Статья «Развитие нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного метода рисования пластилином (пластилинографии)»
Развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного метода рисования пластилином (пластилинографии)
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время очень актуальной задачей для педагогического сообщества. Раннее развитие нравственных и патриотических чувств считается наиболее эффективным. Поэтому очень важно делать в это уже в дошкольном возрасте, когда ребята учатся взаимопомощи, доброте, сочувствию. Именно в эти годы они узнают о своей стране, основных исторических событиях, достопримечательностях, культуре, вследствие чего и начинается их любовь к Родине.
Границы патриотического воспитания в детском саду довольно широки. Дети не столько запоминают конкретную информацию, сколько пропускают через себя эмоции и впечатления, которые сказываются на формировании личности будущих патриотов. Поэтому чем больше нетрадиционных и привлекательных для детей форм и методов работы использует воспитатель, тем быстрее и легче у них развиваются чувство уважения к своей стране и гордости за неё. Одной из таких форм работы является пластилинография.
Название этой относительно новой техники изобразительного искусства дословно переводится как рисование пластилином. Она представляет собой создание полуобъёмных или рельефных изображений из пластилина на плотном материале типа картона. При этом ребёнок может как бы размазывать пластилин по основе, либо вылепливать отдельные небольшие детали и собирать из них готовое изображение, приклеивая их на фон. При желании можно дополнять рисунок мелким природным или бросовым материалом.
Пластилинография не очень распространена в дошкольных образовательных учреждениях, что совершенно напрасно. Эта техника имеет ряд достоинств:
- походит для детей любого возраста;
- позволяет быстро получить результат;
- развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, аккуратность;
- имеет широкие воспитательные возможности.
Начинать воспитывать патриотизм необходимо с малого - с любви к семье, дому, родному населенному пункту. В этом поможет занятие по созданию герба или флага в технике пластилинографии. Это наиболее простое задание, где изображение получится небольшим, а также понадобиться немного цветов. Тем не менее в ходе работы решаться как практические, так и воспитательные задачи.
Для ребят старшего дошкольного возраста можно предложить сделать картину из пластилина к таким праздникам, как День России, День защитников Отечества, День Победы. Они могут изобразить вечный огонь, георгиевскую ленту, самолет, танк из пластилина и многое другое. У каждого ребёнка при этом есть возможность проявить индивидуальность: собрать изображение из множества «шариков» или «колбасок», при помощи размазывания, используя просто выпуклые детали, либо комбинируя все эти варианты. При желании воспитанники могут не просто изобразить не только основной объект, но дополнить свою картину фоном, например, нарисовав пластилином небо, облака, траву, цветы и т.д.
Усилить воспитательный эффект, повысить активность детей, развить фантазию можно, если непосредственно перед занятием пластилинографией показать ребятам тематические слайды, видеофильм, патриотическую музыку. Тогда у детей появится интерес к данному виду деятельности, а также установится тесная взаимосвязь между творческой работой и чувством патриотизма.
Готовые картины можно использовать в качестве подарков папам на День защитников Отечества или ветеранам к Дню Победы. Кроме того, общим результатом работы может стать выставка работ в раздевалке или группе. Осознание практической пользы своего труда усилит эмоциональную составляющую, а значит повысит и воспитательное воздействие.
Пластилинография, как нетрадиционная форма рисования, позволяет дошкольникам максимально проявить фантазию при создании картины, а также испытать чувство радости и ощутить успех. Здесь не нужны карандаши, краски и кисти, а нужен лишь пластилин, собственные руки и воображение. Пользоваться собственными пальчиками малышам куда проще. Поэтому каждый из них справится с заданием. Для ребёнка, получающего от своего занятия удовольствие, чувство патриотизма будет не навязанным извне, а вполне естественным, зарождённым в самом сердце маленького человека.