Методическая разработка «Развитие орфографической зоркости и навыков грамотного письма»
Методическая разработка
Тема: « Развитие орфографической зоркости и навыков грамотного письма»
«Грамотное письмо – не просто движение
пишущей руки, а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и
синтаксис, чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание»
Н.С. Рождественский
Совсем не случайно вынесла тему по самообразованию « Развитие орфографической зоркости и навыков грамотного письма». Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы. При подборе материала на каждый урок учитываю индивидуальные возможности обучающегося, используя разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие орфографической зоркости на уроках и во внеурочной деятельности, развиваю способность владеть словом, рассматривая его со всех сторон.
Главное, научить видеть орфограммы при письме, где при проговаривании возможен выбор написания.
Научить обучающихся следующим факторам:
1.зрительное восприятие (реализуется в ходе объяснительного диктанта, выборочного комментированного списывания, графического выделения орфограмм, исправления письма, при этом усваивают более 40% обучающихся);
2.слуховое восприятие (пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого, поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что он сам себе проговаривает, при этом усваивают 17,7 % обучающихся);
3. рукодвигательный (сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически);
4.проговаривание (большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание);
С первых дней со слабыми учащимися провожу индивидуальную работу. После письменной работы ошибки собираются в отдельной тетради. Это даёт возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда обучающийся допускает ошибки в одних и тех же словах.
Главное в словарно – орфографической работе - выработка орфографической зоркости. Обучающиеся допускают ошибки при списывании, даже в тех словах, где нет пропущенных букв. Хорошие результаты даёт упражнения контрольного списывания. Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной обучающиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её: «В слове далёкий в корне безударная гласная, проверяемая ударением, даль». В данном случае помогает справочник на форзаце учебника, которым обучающиеся должны уметь пользоваться.
На каждом уроке проводится словарно – орфографическая работа. Это или «По следам ошибок», когда вызываются двое – трое обучающихся (по очереди) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки или работа над новыми словами, ( с учебника ) или словарные диктанты.
Полезным видом словарно – орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать стихи, тексты – миниатюры. Оживлённо проходит работа с корректурным заданием. Найди ошибки в предложениях. Наступила поздняя осень. Стоит ненасная погода. На дорошке лежат разноцветные листья.
Обсуждение. На какие правила правописания допущены ошибки? Устно комментируем свои действия при правильном написании слов с ошибками. А теперь запишем под диктовку отдельные слова из этого задания. Итак, что надо сделать, чтобы без ошибок написать слова с непроизносимыми и проверяемыми согласными в корне?
Одним из видов работы является формирование у обучающихся потребности пользоваться орфографическим словарём, (не любят ни родители, ни дети). Значимость орфографического словаря в семьях сведена к нулю.
Словарно – орфографическая работа, по мнению М.Р. Львова, - это « изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению, запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко – буквенный анализ, запись. Составление с ними предложений, включение их в словарик…»
Итак, фонетические, лексические, грамматические знания, умения и навыки обучающихся являются лингвистической основой обучения орфографии, фундаментом орфографических навыков. Поэтому при изучении новых тем, к каким бы разделам русского языка они ни относились, необходимо тщательно продумывать сопутствующее повторение и подбирать комплекс упражнений, способствующих повышению уровня практической орфографической грамотности обучающихся.
Литература:
1.Немцева Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБПОУ «Первый Московский образовательный комплекс»
Статья на сайте «Открытый урок» Способы повышения орфографической грамотности учащихся 5 – 7 классов;
Использованы цитаты:
2.Н.С.Рождественского, методиста в области обучения русскому (родному) языку, доктора педагогических наук, профессора;
3. М.Р. Львова, методиста по русскому языку, доктора педагогических наук, профессора Московского педагогического государственного университета.