Научно-исследовательская работа «Развитие навыков многоголосного пения в младшей группе детского хора»
Управление культуры МОГО Сыктывкар
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» п.г.т. Седкыркещ
Методическая разработка
Развитие навыков многоголосного пения
в младшей группе детского хора
г. Сыктывкар, 2024 год
Рассмотрена «Утверждаю»
педагогическим советом Директор МБУДО «ДМШ»
МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ п. г. т. Седкыркещ
Протокол №_____ Жданова Н. О.
Дата рассмотрения:_____________ Подпись____________________
Аннотация:
Методическая разработка посвящена работе над многоголосием на уроках младшей группы хора в детской музыкально школе и школе искусств на начальном этапе обучения.
Цель: практическое, последовательно обучение многоголосию детей, не имеющих музыкальной подготовки.
Данная работа может быть полезна педагогам детских музыкальных школ и школ искусств работающим детьми, не владеющими музыкальной подготовки. При написании данной работы автор использовал вокально-хоровую методическую и педагогическую литературу, а также собственный педагогический опыт.
Разработана преподавателем МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ Гриневой В.О.
Оглавление
Введение
В течение первого года своей преподавательской деятельности в группе детского хора мною была обнаружена такая проблема, как сложность перехода от одноголосного пения к многоголосию.
Многоголосие является одним из самых важных средств вокально-хоровой выразительности. Достигается оно непрерывным воспитанием и развитием гармонического слуха у детей.
Обучение пению на несколько голосов у детей – это очень сложная задача, которая требует от хормейстера немало времени, сил и терпения. Проблема введения многоголосия на начальном этапе весьма актуальна в коллективах разного уровня. Именно в данный период исполнители могут испытывать неудовлетворенность своею работой и даже потерять интерес к предмету в целом. Ребята зачастую не осознают, зачем им в целом нужно петь многоголосно, ведь гораздо проще и быстрее исполнить мелодию одноголосно.
Особенно остро проблема обстоит в современных детских школах. У детей зачастую нет определенного слухового опыта, точного представления об эталонном звучании и отсутствие эстетического вкуса ввиду того, что многие никогда не посещали живые музыкальные концерты, не ходили в театр на спектакли. Также негативно сказываются тенденции нашего времени, когда классическая музыка отходит на второй план.
Из этого следуют такие основные задачи для хормейстера, как:
1) Выработать основу для введения двухголосия в активную работу с детьми. Подразумевается то, что учащиеся должны быть подготовлены и уже обладать базовыми вокально-хоровыми навыками;
2) Развитие самого навыка многоголосного пения у детей;
3) Обеспечение интереса к дальнейшей работе у учащихся.
1.Подготовительный этап обучения
Так как основой успеха любого вида учебной деятельности является последовательность, то и введение двухголосного пения в занятия детей младшего школьного возраста происходит поэтапно.
Первым этапом служит подготовка, которая начинается с самых первых занятий ребят хоровым пением и музыкой в целом. Сначала педагог представляет ребятам музыкальный мир, доступным для малышей языком объясняет, что такое хор. К примеру, можно показать видео выступления образцовых детских коллективов. Для наглядности и повышения интереса в кабинете для занятий могут находиться различные атрибуты – афиши выступлений, грамоты, портреты музыкантов, фото с концертов и так далее.
Далее шаг за шагом педагог формирует у детей чувство общности, то есть единый звучащий коллектив, целью которого является красивое звучание.
Вместе с этим у детей непрерывно развиваются слух, а также вокальные навыки, музыкальная память и эстетический вкус.
Особенно важно на данном этапе вести работу над выработкой слуховых представлений у детей, понятия об эталонном звучании. В этот период ведется активная работа над анализом музыкальных фрагментов,
2. Выработка унисона
Одним из самых главных навыков в работе любого хорового коллектива вне зависимости от уровня его подготовки или возрастной категории является унисон.
УНИСОН (итал. unisono, от лат. unus — один и sonus — звук) – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты (слияние всех музыкальных компонентов).
Для установки унисона требуется единая манера пения, а также умение хорошо слышать не только себя, но и других обучающихся.
Именно поэтому, на начальном этапе обучения мы поём одноголосные произведения. Работая над унисоном, следует добиваться точного интонирования каждого обучающегося. Основная причина нестройного пения - плохая координация между голосом и слухом. Главным в налаживании координации является полная эмоциональная раскрепощённость, свобода и активность пения. Работа над унисоном начинается с первого занятия и продолжается систематически.
Для начала дети должны научиться активизации слухового контроля. В условиях ДМШ слух ребенка развивается на различных уроках: сольфеджио, хоровой класс (хоровое сольфеджио).
Важно выработать мелодический, или же ладовый слух. Он является основой, которой необходимо научить детей. Важно выработать у ребенка правила интонирования – устойчивые звуки поем устойчиво, а неустойчивые с тяготением.
В репертуар на данном этапе стоит включать самые простые доступные произведения, например, на одной ноте:
Также, успешная работа над вокальным унисоном, как ни странно, начинается уже на этапе дыхательных упражнений. Ребята не только работают над постановкой дыхания, но учатся слушать друг друга.
К примеру, упражнение «Шарик». Ребятам предлагается представить большой воздушный шар и сделать в нем маленькую дырочку, постепенно переходя от pianissimo (очень тихо) к fortissimo (очень громко). Для повышения наглядности предлагается сопровождать действия руками.
Особую роль в формировании унисона играет внутренний слух ребенка, для формирования которого отлично подойдет «Пение по цепочке». Ребятам предлагается предварительно выучить наизусть простую мелодию и затем во время занятия исполнять ее по одному такту на каждого ребенка, передавая ее соседу. Таким образом можно спеть и простую гамму До мажор.
3. Этап работы над двухголосием
После успешного достижения унисона в хоровом коллективе можно переходить к работе над двухголосием. Но опять же, работа должна быть выстроена грамотно и главное поэтапно. Стоит придерживаться того же принципа что и ранее – упражнения и произведения должны соответствовать уровню и подготовке обучающихся, быть понятными и доступными.
Для начала рекомендуется провести с детьми беседу на тему многоголосия. Объяснить что существует такой вид исполнения, когда мелодию может исполнять не только один голос, но и два, три и так далее. Можно опять же подкрепить сказанное аудио (видео) примером.
Не стоит сразу, включать в работу привычное деление на два голоса, следует начинать с малого. На начальном этапе необходимо подготовить ребёнка к восприятию нескольких раздражителей, выработать навык распределенного внимания. Для этого отлично подойдут такие упражнения как:
1) Игра «Эхо». Учить исполняет короткую попевку, затем хор исполняет ее же, но уже более тихо, подражая тем самым эху.
2) Распевка «Дома ль воробей». Педагог поет вопросительную фразу, хор отвечает.
На следующем этапе в упражнениях нужно ориентироваться на двухголосие с широкими интервалами, так как они более слышны для детей с различным слуховым опытом. Также можно уделить особое внимание распевкам с одним или двумя выдержанными голосами.
В репертуар реккомендуется включать легкие обработки народных песен, для начала с элементами двухголосия, например песня «Как у наших у ворот».
Также для развития навыка многоголосного пения для детей отлично подойдут каноны.
Канон (от греческого норма, правило) – полифоническая музыкальная форма, основанная на строгой непрерывной имитации, при которой голоса повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем она закончиться у предыдущего.
Они помогают учащимся активизировать внимание и выработать навык многозадачности – слышать и себя и других участников в коллективе. Однако прежде чем начать работу над самими канонами предлагается начать с таких подготовительных упражнений: хор делиться на две группы, одна поет по указанию руководителя отдельные звуки или фрагменты мелодий, другая их повторяет.
Уже переходя на следующий этап можно предложить такую задачу: вторым голосам предлагается два такта перед их вступлением петь ноту До сначала вслух, потом «про себя».
Далее следует работа над простыми по сложности канонами. Приведу несколько примеров:
Также можно предложить учащимся не менее интересный и эффективный вид канона – речевой. Здесь в качестве темы темой выступает не мелодия, а стихи:
Заключение
Проблема внедрения многоголосия в работу с детским хором хоть и является одной из сложностей в работе любого педагога-хормейстера, однако всегда является решаемой. При грамотном подходе к выстраиванию занятий с детьми и ориентации непосредственно на ваш коллектив преодоление препятствий может стать не такой сложной задачей как для профессионального роста коллектива, так и вашего личного как педагога.
Библиографический список
1. Н.В. Романовский «Хоровой словарь». Издательство «Музыка» Санкт-Петербург 1972 г.
2. «100 канонов для детского хора» Составители Л. Абелян и В.Попов. Издательство «Музыка», Москва 1969 г.
3. Учебное пособие «Уроки Господина Канона. Веселые игры и всякая всячина для детей» Е. Поплянова. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург 2009 г.
15