Аналитическая записка «Активизация познавательной деятельности младших школьников через домашнее задание»

4
0
Материал опубликован 12 March 2016

Аналитическая записка

Активизация познавательной деятельности через домашнее задание

   Активизация познавательной деятельности учащихся предполагает тесную связь усвоения знаний, полученных на уроках, с применением их к выполнению домашних заданий, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости.

   Стратегическим направлением моей педагогической деятельности по активизации познавательной деятельности является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в неё учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

   Я организацию учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием, формирую положительное отношение школьников к учебной деятельности, развиваю их стремление к познанию изучаемых предметов. 

   Одной из форм, которая активизирует познавательную деятельность учащихся, является домашняя работа. Она имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

   Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребёнком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь. Но такое оценивание часто не соответствует знаниям учащихся. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить. Поэтому я использую различные способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

   Проверка домашней работы является органической частью урока, т.е. служит либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов. Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, тоже служат достижению цели урока.

   Продумывая последовательность заданий на уроке, я, прежде всего, имею в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этапе, строю свою дальнейшую работу.

   Контролируя выполнение домашнего задания, в то же время я и обучаю. При этом использую различные методические приёмы, способствующие формированию умения анализировать, рассуждать, классифицировать, делать выводы.

   Если домашнюю работу никак нельзя соотнести с целями урока, то при проверке ставлю ряд вопросов, которые позволяют мне проверить, насколько учащиеся сознательно и самостоятельно подошли к выполнению домашнего задания.

   Полезной является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Данная работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля.

   Домашние задания - это форма самостоятельной работы учащихся, которая организуется с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи.

   Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приёмы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу.

   Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитанная на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи я не регламентирую задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объёма.

   Особую значимость приобретают также опережающие задания, которые подготавливают учащихся к восприятию нового учебного материала, возбуждают интерес.

   Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель - включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных учебных предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

   Во всех видах домашних заданий наряду с репродуктивной работой большое место занимает также творческая работа школьника. Особенно эффективны те домашние задания, которые формулирую как познавательные задачи, строю систему домашних заданий на заданиях «минимум» и заданиях «максимум». При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые - добровольными. На современном этапе развития школы эффективны и коллективные формы домашних заданий.

   Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения домашних заданий, но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке домашних заданий участвует весь класс. При этом применяю формы взаимоконтроля.

   Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха тем школьникам, которые слабо успевают по математике или по русскому языку. Такие задания дают им возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение к обучению в школе.

   Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидактические функции, а именно:

- закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

- расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;

- формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

- развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников;

- выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках.

   По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:

- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

- направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;

- способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;

- направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;

- направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;

- способствующие развитию самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.

   Задания сопровождаю чётким инструктажем: внимание сосредотачиваю либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации