Методический семинар «Развитие орфографической зоркости через активизацию познавательной деятельности»
Тема методического семинара: «Формирование орфографической зоркости через активизацию познавательной деятельности».
Цель:
формирование орфографической зоркости через активизацию познавательной деятельности.
Задачи:
- выявить отрицательные факторы, влияющие на грамотность учащихся;
- определить понятие орфографической зоркости;
- выявить условия успешного развития орфографической зоркости;
- создать практический материал, прошедший апробацию в деятельности при работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка с применением современных педагогических технологий.
Из обучающихся нашей школы 60% составляют дети татарской национальности, имеющие закреплённые навыки произношения родного языка. Изучение русского языка при смешанном двуязычии затрудняется интерференцией – ошибками, которые возникают в результате естественного свойства говорящего строить речь на неродном языке по правилам своего, родного языка.
Проблема повышения грамотности учащихся волновала учителей- словесников во все времена.
Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению.
Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;
статистика фиксирует в последние годы существенное снижение
у школьников читательского интереса. Если высокую культуру
чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение –
одна из причин неблагополучия в правописании;
- несомненное понижение уровня познавательного интереса
учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко
предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало
связанных между собой, не имеющих единого обоснования и
поэтому трудных.
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15- 45% учеников. Там, где учитель работает по данной проблеме 70- 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.
Психологи в зависимости от особенностей запоминания и сохранения в памяти усвоенного условно делят людей на четыре группы:
быстро и прочно запоминающие, медленно забывающие (хорошая память);
быстро, но непрочно усваивающие, скоро забывающие материал;
медленно запоминающие, но долго сохраняющие в памяти усвоенное;
медленно усваивающие и быстро забывающие (очень слабая память)
(Гоноболин Ф.Н. «Психология»)
Быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала способствуют следующие факторы:
- интерес к тому, что надлежит запомнить:
- лучше запоминается та информация,
усвоение которой сопровождается чувством радости, позитивными
эмоциями;
- понимание того, что заучивается;
- соединение процесса запоминания с активной мыслительной
деятельностью человека (учащиеся сравнивают, обобщают,
формулируют выводы);
- учёт и использование знаний, усвоенных ранее (установление
внутренней связи с ранее изученным);
- настойчивость, упорство в работе, стремление добиться полного
и прочного запоминания.
Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Конечно, существует система орфографических упражнений, которые применяют учителя на уроках, это представлено на слайде.
списывание с правильного текста; чтение;
письмо заученного наизусть связного текста;
предупредительные диктанты;
объяснительные диктанты;
творческие, свободные диктанты;
выборочные, немые, зрительные диктанты;
пользование орфографическими словарями;
проверочные диктанты.
Исходя из цели современного образования - формирование творческой личности, я приступила к поиску форм, приёмов и методов обучения орфографии, формирующих творческие качества личности.
Творческое взаимодействие учителя и ученика строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке.
Формулировка проблемных вопросов должна быть основана на разрешении противоречий, заключённых в языковых фактах, а ответы на них предполагают умения выявлять сходство и различие в них, рассматривать языковые явления во взаимосвязи. ( Докажите, что умение различать части речи, их морфологические признаки часто помогает выбрать правильное написание орфограммы в слове (по теме «Причастие» и «Имя прилагательное»; решённая – решена, длинная - длинна).
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Использование элементов технологии проблемного обучения создаёт благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся.
Чтобы удержать интерес к своему предмету и повысить качество знаний в своей работе использую формы диалогового обучения, в ходе которого осуществляется совместная деятельность учителя и учащихся. На уроках организую индивидуальную, парную и групповую работу с использованием следующих форм: «мозговой штурм»; дискуссия; организация работы в парах или «малых группах».
Функции интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить урок, сделать его ярким, запоминающимся. Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст на доске: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах.
При словарно-семантической работе на экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, даётся этимология, раскрывается лексическое значение.
Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе
Наряду с использованием готовых образцов правописания широко применяю занимательные задания: шарады, загадки-задачи, загадки-смекалки, логические задачи «найдите лишнее», которые формируют орфографическую зоркость, расширяют словарный запас, развивают комбинаторные навыки, сообразительность, логическое и образное мышление, учат думать, рассуждать, сравнивать, обобщать.
Использую элементы технологии критического мышления на уроках русского языка при работе с текстовым материалом, что способствует формированию умения рассуждать на предложенную тему, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.
В обогащении словарного запаса учащихся немаловажная роль отводится синквейну. Я использую синквейны при подведении итога урока или в качестве домашнего задания.
Этот вид работы нравится всем детям, потому что он позволяет почувствовать себя, хоть на мгновение, творцом. Это инструмент для рефлексирования, обобщения понятий и информации, развития речи.
Для повышения грамотности учащихся немаловажную роль играет умение учащихся пользоваться орфографическим словарем.
Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ - вот результаты данной работы. СЛАЙД
Также практикую взаимопроверку тетрадей учениками. Бывает, что при выполнении какой-либо тренировочной работы слабый ученик хорошо понял и усвоил этот способ действия, он назначается дежурным консультантом. Для него это является лучшим способом закрепления и внушения уверенности в успешном освоении этой темы. После проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Работа по карточкам разноуровневого характера позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям.
Одним учащимся для запоминания необходимо самим увидеть предмет, его изображение или прочитать о нём. Это зрительный тип памяти. Другие учащиеся лучше воспринимают информацию на слух, они слышат голос читающего. Это слуховой тип памяти. Для третьих характерно то, что процесс запоминания они сопровождают записью. Это двигательный, моторный тип памяти. Многие учащиеся обладают смешанным типом памяти, то есть запоминают материал на основе увиденного, услышанного, записанного. На уроках русского языка я использую различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь, что применение эйдетической методики эффективно, ведет к сотрудничеству и совместному творчеству учителя и ученика, повышает мотивацию учения, развивает креативные способности учащихся, заставляя подключать воображение и образное мышление. Эйдетика (греч. «эйдос»- образ) – особый вид памяти. По выражению У. Джеймса при эйдетической памяти: «мозг впитывает как воск, а удерживает как мрамор». Эйдетический феномен в том, что человек обладает способностью видеть на пустом экране отсуствующую картинку или предмет, который заранее у него находился перед глазами.
Эта технология построена на научности, занимательности, доступности, связи теории с практикой, индивидуальном подходе к обучающимся, на применении сознательной и активной наглядности. Дети учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для эйдетизма. «Эйдетической способностью обладают в разной мере все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы», – доказывает психолог Л.С. Выготский.
Психологи говорят, что проблемы памяти не существует, если решена проблема восприятия.
Введение элементов образности помогают лучше осмыслить материал. Русский психолог Н.А. Рыбников доказал, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического.
Хороший психологический климат является условием эмоционального благополучия, доброжелательного отношения к ребенку.
Применяя на уроках русского языка методы эйдотехники и мнемотехники, я накопила банк детских творческих работ и своих идей. С помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки, рифмовки, мини-сказки придумываем такой образ, чтобы орфограмма легко запоминалась и вспоминалась.
В традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со “cловарными” словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
Освоить эти орфограммы я предлагаю через применение деятельностного подхода.
Для словарного слова нужно придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.
“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.
Приём № 1. Метод звуковых ассоциаций.
а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на западе солнце падает.
б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Соловей – соловей поет соло.
Помидор. Тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор. Они замечательные помощники запоминания.
У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.
Приём № 2. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).
Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!
Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму. Идей будет очень много, и все они будут разные.
К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Приём № 3. Усиления орфограммы.
«Усилить» значит сделать более яркими те места в слове, которые трудно запоминаются и легко забываются. «Усиление» требует большой творческой активности.
Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, на неё обидеться, рассердиться или гордиться ею, её можно считать другом.
Опыт показывает, что применение данных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам.
Вот ещё несколько способов создания опорных сигналов для памяти.
Правило Поля / Написание сложных слов с корнем пол – /
Это правило вам помогут запомнить 3 буквы моего имени или такая рифмовка:
Перед Л и перед гласной, перед буквой прописной, корень – ПОЛ любому ясно, отделяется чертой. В остальных случаях слова с пол пишутся слитно, а слова с полу - всегда слитно!
Для закрепления этих знаний поможет Звуковой диктант. Если в тексте вы услышите слово из правила Поля – пиши через дефис, дайте сигнал хлопком.
Как запомнить правописание суффиксов
СКВОРЕЧНИК /Правописание суффиксов – чик -, -щик- /
(объяснение проводит ученик в виде игры)
- Суффиксы – чик и – щик не всегда ясно различаются. Правильно их писать научит скворчиха. Она имитирует все звуки. Наша скворчиха любит звук – чик, но отзывается на него, если подкормить буковками – витаминками: Д – Т, З – С, Ж.
В остальных случаях скворчиха ответит вам недовольно: «ЩИК!» или промолчит.
Сформулируйте правило, которое подсказала вам скворчиха.
1. После ж, д-т, з – с ,
Суффикс – чик напишем здесь!
2. В именах существительных, называющих людей по профессии перед д-т ,з-с, ж пиши суффикс – чик , в остальных случаях – щик
Чтобы не ошибиться в написании сомнительной гласной в корне слова, нужно, чтобы с этой согласной подружилась гласная. ( РИС.)
Представим себе девочку с очень длинной косой. Когда она подвязывает косу, то она становится похожа на Ь. В сущ. Ж.рода 3 скл. после шипящих пишем Ь.
Как же быть со словами, которых много?
Много туч, крыш, дач, училищ…
Их так много, что одного Ь на всех не хватает, поэтому он не пишется в этих словах.
При изучении темы «Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую» можно использовать сказку. Поросята и волк.
В детстве все мы читали сказку о трёх поросятах. Помним, как они пошли гулять в лес. А дальше… Жили-были поросята-прилагательные Хороший, Свежий, Пахучий. Пошли они гулять в лес и вдруг на них напал волк. Он вцепился в хвостики-окончания и откусил их. Вот как волк откусил хвостики, так уж на этом месте больше ничего не выросло. Краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без Ь.
« Конструкция с союзом И» выполнена в технике схематического рисунка.
На 1-м рис. Изображён хозяин, который держит на поводке двух одинаковых собачек. Рис. Позволяет усвоить очень важный признак однородности: однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову. Кроме того, рис., позволяет включить в процесс запоминания мнемотехнику, который предотвращает смешивание при выборе результата рассуждения: у одного хозяина собачки живут дружно и не поссорятся из-за косточки – не будем разделять запятой. На втором рис. Собачки разных пород ( части ССП различны по смыслу) рычат друг на друга, ссорятся, чтобы ссоры не было, разделим их запятой. Шутливые ассоциативные фразы помогают запоминанию, так как соответствуют образному восприятию школьников.
Применение приёмов эйдетики на уроках помогает ребенку снять страх перед изучением нового материала, чувствовать себя психологически комфортно. Ведь всё сложное запоминается при использовании активных форм деятельности.
В данной работе я попыталась познакомить только с некоторыми методами, приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.
Главное – работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников.