Воспитание навыка многоголосного пения
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ
Народное хоровое пение — это в основе своей пение многоголосное пение, которое является высшей формой народного песенного искусства, искусства полифонического распева «на голоса». Где каждый голос, возникающий и звучащий в песне, сохраняя свою мелодическую самостоятельность, в то же время осторожно и тонко углубляет выразительность мелодии, не искажая ее. Можно выделить четыре основных вида многоголосия.
ПЕРВЫЙ ВИД — гетерофонный. Относится к наиболее древним образцам хорового двухголосия. Представляет собой простейшее сочетание основного напева с сопровождающим его голосом — в унисон или с незначительными, как бы случайными, эпизодическими расхождениями на секунду, терцию и реже на кварту, квинту. Как правило, такие сопутствующие голоса мелодически мало самостоятельны. Они почти точно дублируют, сохраняют основной контур напева, лишь эпизодически варьируя его.
ВТОРОЙ ВИД — подголосочно-полифонический. Здесь вместе с ведущим голосом основного напева возникают его мелодические варианты — подголоски подголосков отличается большой свободой и многообразием полифонического изложения. Подголоски могут находиться внизу, вверху, поддерживать основную мелодию, украшать, расцвечивать ее, а иногда и противостоять ей.
ТРЕТИЙ ВИД — втора. Здесь сопутствующий основному на певу подголосок движется главным образом параллельными, чаше всего консонируюшими интервалами. Подголосок подобного типа рождается из уменья народных певцов «вторить», то есть подстраивать второй голос к основному напеву. В развитой же форме народного многоголосия обе мелодические линии голосов могут быть вполне самостоятельными, полифоничными и соотноситься как варианты.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД — аккордово-гармонический. Голоса в этом виде многоголосия движутся, как правило, синхронно. Они образуют своеобразную народную гармонию, в которой созвучия, возникающие в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость, а их меняемость становится закономерной.
Пути использования песенного фольклора в его многоголосном изложении могут быть разными. Одни преподаватели считают целесообразным точное сохранение конкретного образца песни; другие допускают более свободное обращение с ней, считая возможным присочинение подголосков; третьи, в основном, обращаются к авторским разработкам. Наиболее эффективным и правильным представляется первое из трех названных направлений, так как только в его русле можно поддержать самобытную традицию народного многоголосного пения, в его подлинном звучании, с сохранением стиля, языка, мелодической фактуры песни.
Работе по освоению многоголосного пения предшествует подготовительный период – период предварительного ознакомления детей с довольно широким кругом народных песен. К распеванию следует приступить тогда, когда:
1. певцы хорошо познакомятся с песней;
2. когда она звучит уверенно и стройно в одноголосном изложении.
Принципы, определяющие обучение детей интонированию подголосков, импровизации, могут быть разными:
1. одни, преподаватели, опираясь на некоторые нормы стиля, строения песни, стремятся развить интуицию;
2. другие – используют простую зарубежку, выучивание мелодической линии подголоска.
Безусловно, метод «натаскивания» певцов дает более быстрые результаты, но зато у певцов, понявших и освоивших принцип варьирования напева и импровизации подголосков, вырабатывается творческий подход к песне, умение самостоятельно мыслить, своеобразно распевать не только отдельно взятую песню, но любую близкую по музыкальному языку мелодию. Это процесс достаточно длительный (См. тему «Варьирование напева» сначала дети выучиваются изменять в напеве всего два-три звука, и только в результате длительного труда и значительного опыта могут быстро разучить песню, «развести пеню на голоса».
Какова методика воспитания навыков многоголосия?
Наиболее правильно, на начальном этапе, осваивать навык гетерофонного многоголосия со всеми его разновидностями.
Гетерофонный вид народного многоголосия – один из древнейших и бытует во многих песенных ареалах России. В Брянской области, до сих пор поются песни, в которых применяется гетерофонный склад. В этих песнях основной напев находится в верхнем голосе и исполняется солистом-подголосочником, а остальные исполнители поддерживают его так называемым бурдоном*. Легко и непринужденно звучат такие песни, яркой контрастной линией плывет над бурдоном основная мелодия. В то же время низкие голоса, являясь как бы фундаментом, удерживают ее наверху, не давая ей опускаться ниже бурдона. Подобные виды многоголосья сохранились до сих пор и в других областях: в Курской, Орловской, Смоленской, в Поморье Архангельской области. Вот что пишет собирательница северного фольклора С. Кондратьева о наличии гетерофонного двухголосия в современном Поморье: «Двухголосие в песнях — простое: унисоны с эпизодическими расхождениями голосов на терцию, кварту, квинту».** Наряду с простейшими видами соединения голосов старинные образцы песен, как правило, имеют ясную ладовую основу и небольшой диапазон, обычно он укладывается в пределы кварты, квинты, реже — сексты и совсем редко — октавы. Но, несмотря на кажущуюся простоту их (от слова «подголосить», подпеть). Эта система изложения, старинные мелодии обладают исключительной выразительной силой и красотой. А если к описанным выше видам двухголосного пения добавить народные образцы с так называемой педалью*** в верхних голосах, наиболее часто встречающейся в песнях Воронежской и Курской областей, то налицо изумительный по своей художественной ценности материал. Именно на него и нужно музыкальному педагогу обратить внимание в начальном периоде обучения детей двухголосному пению.
Начинать обучение детей многоголосному пению с гетерофонного вида следует еще потому, что его варианты встречаются в детском хоровом фольклорном интонировании. Они наиболее доступны музыкальному мышлению детей и психологически преодолимы. Н-р: «Едет Ваня на лошадке»
1. стабилизируется основной напев как ведущий стержень песни
2. постепенное насыщение, обрастание его подголосками.
3. Важен сознательный подход певцов к ансамблю, к мелодии, к качеству вариантов основного напева. Это означает, что певец воспринимает песню не как нечто постоянное и неизменное, а осознает ее бесконечную вариативность и изменчивость, способность к многоголосному развитию и обогащению.
Нахождение вариантов, отвечающих традиционным закономерностям песенного стиля, который они представляют, импровизация как способ освоения многоголосного пения открывают большие возможности для раскрытия творческих способностей, творческого мышления детей. И здесь нас интересует, прежде всего, какими путями развить у певцов способность к самодеятельном варьированию напевов. Овладение навыками и умением в варьировании напевов не приходит раз оно требует определенной музыкальной подготовки участников хора, отличной спетости, творческого подхода. В период распевания песни развитие у юных певцов способности к самостоятельному варьированию осуществляется в форме специальных заданий на проявление творческой инициативы. Оригинальный «вариативный метод освоения детьми песенного фольклора» разработала доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук Л.Л. Куприянова.
этапы:
1. Многократно нараспев декламируется текст песни со строгим соблюдением слогоритмического рисунка, с «протяжкой» ударных гласных.
2. То же, но уже напевно произносится на разные звуковысотные тона. Это обеспечивает постепенное вхождение в регистровую зону возможного появления варианта основного напева.
3. Затем в унисон пропекается подряд несколько предложенных педагогом вариантов напела с различным текстом песенных строф, при этом главным объектом постоянного контроля является опорный тон в конце напева.
4 Далее каждому участнику хора предлагается «поискать» свои, индивидуальный вариант напева в пределах заданной звуковой, сферы сохранив при этом ритмический рисунок и опорный тон.
5. И последнее — попытка объединить найденные и заданные варианты в слаженное коллективное пение, сохраняя при этом характерные черты фактуры песни и другие ее жанрово-стилевые признаки.*
Для таких занятий в обучении искусству варьирования лучше всего подбирать песенные образцы, хорошо знакомые детям, которые входят в их фольклорный репертуар. Вот, например, как дети на одном из уроков музыки в средней школе проинтонировали свои индивидуальные варианты напева известного им песенного припева из игры «У медведя во бору» со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, все на нас глядит».
Так, приучая детей произвольно манипулировать заданными песенными элементами, соединяя найденные варианты в многослойное, многоголосное звуковое полотно, в котором явно проступают характерные жанрово-стилевые черты, мы начинаем постепенно формировать у детей оригинальное художественно-творческое мышление и создаем необходимую базу для дальнейшей деятельности по выработке навыков многоголосного пения.
А). Вариативный метод освоения детьми песенного фольклора в его простейшем гетерофонном изложении, должен стать первой ступенью по овладению многоголосным пением. Постепенно приобщаясь к творческому процессу варьирования напева, поиска новою подголоска, импровизации, дети начинают чувствовать полифоничность, многослойность мелодического развитии песни; начинают открывать для себя новые, неизвестные им еще возможности песенного хорового искусства. И практически все это им доступно. Дети не поверхностно узнают песню, а проникают в самые ее глубины, постигают процесс ее создания, музыкального воплошения. Они сами становятся творцами, художниками.
После того как освоен вариантного метода хорового распева песни, можно переходить к обучению «педальному» двухголосию. Это наиболее простой вид многоголосья, в котором второй голос является эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора. Например, хороводная песня «Долина-долинушка»:
Напев песни четко делится на запев и припев. Подголосок-педаль построена на новом для мелодии звуке, а именно на ноте до2 и появляется в припеве в первом и последующих куплетах.
Сначала разучиваем с детьми только основную мелодию песни и поем ее одноголосно, добиваясь легкости и непринужденности в исполнении. Как только песня зазвучит свободно и уверенно, следует переходить к разучиванию двухголосного припева. Преподаватель выделяет группу детей, которым поручает петь подголосок. Сначала группа исполняет свою мелодию отдельно, затем дети поют припев поочередно: то хором, то группой солистов. И в конце дети исполняют песню двухголосно. Только что появившийся навык нужно настойчиво закреплять. Полезно, разбив хор на две группы, постоянно менять их роль: первой группе поручать исполнение подголоска, а второй — мелодии, и наоборот.
Затем можно перейти к разучиванию песни с мелодией, где подголосок – педаль варьируется. Как в песне «Как по морюшку утенышка плывет».
После этого можно перейти к песне с бурдоном в нижнем голосе.
1. многократно повторив или выучив основной напев ( верхний голос).
2. Основная часть хора поет нижний голос, а группа солистов – верхний.
После того как двухголосие зазвучит уверенно, можно разделить хор на две равные группы и попеременно исполнить то верхнюю, то нижнюю мелодии.
При разучивании песен с бурдоном партию нижнего голоса может исполнять хор, а основную мелодию – солист. Можно партию исполнять на различные слоги (ля, лю, мА, ми).
Еще один вариант – педагог также может исполнить верхнюю мелодию, а затем поручить певцу. Интонирование педагога может выработать у детей точное восприятие мелодических линий.
Очень полезны для развития навыка двухголосного пения образцы песен с варьированным бурдоном, в которых одна из партий хора построена на постоянно повторяющейся попевке: «Как у нашего оленя золотые рога».
Подобные образны с простейшими видами двухголосця,. особенно с педалью и бурдоном. усваиваются детьми легко и подготавливают их к исполнению более сложных песен с подголосочно-полифоническим развитием.
Относительная самостоятельность каждого голоса при внутреннем их единстве в подголосочно-полифоническом виде двухголосия подсказывает путь к исполнению.Самым верным методом здесь будет разучивание со всем хором обеих мелодий, так как ни одна из появляющихся мелодий не может считаться главной: основная линия музыкального содержания переходит из голоса в голос. И только после того, как обе мелодии будут выучены, можно переходить к двухголосному пению. Рассмотрим песню «В хороводе были мы»:
В песне отчетливо просматривается выраженная самостоятель ность голосов, это и определяет необходимость освоения всем хором обеих мелодических линий. Для этого выпишем мелодию верхнего голоса и нижнего голоса: пример,
Выучив с хором эти мелодии, мы тем самым непроизвольно заставим детей овладеть обоими голосами. После этого собираем полученные мелодии в одну общую партитуру и пропеваем ее. Выразительное исполнение двухголосной песни подводит определенный итог в овладении начальными навыками многоголосного пения.
Теперь остановимся на народных песнях каноническо-иммитационного склада. Такой тип многоголосия нередко встречается в играх— в песенных припевах. Играющие делятся на две равные-группы. Одна группа начинает запевать игровой припев и задает вопросы, а другая отвечает на них: «Где вы заиньки были побывали».
Как мы пилим, во фрагменте песенного припева из игры «Зайцы и волки» одна хоровая группа детей в своем вопросе интонирует музыкальную фразу, а вторая, отвечая ей, интонирует точно такую же музыкальную фразу (или ее вариант), но на терцию ниже основного тона.
Такой вид соотношения голосов свидетельствует о своеобразном применении каноническо-имитационного принципа и народном многоголосии. Наиболее трудный момент здесь — вступление второго голоса, так как он может появляться в другом регистре по отношению к основному голосу. Обычно последний звук мелодии первою голоса совпадает с первым звуком мелодии второго, что помогает певцам попадать на первые звуки канона; момент вступления второго голоса облегчается и точной имитацией основного мотива; мелодия как бы постоянно возвращается к своему началу, только на другой высоте.
Каноническо-имитационный вид многоголосья полезен тем, что помогает певиам овладеть интонированием мелодии в рлзно-регнстровых уровнях, почувствовать многослойность звукопысот-ной сферы, где возникают подголоски. Песни такого склада хорошо исполнять как упражнения. Хор разбивается на дне группы. Сначала первая группа поет основной мотив, а вторая — канон. Потом они меняются и уже вторая группа ведет основной голос, а первая — канон. Второй имитационный голос полезно также петь, меняя интервал, можно начинать с примы, потом гтсгь «терцию, квинту. Найти необходимый материал для такой работы можно во многих сборниках хороши литературы.*
Пение каноном во многом облегчит усвоение и всех других видов* двухголосиая, особенно вторы, так как в процессе имитации в голосах часто возникают консонирующие интервалы, особенно цепочки терций.
Разучивание песни со второй следует начинать с образцов, в •которых основная мелодия находится в нижнем голосе:
Умение вторить основной мелодии — задача нелегкая. Поэтому, приступая к овладению этим видом двухголосия, рекомендуется провести целый ряд предварительных упражнений.
1. весьма полезно торой голос выделять контрастными по отношению к первому характером звуковедення и динамикой,
2. исполнять его на различные звонкие слоги (да, ми, ма, зи), а верхний голос петь тихо или даже с закрытым ртом.,
3. хорошо делать остановки- ферматы на самых узловых интервалах, добиваться их стройного и точного звучания, с тем чтобы вызвать у детей представление о легкости и свободе в исполнении. Только твердо выучив нижний голос, следует подключать к нему и верхний. Вначале втору поручается петь только группе солистов, состоящей из самых опытных певцов. Все эти подготовительные упражнения позволяют быстро добиться уверенного двухголосия.
После того как дети будут успешно справляться с различными видами двухголосия, можно будет начинать работу над трехголосием. Последовательность включения в репертуар трехголосных песен остается такой же, как и при двухголосии: сначала песни гетерофонного склада — с педалью, с бурдоном, с каноном, а потом мелодии подголосочно-полифонического изложения. Лишь овладев инициированием трехголосных песен, можно переходить к разучиванию песен аккордово-гармонического склада. Такие образцы песенного фольклора при исполнении требуют уже от коллектива достаточно высокого уровня вокально-хоровой подготовки и предназначены они в основном для детей старшего школьного возраста.
Наиболее сложным в овладении трех-, четырехголосным пением является комплектование хороших партий. Ведь до сих пор деление на голоса — первые и вторые — было условным. Неоднократно подчеркивались обязательность исполнения обеих мелодических линия песни всеми детьми. Но, чтобы расширить исполнительские возможности коллектива и освоить более сложные хоровые партитуры народных песен, необходимо четкое деление на партии.
В многоголосных произведениях для каждой партии создаются совершенно определенные тесситурные условия, требующие от голосов необходимой выдержки, наличия характерных качеств, типичных именно для данной партии. Поэтому педагогу необходимо точно определить голос каждого юного певца — как сопрано (дискант) или альт.
У детей к 12 годам диапазон голоса может достигать до полутора октав:
Весь объем голоса принято разбивать на три тесситурных регистра: нижний, средний и высокий. Как правило, нижний регистр у всех партий звучит довольно тускло, а верхний — напряженно и крикливо. Лучшие качества голоса проявляются в среднем регистре.
Вторые альты отличаются мягким, бархатным звуком в нижней части диапазона, а первые характеризуются насыщенным, как бы металлическим звучанием. Вторые сопрано отличаются от первых более матовым звучанием в верхней части диапазона, зато средняя часть у них звучит сочнее и плотнее. Для первых же сопрано характерен прежде всего легкий, светлый звук, присущий большей части диапазона.
Однако только по диапазону определить голос трудно. Необходимо найти примерные («натуральные») звуки, определить диапазон, тембровую окрашенность звучания и способность голоса выдерживать тс или иные тесситурные условия. Так, если примарная зона расположена в параметрах звуков фа — соль первой октаны, тембр звонкий, упругий и наиболее удобная тесситура находится в пределах ре — си первой октавы, то такой голос следует отнести к партии альтов. Если же примарная зона расположена в пределах звуков си первой октавы — до второй, тембр легкий, светлый и удобная, естественная тесситура находится в пределах ля первой — ми второй октавы, то такой голос следует отнести в сопрановую партию.
Как только партии в хоре будут укомплектованы, можно приступать К освоению многоголосных партитур. Рассмотрим, например, смоленскую лирическую песню «В поле ветер пышет»:
В процессе распева очень важно, чтобы певцы вели свои самостоятельные мелодические линии выразительно и свободно. Песню начинает запевала, за сольным зачином ее подхватывает весь хор. На подобных образках педагог формирует крепкие партии и добивается равноценного ансамблевого звучания,
Хоровой распев «на голоса» неразрывно связан с воспитанием у юных певцов умения и навыка слушать и подстраиваться в звуке и интонации к голосам соседних певцов. Певец, как говорят в народе, должен уметь «ладить» и хоре. На ансамблевой чуткости певцов и основана народная импровизация. Но этот навык слушать себя и своего соседа (или соседей) приобретается постепенно, в процессе длительной работы.
В обучении искусству многоголосного пения, варьирования напева детям обязательно необходимы слуховые впечатления. Это должно быть прослушивание пластинок с образцами многоголосных песен; ансамблевое пение под специально подобранную фонограмму, на которой в многоголосном изложении исполняется разучиваемая детьми песня. Наиболее эффективно и полезно приглашать в детской хоровой коллектив или на урок музыки в школу местных знатоков народной музыки и мастеров пения. Обычно это люди с большим певческим опытом, знанием народного быта и стиля местного пения. Они могут выполнять роль консультантов. Заимствованные от них песни могут входить в репертуар хора. Вместе с ними, подстраиваясь под их голоса, дети могут исполнять наиболее доступные для них варианты многоголосных песен. Такой опыт наиболее полно раскрывает творческие способности юных певцов, развивает их навыки по освоению искусства многоголосного пения.
Литература:
1. Кондратьева С. Русские народные песни Поморья. — М., 1966, с. 5.
2. Куприянова Л.Л. Вариативный «стоя опевания детьми песенного фольклора. В кн.: Мир детства и традиционная культура. — М., 1990. с. 147.
3. 100 канонов у детского хора, — М . 1469;
4. Школа хорового пения. Вып. 2. - М., 1971, с. 20;
5. Школа хорового пей и я Вып. Над. 2-е. — М.. 1979, с. 26. 27.