумать продолжение истории персонажей, которые там изображены.

Продолжая тему живописи, можно взять несколько известных картин и попробовать дать им свои названия. Интересно будет не раскрывать ребенку настоящее название картины и в конце сравнить, у кого получилось лучше – у него или у художника. А может быть, название совпало!

Музыкальное развитие ребенка – вещь непростая, но важная. Музыка, музыкальные игры для ребенка целительны, интересны, полезны. Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Общее в методике разучивания музыкально-ритмических  движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Как можно играть с детьми при помощи музыки?

Итак, примеры.

1. Рисуем музыку.

Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите у ребенка, как ему кажется, про что эта музыка? О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.

Ставьте композицию на повтор и рисуйте. Все, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем. Рекомендую брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру «Баба Яга», и «Мама» П.И. Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог « родить», услышать что-то свое).

Чем полезна эта игра? Она развивает эмоциональную сферу (ребенок учится слышать настроение), фантазию, воображение, усидчивость, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Танцы!

Танцы – это лучшая игра под музыку, не надо изобретать велосипед.

Включайте заводную (или спокойную, расслабляющую – в зависимости от ваших целей) мелодию и танцуйте вместе с ребенком.

Чем полезна эта игра? Телесным развитием, конечно же. Умением не только слышать ритм, но и управлять своим телом, согласно этому ритму. А это для ребенка – большое дело.

Игры для развития чувства ритма:

Прогулка.

Игровой материал: карточки, изображающие короткие и долгие звуки.

Ход игры.  Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч, — говорит преподаватель, – и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

  «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает преподаватель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Зайцы.

Ход игры. Учитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе учителя делают движения, предложенные музыкой. Если ребенок узнал музыкальное произведение, учитель аплодирует.

Игры для развития тембрового слуха:

Музыкальное лото.

Игровой материал. Нотный стан, кружочки-ноты.

Ход игры. Учитель играет мелодию на инструменте вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты – кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Угадай колокольчик.

Игровой материал: Нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам;

Ход игры. Учитель играет поочередно в разных регистрах, дети располагают кружки на соответствующей линейке. Цвет можно располагать так, как ребёнок чувствует звуковысотность.

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существующий образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Воображение – это своеобразный отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, чего нет в действительности. В работе с учениками или непосредственно с самим собой, часто сталкиваемся с проблемой представлять то, что никогда не видел в жизни.

1) Например, когда мы играем сочинения Баха, стремимся на фортепиано имитировать игру на клавесине – инструменте, которого никогда не видели. Тут приходит на помощь воображение. Опираясь на описание из книг или на слова людей, видевших этот инструмент, начинаем составлять образ клавесина.

2) Также бывает, что нужно представить то, чего нет в действительности. Например, сказочных персонажей («Шествие гномов» Э. Грига, «Ундина»

М. Равеля). С такими обстоятельствами мы особенно сталкиваемся в романтической музыке. У композиторов-романтиков мифы, сказки и легенды часто становились основой сюжета музыкальных произведений.

По своему характеру музыкально-исполнительская деятельность имеет некоторые общие моменты с детской ролевой игрой. В обоих случаях всегда присутствуют два четко выраженных плана действий: один в воображении, другой реальный, воплощаемый в физических действиях.

Образные представления о движениях, освоенных в детских ролевых играх, впоследствии могут быть перенесены в музыкально-исполнительскую деятельность. И я детям предлагаю практические примеры приёмов на развитие воображения:

1. «Представь и услышишь».

Детям предлагается описать или нарисовать прослушанное произведение.

2. «Музыкальные инструменты».

Детям предлагается посмотреть вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты. И сыграть на них.

3. «Слушание с остановками».

  Непременное условие для использования приема «слушание с остановками» найти оптимальные моменты для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие.

4 «Символическая аналогия». 

Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни.

5. Синквейн.

Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова.

Пример:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль.

7. Ассоциативный ряд.

В своей педагогической деятельности я использую этот прием с учащимися старших классов следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

  Пример: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование.

8. Создание звуковых картин.

Пример: звуковая картина «В зимнем лесу».

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.

Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» – дети равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» – хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» – пауза.

«Завыл ветер» – голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» – дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» – звучит треугольник или металлофон.

«Дятел стучит» – карандашами по столу.

Какие же могут быть результаты:

- повышается интерес к обучению;

- развивается речь детей;

- активное участие детей в творческих конкурсах, концертах, театральных представлениях, проектах;

- дети становятся раскрепощенными, общительными, готовые к творческой деятельности в любой области.

При всей специфичности инструментальных движений образные представления о них значительно облегчают овладение ими. Преподаватель должен быть прежде всего учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки.

Особенно это необходимо на первых ступенях развития учащегося. Нужен комплексный метод преподавания. Преподаватель должен донести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только познакомить с поэтическим образом, но и «дать анализ формы, структуры, гармонии, мелодии, полифонии, фактуры и т.д.», как считал Г.Г. Нейгауз.

1) Например, для освоения навыка игры legato педагог может попросить ученика, чтобы он делал такие движения рукой, «как будто ползет змейка». При освоении навыка игры portamento можно попросить ученика сыграть так, «как будто топает медвежонок».

2) Множественность трактовок музыкального произведения достигается за счет использования исполнительских средств выразительности: динамики, артикуляции, педализации. Можно увеличивать количество вариантов за счет варьирования поочередно какого-либо одного средства музыкальной выразительности. Так, произведение может быть показано педагогом в градациях от рр до ff метрически точно и приемом rubato, приемами от legatissimo до marcatissimo, с педалью и без нее. В каждом случае изменение только одного средства музыкальной выразительности ведет за собой определенные изменения и в целостном образе музыкального произведения.

Подобный подход к развитию воображения может быть перенесен и на общие средства музыкальной выразительности. Можно сыграть произведение в другом регистре или вообразить звучание пьесы в воображаемой оркестровке различными инструментами. Можно, наконец, представить исполнение музыкального произведения с оттенками различных вкусов от сладкого до горького или окрашенного различными цветами — красным, синим, коричневым или любым другим.

Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно. Но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Стимулирование педагогом вариативного подхода к исполняемому произведению, построение нескольких исполнительских планов одного и того же произведения ведет к формированию у учащихся богатого творческого воображения, повышает художественную выразительность игры.

Одной из характерных черт детской психологии является мышление в конкретных образах. Детям на уроках сначала надо показать, а затем попросить воспроизвести. Маленький ребенок игру на инструменте представляет как своего рода новое развлечение. Задача преподавателя – направить это «развлечение». И как мы можем это сделать?

1) Наиболее подходящий материал – детские песенки, сказки, стихи, картинки, знакомые явления из жизни или природы (дождь, колокольный звон, голоса животных). Нельзя не сказать о программной музыке. Произведения с названиями оказываются более легкими для восприятия. Композитор как бы намечает тот путь, по которому будет двигаться воображение исполнителя. Для одаренного музыканта вся музыка программна. Очень важны в работе для понимания музыкального произведения сравнения, метафоры, образные ассоциации. Они активизируют воображение ребенка и вызывают эмоциональные переживания.


Рекомендуемые произведения для работы над развитием

музыкального воображения.

Б. Берлин «Марширующие поросята»

Д. Кабалевский «Ёжик»

Русская народная песня «Дождик»

Е. Накада «Танец дикарей»

В. Косенко «Дождик»

И. Кореневская «Дождик»

Ю. Виноградов «Танец медвежат»

И. Стрибогг «Вальс петушков»

А. Гедике «На слонах в Индии»

Ё. Накада «Гоночная машина»

С. Майкапар «Маленький командир»

Д. Кабалевский «Кавалерийская»

Э. Сигмейстер «Поезд идет»

Д. Кабалевский «Клоуны»

Р. Шуман «Смелый наездник»

О. Хромушин «Колыбельная для Барби»

О. Хромушин «Бармалей»

Г. Свиридов «Колдун»

Р. Шуман «Отзвуки театра»

Э. Григ «Кобальд», «Танец эльфов»

И. Неймарк «Веселый почтальон»

Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно»

И. Неслюкевич «Девочка и Баба-Яга»

Г. Портнов « Два русских танца Ванечка»

А. Смелков «Колобок», «Мальчиш-кибальчиш»

В. Косенко «Балетная сценка»

Е. Рушанский «Маленькая балерина»

Г. Свиридов «Парень с гармошкой»

В. Витлин «Стращилище»

Г. Портнов «Бабушкина сказка»

А. Роулет «Озеро»


2) Для вербализации образа педагог может предложить ребенку к пройденным пьесам сочинить слова или нарисовать иллюстрацию.

Для этого этапа работы можно использовать такие пьесы, как «Дождик», «Елочка», «Колыбельная», «Ежик», «Два кота», «Осенняя песенка», «Марширующие поросята».

3) Мне представляется, что язык звуков сам по себе слишком абстрактен, чтобы надолго заинтересовать ребенка. Для детей средней одаренности – самой доступной опорой музыкального высказывания является словесный текст.

Для детей характерны: моторная активность, потребность в новых впечатлениях, их воспроизведении, любознательность.

Показателями продуктивности развития способности воображения считаются следующие признаки:

беглость – способность порождать большое количество идей;

оригинальность – нестандартные идеи и образные характеристики;

гибкость – способность преобразовывать различный материал;

разработанность (или детализация) возникшей идеи;

осмысленность приобретенного опыта.

Если ребенок способен быстро перевести музыкальный образ на язык зрительного или вербального образа и его интерпретация оригинальна, в сравнении с вариантами, предложенными его сверстниками, он легко интерпретирует пьесы разного характера, его рисунок или текст детальны, проработаны и логичны, он может объяснить и доказать свою точку зрения, то мы можем говорить, что у ребенка высокий уровень развития музыкального воображения.

Таким образом, в заключении, можно сделать выводы, что деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Поскольку мы знаем, что для музыканта характерно «омузыкаленное» восприятие мира, то чем больше впечатлений получит он из окружающей среды, тем большее богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переноситься в другой мир, отличающийся от того, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить игровые, воображаемые ситуации. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Когда мы видим что-либо неясно и нечётко, всегда обращаемся к воображению и с помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим.























Список литературы:

1. Ансимова Н.П. Общая психология: учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2013. 493 с.

2. Большой психологический словарь/Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М., 2003.

3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000, 112 с.

4. Вайдман П.Е. Наблюдение над методом творческой работы.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: «Союз», 1997.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008, 251 с.

7. Кадыров Р. Г. Музыкальная психология.

8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1987.

9. Петренко С. С. «Музыкальное воображение и его развитие (дошкольный и младший школьный возрасты)» // Развивающее Образование. – 2006. – № 1.











 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.