Статья «Роль сказки в развитие воображения в дошкольном возрасте»
Веселовская А.С.,
Студентка группы СОМ12ПП
психолого-педагогическое образование
Социально-педагогический институт,
г. Мичуринск, Российская Федерация
Научный руководитель: Невзорова М. С.
кандидат педагогических наук
кафедры педагогики и психологии
Социально-педагогический институт,
г. Мичуринск, Российская Федерация
Роль СКАЗКИ в Развитие воображения в дошкольном возрасте
Современное общество в сложившейся социально – экономической ситуации требует развития творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому наиболее актуальным становится вопрос о развитии воображения человека и способность его к креативу, а также гибкости и нестандартности мышления.
Воображение играет не маловажную роль в жизни каждого человека. Развитие фантазии надо начинать с самого детства.
Многие психологи говорят об особой способности воображения дополнять мышление, именно воображение способно прийти на помощь человеку в принятии решения при недостаточном количестве информации.
По мнению Р. С. Немова воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
Дошкольное детство – это период в котором закладывается фундамент общего развития ребенка. В этот период для ребенка важна поддержка и развитие таких качеств как, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, креативность. Поэтому важно стимулировать интерес ребенка к творческой деятельности, так как именно в этот период развитие идет очень бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творчество. Творчество является наиболее содержательной формой психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в реальности. Главная задача воображения заключается в преобразовании мира. Оно играет огромную роль в развитии личности ребенка, воздействует на чувства и эмоции.
Если развивать воображение у детей с ранних лет, то в дальнейшем им будет, проще учится в школе и в институте, этот процесс так же сыграет большую роль и в дальнейшей профессиональной деятельности человека. В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности управлять и регулировать ее деятельность, а также контролировать свою речь, внимание, память, эмоции. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает состояние депрессии и стресса, что на сегодняшний день является большой проблемой.
С помощью воображения, манипулируя образами, индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме.
У дошкольника воображение развивается достаточно быстро, оно представлено в двух формах: произвольное порождение идеи и стратегия ее реализации. Первые образы (идеи) произвольного воображения создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого и в сюжетно-ролевой игре. В дальнейшем ребенок с взрослым составляют план реализации идеи, рассматривают ее с разных сторон пытаясь воплотить в реальность.
Воображение дошкольника выполняет, две основных функции:
- познавательно-интеллектуальную функцию, которая помогает решать поставленные задачи, лучше узнавать мир и умение взаимодействовать с ним;
- аффективно-защитную функцию, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний.
Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго - в начале третьего года жизни. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх детей младшего дошкольного возраста, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе.
В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
У детей 6-7 развитие воображения, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.
Старшие дошкольники уже могут начинать фантазировать произвольно, заранее до начала действия. Конечно, сначала им в этом помогают взрослые, они побуждают детей к создаю образов. А потом дошкольник начинает самостоятельно представлять замыслы и план по их реализации. Очень важно, чтобы ребенок все проговаривал. Речь в процессе воображения делает деятельность осознанной и произвольной.
В настоящее время много методик по развитию воображения и одной из них является «Сказкотерапия». Данный метод помогает организовать интегрированную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, творчество, самостоятельность, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Сказки являются богатейшим источником развития фантазии ребенка. Они учат ребенка сопереживать персонажам. Формируют основы морали и нравственности. Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность.
Сказки расширяют кругозор и познание детей, показывают, что помимо реального мира существует волшебный мир приключений и побед.
В сказкотерапии применение сказки связано с использованием творческих способностей индивида. Ребенок может сам сочинять сказку, придумывать новых героев и свои сюжетные линии.
Если развивать в дошкольном возрасте креативность детей, то она может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика, сознательно реализуемая в процессе творчества. Поэтому очень важно целенаправленно развивать креативность посредствам различных методов воспитания и обучения, в том числе с помощью сказкотерапии. Она является необходимым условием развития здоровой, творческой личности ребенка.
Таким образом, Воображение играет огромную роль в жизни каждого человека. Вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством. Без творческого подхода тяжело решать какие-либо задачи. Поэтому очень важно развивать творческие способности с самого раннего возраста. Развитие воображения способствует развитию других психических процессов таких как, мышление, память, речь, что не маловажно для развития дошкольника. Метод «Сказкотерапии» наиболее эффективно развивает воображение, расширяет сознание ребенка, помогает правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Мастина Ольга Валерьевна