12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людишина Светлана Ильинична29
Россия, Челябинская обл., Троицк

2


Развитие практических умений и навыков

«Человек и его здоровье»



























ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития практических умений и навыков

Цели и задачи биологического образования………………9

Значение практического метода обучения для формирования у учащихся умений и навыков в процессе обучения биологии……………………………………………17

Практические навыки и умения при изучении раздела «Человек и его здоровье». Лабораторно-практические занятия в разделе «Человек и его здоровье»…………….23

Взаимосвязь биологической подготовки учащихся и развития практических умений и навыков учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье»…………….43

Вывод по первой главе……………………………………………48


ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование развития умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье»

2.1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментального исследования………………………………………….……….51

Опытно-экспериментальное исследование и его результаты…………………………………………….…….…53

Вывод по второй главе……………………………………………..……….70

Заключение ……………………………………………………………...71

Список использованной литературы……………..………..73

Приложение………………………………………………………………79

ВВЕДЕНИЕ




Биология как наука в настоящее время уже не является унитар­ной областью знаний о живой природе, а представляет собой весь­ма сложный, разветвленный и многослойный комплекс (целост­ную систему) различных областей, уже имеющих статус самосто­ятельных наук о живой природе, — фундаментальных и приклад­ных, теоретических и практических, которые влияют на многие стороны материальной и духовной жизни общества. Это ботаника, зоология, генетика, экология, физиология, учение об эволюции, цитология, систематика, биогеоценология, анатомия, морфоло­гия, антропология, этология, палеонтология, эмбриология, мик­робиология, биогеография, гигиена, медицина, растениеводство, животноводство, биотехнология, биоэтика, биоэстетика и др.

Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, велик, многозначен и постоянно расширяется. Но для содержа­ния школьного образования отбирается только тот материал, ко­торый ученики обязательно должны знать и уметь применять в своей жизни. Главный принцип отбора научного содержания для изуче­ния в школе — это соответствие всех элементов содержания об­щим целям современного образования.

Изучением проблемы организации качественного усвоения знаний занимались и отечественные методисты-биологи. Решению общих вопросов методики, в том числе выбору методов обучения, организации учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работы обучающихся, формированию биологических понятий, осуществлению проверки знаний посвятили свои исследования Бруновт Е.Л., Верзилин Н.М., Всесвятский Б.В., Зверев И.Д., Корсунская В.М., Пакулова В.М., Пасечник В.В., Райков Б.Е., Рыков Н.А., Тетюрев В.А., Трайтак Д.И., Ягодовский К.П. и многие другие.

Однако главнейшая цель общего образования отечественной школы XX и начала XXI в. — всестороннее развитие личности ученика. Формирование всесторонне развитой личности школьника сред­ствами биологического образования подразумевает умственное, нравственное и физическое совершенствование учащихся. В этом процессе биология как учебная дисциплина считается одним из важнейших компонентов общего (полного) образования подрас­тающего поколения. Биологическое образование играет большую роль в подготовке учащихся к жизни.

Содержание образования, являющееся отражением запросов общества и требований государства, по мнению специалистов состоит из следующих четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов её осуществления – умений и навыков; опыта творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. (59; 212)

Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа. (59; 212)

Таким образом, перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Школьное образование должно готовить детей к жизни через развитие практических умений и навыков. А содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой – оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования её базовой культуры.

Одним из компонентов содержания биологического образования являются основы наук, дающие возможность научить школьников различным интеллектуальным и практическим способам деятельности (умениям и навыкам). Научные и практические биологические знания взаимодействуют с умениями и навыками, поскольку обеспечивают применение знаний в действии. Для успешного изучения биологии важны практические умения и навыки. Поэтому в содержании биологического образования необходимо больше уделять внимания развитию практических умений и навыков.

Объект исследования: процесс обучения биологии в 8 классе.

Предмет исследования: развитие практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Цель исследования: раскрыть значение и условия развития практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Гипотеза исследования: развитие практических умений и навыков в процессе обучения возможно, если:

в процессе обучения используются методы, скорректированные в отношении представления учебной информации обучающимся;

задания дифференцированы с учетом особенностей восприятия информации обучающимися;

при изучении материала в разделе «Человек и его здоровье» будут выделяться вопросы, имеющие практическую значимость и получающие дальнейшее развитие в ходе спецкурса «Культура здоровья»;

уделяется большое внимание практическим работам, специфика которых заключается в их санитарно-гигиеническом (медицинском) характере;

при подготовке и проведении практических работ учитываются все основные методические требования к организации и отбору содержания.

Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, были определены задачи исследования.

Задачи исследования

Изучить состояние проблемы развития практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье» в психолого-педагогической и методической литературе.

Изучить условия развития практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Определить основные требования к проведению лабораторных работ и самонаблюдений.

Определить и экспериментально проверить взаимосвязь развития практических умений и навыков и эффективного усвоения учащимися содержания раздела «Человек и его здоровье».

Поставленные задачи решались путём использования следующих методов научно-педагогического исследования:

Методы теоретического поиска: анализ теоретических источников по философии, педагогической психологии, дидактике, методике преподавания биологии, программ, учебных пособий.

Методы исследования реального педагогического процесса: изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме; наблюдение за деятельностью учителей и учащихся; социологическое (опрос, интервьюирование, анкетирование); педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

разработанные конкретные рекомендации по организации процесса развития практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье» нашли применение в школьной практике.

Апробации результатов исследования - основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании педагогического совета и на заседании районного методического объединения учителей биологии.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


























ГЛАВА 1. Теоретические основы развития практических умений и навыков




Цели и задачи биологического образования




Функционирование любой системы образования подчинено определенным целям. Цели образования — это ожидаемые резуль­таты, которые стремится достичь общество, государство с помо­щью сложившейся системы образования в настоящее время и в бли­жайшем будущем. Цели — это социально обусловленные ориенти­ры реализации образования, они зависят от характера развития общества, государственной образовательной политики, уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания, от системы главных ценностей общества. Из целей вытекают соот­ветствующие задачи, последовательное решение которых приво­дит к овладению знаниями и умениями, формирует ценностные отношения к окружающей действительности, к миру.

Цели образования обычно выражаются в программах через си­стему знаний, умений и отношений, которыми должен владеть выпускник средней общеобразовательной школы. Обычно стре­мятся учитывать не только социальный, культуросообразный зап­рос государства и общества, но и цели отдельного человека, его интересы и склонности. Цели образования отражают также общие стратегические ориентиры и направления деятельности руково­дителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся.

Правильно определить цели и задачи биологического образова­ния можно, если исходить из общих целевых установок отечествен­ной школы, соответствующих социальным требованиям, которые предъявляются к школе на современном этапе; из специфики дис­циплины, выражающей основы современной науки биологии; из возрастных и других индивидуальных особенностей учащихся.

Новые целевые установки, поставленные перед школой, обычно выражены в документах о реформе школы. Из задач реформы все­гда вытекает необходимость обеспечения на новом этапе высоко­го научного и образовательного уровня преподавания каждого учебного предмета, в том числе биологии. При этом по-новому видятся цели образования, хотя не всегда для решения новых про­блем требуется полная смена педагогических ориентиров и идей. Обычно в связи с этим проводится пересмотр и совершенствова­ние учебных программ, учебников, качества всего учебно-воспи­тательного процесса; ставятся задачи поиска новых, более эф­фективных методов, средств и форм обучения.

Реформа отечественной школы, проведенная в середине 60-х годов XX в., касалась в основном пересмотра содержания образо­вания, предусматривала ликвидацию отставания уровня знаний, получаемых в средней школе от уровня развития науки биологии, способствовала уменьшению консерватизма в обучении и созда­нию необходимых условий для развития учащихся и повышения воспитательной роли курса биологии. Одновременно с этим в про­цесс обучения биологии в школе стали внедрять последователь­ное формирование и развитие биологических понятий. Отдельные курсы биологии (природоведение, ботаника, зоология, человек и общая биология) стали рассматриваться как части единого пред­мета «Биология», развивающегося по спирали.

Реформирование отечественной школы в середине 80-х годов XX в. должно было «обеспечить высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и граждан­ской активности» (1984). Перед школой была поставлена цель — формирование всесторонне развитой личности. Подчеркивалась роль трудового обучения, политехнического образования учащихся, идейно-политического, нравственного, эстетического и физиче­ского воспитания. Отмечалась важная роль экологизации обуче­ния и необходимость непрерывного экологического образования. Одновременно была дана установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов, в том числе биологии. В этих же целях в школу ввели 11-й год обучения.

Начавшееся реформирование средней школы в 90-е годы про­исходило в условиях глубоких системных изменений в жизни об­щества, пересмотра идеологических ориентиров, перестройки структуры и принципов деятельности научных и образовательных учреждений всех уровней.

В связи с глубокими качественными преобразованиями, про­исходящими в нашей стране, школе были предъявлены требова­ния, учитывающие новую образовательную парадигму: «выведе­ние образования из сферы социально- экономических, производ­ственно-политических услуг, понимание образования как функ­ции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение ее в мир культурного опыта человечества через содержание учебных дисциплин.

Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность и экологизацию обусловила новые направления в определении целей общего образования.

В указанный период школьная биология как важное звено в общей системе образования была призвана руководствоваться сле­дующими целями обучения:

овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

формирование на базе этих знаний научной картины мира;

гигиеническое воспитание и формирование здорового обра­за жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организма­ми, их эволюцию, причины видового разнообразия;

установление гармоничных отношений с природой, обще­ством, самим собой, отражение гуманистической значимости при­роды;

сохранение позитивного опыта процесса обучения биоло­гии, накопленного в отечественной школе.

Именно с реализации этих целей в середине 90-х годов началось становление нового содержания школьного образования. Оно дик­товалось демократизацией общества, гуманизацией образования, признанием ценности человека, уважением личности учащегося, вниманием к его интересам, дальнейшей экологизацией общего образования, а также новым уровнем развития науки биологии и ее достижениями прикладного характера, законом об образовании.

Новое содержание образования отличает большая творческая свобода учителей, вариативность, определяемая альтернативны­ми учебными программами и учебниками, свободный выбор пред­метов. Были созданы региональные и дифференцированные сис­темы образования, разрабатывающие собственные программы и учебники, особые (частные, авторские) модели образовательных учреждений. В средней школе помимо биологии появились новые дисциплины «Экология» и «Естествознание», авторские програм­мы и учебники по биологии, которые с разных позиций опреде­ляли содержание школьной биологии и организацию образова­тельного процесса.

Вместе с тем эти изменения могли нарушить баланс между государственными и авторскими программами, ослабить учебно-методическую базу и, следовательно, снизить уровень образован­ности. Традиционные критерии подготовленности выпускников средней школы по биологии вступили в противоречие с растущей дифференциацией и профильной специализацией процесса обу­чения в средней (полной) школе.

По заданию Министерства образования Российской Федера­ции ученые-биологи и методисты создали Временный государ­ственный образовательный стандарт общего среднего образова­ния (1993).

Были созданы важные документы, определя­ющие роль и место учебных дисциплин в средней школе, основ­ные цели обучения. В их числе — Федеральный компонент образо­вательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (1996); Базисный учеб­ный план (1998); Временные требования к обязательному мини­муму содержания основного общего образования, разработан­ные в соответствии с постановлением о федеральных компонен­тах государственных образовательных стандартов (1998); Обяза­тельный минимум содержания среднего (полного) общего обра­зования (1999).

Во всех указанных документах подчеркивается, что в школь­ном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. Этот социальный заказ адресует к школьному биоло­гическому образованию требование — повысить биологическую грамотность у подрастающего поколения.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, разработанном в соответствии с Законом российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации №1756-р от 29 декабря 2003г. №21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004г. №1089 рассмотрены основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В связи с этим внесены изменения в содержание отдельных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998/99гг.: по биологии значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В качестве задач общего образования в 10 и 11 классах обозначе­на необходимость профильного обучения (по выбору учащихся).

Цели и задачи обучения — это социально обусловленное явле­ние, которое сопровождается обновлением содержания обучения. Цели обучения показывают, почему нужно учить именно этому предмету, а не другому, определяют, какие функции выполняет данный учебный предмет в общем образовании, и служат моде­лью ожидаемого результата в образовании школьников.

Основные цели школьного биологического образования на со­временном этапе развития средней школы свидетельствуют о важ­ной роли биологии в развитии учащихся, в воспитании их как всесторонне развитых и творческих личностей, в понимании сво­ей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Зем­ле, в подготовке к выбору будущей профессии с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

Значение практического метода обучения для формирования умений и навыков в процессе обучения биологии




Содержание обра­зования — это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельности, обеспечивающий разви­тие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру (И.Я. Лернер, Н.В. Бочкина).

По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской (1983), содержание учебного предмета — это «отобранный из научной ин­формации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспи­тательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры».

Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаи­мосвязи с принципом доступности.

Уровень развития биологии как науки постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования.

Из обширного научного материала для школьного предмета отбирается учебный материал, наиболее ценный в образователь­ном и воспитательном отношении. При этом школьный предмет не представляет собой некую «мини-науку» или сокращенное из­ложение различных отраслей биологической науки и смежных с ней областей знаний. Он объединяет методически отобранные их элементы, систематизированные и дидактически переработанные в целостную систему учебного содержания с учетом возраста учащих­ся. Отобранное содержание распределяется в школьном учебном предмете в особом порядке, логика которого определяется про­граммой.

Школьный предмет по биологии включает также материалы по овладению различными методами биологических исследований (на­блюдение, описание, определение объектов и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.). Это система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть усвоены в процессе изучения биологии.

В проблеме методов одним из центральных и наименее разработанных является вопрос о выборе методов. Как следует понимать соответствие метода содержанию? Это определенный характер взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающий наилучшее восприятие состава знаний изучаемого материала.

Правильно выбранный метод обеспечивает изучение учебного материала наикратчайшим путем и с максимальным успехом. Очевидно, задача дидактики и методики заключается в выявлении объективных факторов выбора методов и условий наиболее эффективного их применения и сочетания. Объективный выбор методов преподавания должен быть связан с элементами знаний, составляющими учебный предмет: анатомическое содержание предполагает использование одних методов, физиологическое – других и т.д. Вместе с тем, необходимо отметить, что при этом небезразлична также степень обобщенности изучаемых знаний: конкретный фактологический материал целесообразно изучать с помощью практических и наглядных методов, словесные методы приобретают большое значение при обобщении знаний.

Как известно, всякое знание включает чувственный и рациональный компоненты, составляющие единство в отражении действительности. Чувственный компонент включает непосредственно воспринимаемые с помощью органов чувств признаки предметов и явлений, рациональный – представляет отвлечение от конкретности и предполагает обобщение частностей, абстрагирование.

Различное содержание имеет разный состав знаний. Так, анатомический и морфологический учебный материал, задача изучения которого ознакомление с внутренним строением, с формой и внешним видом объекта, включает преимущественно чувственный компонент. Например, скелет человека, производные кожи и т.п. доступны рассмотрению, их изучение может быть проведено даже путем практической работы. Поскольку такое содержание доступно восприятию органами чувств, ведущую роль при его изучении приобретает наглядность и практические действия с объектами, т.е. практические и наглядные методы.

При практических методах учащиеся приобретают знания в процессе работы с изучаемым объектом. Роль слова и наглядных средств при этом заключается в инст-руктировании, руководстве наблюдением в процессе работы, осмыслением результатов, в подведении к соответствующим выводам. При этом источником знаний учащихся является последовательное выполнение практических операций и соответствующие наблюдения. Использование практических методов предполагает активную мыслительную деятельность учащихся.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам при изучении биологии относят лабораторные и практические работы, наблюдения и самонаблюдения.

При использовании практических методов в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Школьному курсу биологии должна быть обязательно придана практическая направленность. Это будет находиться в полной гармонии с одной из важнейших задач школы – воспитанием здоровых, всесторонне развитых, выносливых, бодрых, жизнерадостных девушек и юношей.

Курс анатомии и физиологии должен дать физиологические основы личной гигиены и физической культуры. На основе научных знаний о своем организме учащиеся должны укреплять свое здоровье и активно поддерживать общественные санитарные мероприятия. В этом и будет выражаться действенность правильно понимаемой связи теории с практикой при изучении данного курса.

Проанализируем методы обучения в связи с их пригод-ностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач. Сравнительная оценка эффективности метода выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или - , что метод пригоден или не пригоден для достижения цели (32; 481-484). Результаты представлены в таблице (таблица 1).









Таблица 1

Сравнительная эффективность методов обучения (по Подласому И.П., 2002год)

Метод









Формирование

Круго-зора, мировоз-зрения

Теорети-ческих знаний

Практи-ческих умений


Умений добывать, система-тизиро-вать, приме-нять знания

Умения учиться, навыков само-образо-вания

Навыков упрочения знаний, умений

Рассказ

Беседа

Лекция

Дискуссия

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Упражнения

Лабораторный метод

Практический метод

Познавательная игра


+!

+!

+!

+

+


+

+

+

+

-


+


+

+

+!

+!

+

+!


+

+

+

+!

+


+


+!

-

-

-

+

+


-

-

-

+!

+!


+!


+!

+

+

+

+

+


+

+

+

+!

+!


+!


+

-

+

+

+

+


+

-

-

+!

+


+!


-

+

+

+

+

+!


+

+

+!

+!

+!



+



+!


Таким образом, практический метод в большей степени способствует формированию практических умений; умений добывать, систематизировать и применять знания на практике; формированию умения учиться, формированию навыков самообразования.

1.3.Практические навыки и умения при изучении раздела «Человек и его здоровье»



На реализацию задач, стоящих перед биологическим образованием, направлено его содержание, изложенное в образовательных программах и учебниках. Процессы демократизации общества способствуют появлению в Российской Федерации школ разного вида, которые работают по разным учебным планам, программам, учебникам. Согласно закону РФ «Об образовании» учителю представлено право выбора учебных программ и учебников, но при сохранении общих требований к уровню образования.

Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических пособиях. В настоящее время существует несколько учебно-методических комплектов по биологии. Учитель может выбрать один из комплектов с учетом уровня подготовки школьников, специализации обучения в школе, особенностей региона.

Мною были рассмотрены и проанализированы программы:

I вариант. Биология VIXI кл.. Авторы В.И. Сивоглазов, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. (34)

II вариант. Биология VI - IX Авторы И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. (34)

III вариант. Биология VIIX Авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин. (34)

Программа I варианта предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в восьмом классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. В основе построения этой программы лежит дедуктивный принцип, т.е. от общего к частному. Программа I варианта ориентирует учащихся на ознакомление с организмом человека, особенностями его строения и жизнедеятельности, привитие школьникам норм здорового образа жизни, решение задач гигиенического и полового воспитания. В ней большое внимание уделяется вопросам истории науки, открытиям в области медицины, здравоохранения, что обеспечивает гуманитарную направленность курса. Кроме того, программой предлагается рассмотрение тем «Место человека в системе органического мира», «Происхождение человека». При чем эти темы предлагаются для изучения в самом начале курса. Курс биологии в восьмом классе «Человек» является логическим продолжением курса «Многообразие живого организма».

Время, отводимое на изучение раздела «Человек» в целом оптимально (61 ч + 7 ч резервное время).

Программа соответствует современной концепции биологического образования. Является принципиально новой (в сравнении с типовыми школьными программами) по структуре и отбору единиц содержания биологического образования. Кроме того, программа направлена на формирование у детей диалектико-материалистического понимания природы.

Программа II варианта предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с пятого класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям». Таким образом, приходим к выводу, что в основе построения программы также лежит дедуктивный принцип.

Важнейшей особенностью программы II варианта является увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения материала, но при этом сохранены все основные требования, предъявляемые к образовательной области «Биология», предусмотренные «Учебными стандартами школ России». В разделе усилены идеи топографической анатомии, уделено большее внимание методики науки, санитарной экологии и валеологии. В программе выделяется социально-биологическая природа человека, предлагаются к рассмотрению функциональные и экологические отличия человека от животных.

Учебный материал приближен к уровню современной науки: введены современные понятия о торможении, синаптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте. В целях гуманизации и гуманитаризации предлагаются сведения о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности. Усилено экологическое направление раздела. Программой для изучения не предлагается антропогенез (в отличие от программы I варианта). В программу I варианта не в полной мере включены вопросы поведения и психики.

Время, отводимое на изучение раздела «Человек» в целом оптимально (68 ч).

Программа II варианта также соответствует современной концепции биологического образования.

Программа III варианта, на мой взгляд, более полно раскрывает сущность человека как социально существа. Программой этого варианта предлагаются для рассмотрения и вопросы становления человека в процессе антропогенеза, и включаются сведения по психологии, что позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Следовательно, при правильном построении учебных занятий, учитель сможет направить внимание детей на изучение самих себя и своего здоровья.

Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем, и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гиене. Все это предлагает программа III варианта. Следовательно, мы имеем очень хороший, логически выстроенный материал воспитания в детях культуры здоровья, привычек здорового образа жизни. Кроме того, эта программа предлагает большее количество лабораторных работ, также предлагаются самонаблюдения, демонстрации, что способствует развитию интереса к предмету, а также более высокому качеству усвоения теоретического материала и развитию практических умений и навыков.

Время, отводимое на изучение раздела «Человек» в целом оптимально (68 ч, 2 часа в неделю).

Таким образом, реализация данной программы в практике обучения биологии в образовательных учреждениях позволит в полной мере решить задачи современного биологического образования.

Все рассмотренные программы вбирают в себя достижения биологической науки. В каждой программе прописаны демонстрации и лабораторные работы, а в программе III варианта предполагаются еще и самонаблюдения.

Во всех программах большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе, человеку; человек рассматривается как биосоциальное существо: наряду с изучением видовых особенностей, функций живого организма на высшей ступени развития, человек показан как личность, выполняющая сложную роль в экосистемах. Биология представлена как наука и как культура также во всех программах. Необходимо сказать, что все программы соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.

Содержание биологического образования обычно характеризу­ется как педагогически адаптированные основы науки, изучаемой в школе. Эти основы достаточно объективно, научно правильно, в опти­мальном объеме и на доступном уровне отражают главнейшие на­учные факты, понятия, идеи, теории биологии о законах существования живой природы. Система таких знаний составляет фун­дамент школьного предмета.

Однако содержание учебного предмета «Биология» включает не только теоретические знания основ биологической науки. Важ­ной составной частью содержания школьного предмета являются вопросы практического применения научных знаний в приклад­ных целях. Ряд прикладных материалов имеет политехнический характер, направленный на развитие представлений о разных от­раслях производства с использованием живых объектов, ряд дру­гих нацелен на применение знаний биологии в быту, в спорте, для сохранения своего здоровья и здоровья близких людей, в деле охраны окружающей среды. Умение использовать знания подго­тавливают ребенка к жизни в обществе. Поэтому отбор теорети­ческих и прикладных социально значимых знаний должен быть всесторонне осмысленным и обоснованным. Знания передаются учащимся в обобщенном и сжатом виде — в понятиях.

Знания — это важнейшая часть содержания биологического об­разования, характеризующая то, чем должен владеть человек по окончании общеобразовательной школы.

Другим компонентом содержания биологического образования являются основы наук, дающие возможность научить школьни­ков различным интеллектуальным и практическим способам дея­тельности (умениям и навыкам). Научные и практические биоло­гические знания органически взаимодействуют с умениями и на­выками, поскольку обеспечивают применение знаний в действии.

Образовательный процесс в школе в соответствии с целями обу­чения ориентирован в настоящее время на всестороннее развитие личности учащихся. Обучение и развитие — две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса. Развитие памяти, мышления, выработка интеллектуальных умений — необходимая часть содержания биологического образования, так как без этого невозможно овладение основами современной биологии. Их раз­витие наиболее активно осуществляется в процессе продуктивной познавательной деятельности.

Исходя из возможностей предмета, содержание биологии вно­сит существенный вклад в воспитание учащихся. Биологическая наука обладает огромной воспитательной силой, обеспечивая раз­витие материалистических взглядов и убеждений.

Содержание биологического образования в сред­ней школе в настоящее время представляется в виде системы, структурными элементами которой являются четыре основных компонента: знания, умения, воспитание и опыт творчества. Эти компоненты образуют функциональную структуру содержания.

Академик В.В. Краевский, характеризуя содержание образова­ния и исходя из того, чему нужно и можно научить школьников, пишет: «Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных компонентов: опыта познава­тельной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыта творческой дея­тельности — в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентаций».

Он отмечает также, что все эти элементы так связаны между собой, что служат один другому предпосылками. Например, зна­ния обеспечивают формирование умений, в то же время умения обеспечивают более эффективное усвоение знаний; на основе умений и некоторой суммы знаний развиваются творческие спо­собности, которые помогают приобретению более глубоких зна­ний, ряда простых умений в данной области творчества и форми­руют ценностные ориентации.

Каждый компонент содержания образования выполняет опре­деленные функции в обучении, воспитании и развитии учащихся. Наполненность компонентов содержания учебными материалами биологии определяется целями общего и биологического образо­вания.

Раздел «Человек и его здоровье» дает возможность углубить знания учащихся, расширить их общебиологический кругозор, познакомить с современными проблемами по вопросам гигиены, здоровья человека, дает мотивацию к самостоятельному приобретению знаний.

Многообразие методов и приёмов обучения является характерной особенностью учебного процесса в целом. Выбор методов обучения объективно обусловлен многими факторами. При выборе методов основополагающими являются цели урока и содержание учебного материала. Учитель реализует задачи по развитию творческих способностей школьников, совершенствованию самообразования и подготовке их к непрерывному образованию, а также по подготовке к жизни. Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в образовательном процессе, реализующим цели обучения. Влияние источников знания на методы обучения выражается в их внешних формах проявления, связанных со словом, образом и действием. А логика мыслительной деятельности, как характер активности учащихся в процессе познания, представляет собой внутреннюю сторону методов. (30, 246)

Степень познавательной активности учащихся зависит от того, какими – активными или пассивными – методами проводится работа на уроке. Например, кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по интересам.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысливание – запоминанием. Восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Группу практических методов в биологии представляют работы с изучаемым объектом или учебником. Их используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, при проведении опытов, на экскурсии, в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке.

Глубокое изучение и выработка практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье» требует применения опытов и наблюдений, проведения лабораторных и практических работ.

Практические работы способствуют углублению знаний, формированию умений, решению задач контроля, стимулирование познавательной деятельности.

Лабораторные и практические работы при изучении раздела «Человек и его здоровье» могут иметь различный характер и занимать различное место в учебном процессе, но все они имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они являются средством наилучшего усвоения определенных понятий и средством понятия основ научного материалистического мировоззрения учащихся. Задания для выполнения практических работ особенно ценны в учебно-воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо решить учащимся, применяя на практике раннее приобретенные знания: умения будут развиваться не механически, а основываться на знаниях. Именно при этом условии практические работы будут источником знаний.

Лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения знакомят учащихся с некоторыми реально существующими в теле человека физиологическими процессами, помогают вскрывать наиболее важные связи, дают возможность убедить учащихся в том, что эти процессы действительно существуют, что течение их можно изменить путем изменения материальных условий; помогают ориентироваться в состоянии своего организма и учат сохранять свое здоровье. Ценность опытов, наблюдений, лабораторных и практических работ заключается в том, что они дают представление о сложных жизненных процессах, протекающих в живом организме.

Уровень самостоятельности школьников при выполнении лабораторных работ постепенно возрастает. Учитель контролирует ход выполнения работы и ее промежуточные результаты, помогает довести ее до конца и при необходимости обращает внимание учащихся на имеющиеся недочеты. Развитие практических методов в старших классах связано с тем, что учащиеся уже владеют умением самостоятельно выполнять конкретное задание лабораторной работы и планировать свою деятельность.

Каждая лабораторная работа требует тщательной подготовки необходимых приборов и материалов. С описанием работы следует познакомиться учащимся перед ее выполнением. Занятие, посвященное выполнению лабораторной работы, можно строить по разному, в зависимости от цели и содержания работы. Время постановки той или иной работы, ее место в учебном процессе определяются прежде всего задачами, которые ставят перед этой лабораторной работой. В некоторых случаях изучение темы урока целесообразно начать с выполнения лабораторной работы, а затем перейти к выводу и изучению новой темы. В других случаях лабораторные работы проводят с целью углубления и закрепления того, что изучено учащимися. Иногда полезно лабораторные работы ставить в форме задач. Наконец, некоторые работы проводят с целью повторения материала ряда пройденных тем. Должна существовать определенная схема проведения лабораторных работ, т.к. это облегчает руководство учащимися во время лабораторной работы, исключает непорядок при проведении и т.п. Была разработана технология и методика проведения лабораторных работ по биологии с опорой на собственный опыт, а за основу были взяты рекомендации преподавателей физики - М.Ю.Демидова и В.А. Коровина, разработавших методические рекомендации к проведению лабораторных работ. (Приложение 2)

При выполнении лабораторных работ по анатомии и физиологии человека учащиеся еще и получают элементарные навыки экспериментирования, умение обращаться с различными приборами, инструментами и реактивами.

Развитию практических умений и навыков при изучении раздела «Человек и его здоровье» способствует не только проведение лабораторных практических работ, а также включение в образовательный процесс самонаблюдений и спецкурсов, имеющих валеологическую направленность.

В преподавании курса большое место занимает демонстрация опытов или их результатов, например: наблюдение коленного рефлекса у человека, демонстрация декальцинированной и жженой кости, влияние адреналина, желчи и никотина, превращение венозной крови в артериальную, определение типа кожи, выяснение роли кожного сала и моющих свойств мыла и др. (Приложение 3).

В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека применяют самонаблюдения, которые не являясь длительными по времени, включаются в уроки разных тем. Кроме того, необходимо организовывать домашние самонаблюдения, что способствует формированию большей самостоятельности и повышает интерес к изучению предмета, т.к. в этом возрасте учащиеся интересуются своим организмом. (Приложение 4)

Самонаблюдения помогают учащимся лучше понять строение тела и процессы, протекающие в организме. Их простота, общедоступность и наглядность будут содействовать более глубокому изучению предмета. Так, при изучении темы «Опорно-двигательная система» учащиеся прощупывают у себя ключицу, плечо, предплечье, кисть, фаланги пальцев и т.д.; проводятся наблюдения над работой мышц.

Самонаблюдения осуществляются и по ряду других систем: дыхательной, нервной, органов кровообращения, при изучении кожи и органов чувств. (Приложение 5)

На основе самонаблюдений организовываются опыты, которые раскрывают взаимосвязь строения и функции, анализируют рефлекторную деятельность человека, раскрывают каталитическую функцию ферментов при изучении жизнедеятельности клетки.

Каждая глава учебника «Человек и его здоровье» (авторы Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев) начинается с акцентирования внимания на том, что дети при изучении материала этой главы узнают и чему научатся. При изучении первой главы дети должны научиться – использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости вбирать для консультации нужных специалистов. При изучении второй главы – использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов. При изучении третьей главы «Строение организма» - дети должны научиться пользоваться анатомическими рисунками для определения места расположения внутренних органов в своем теле, работать с микроскопом, наблюдать клетки, определять ткани, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги. При изучении четвертой главы «Опорно-двигательная система» дети должны уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие, оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжении связок и вывихах. Развитию этих умений способствуют лабораторные работы: «Микроскопическое строение кости»; «Мышцы человеческого тела» (практическая работа); «Утомление при статической работе»; «Осанка и плоскостопие» и ряд опытов, наблюдений и самонаблюдений. При изучении главы 5 «Внутренняя среда организма» дети должны научиться определять форменные элементы крови, распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения, бороться с болезнетворными микроорганизмами. При изучении главы 6 «Кровеносная и лимфатическая система» дети должны научиться с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы, подсчитывать число пульсовых ударов, оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов. Выработке таких практических умений и навыков способствуют лабораторные работы: «Функции венозных клапанов»; «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»; «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»; «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку», а также ряд опытов, наблюдений и самонаблюдений. При изучении главы 7 «Дыхание» дети учатся определять состояние миндалин и аденоидов, измерять обхват грудной клетки, проводить функциональные дыхательные пробы, оказывать доврачебную помощь при нарушениях дыхания. При изучении этой главы проводится лабораторные работы: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». А определять местоположение желудка, печени, аппендикса, распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении дети учатся при изучении главы 8 «Пищеварение». При изучении этой главы проводится лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». Составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат, проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы дети учатся при изучении главы 9 «Обмен веществ и энергии». При изучении этой главы проводится лабораторная работа «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Изучая главу 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» дети учатся ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью, предупреждать заболевания кожи, оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе, закаливать организм, предупреждать заболевание почек. При изучении главы 11 «Нервная система» дети учатся проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности. При изучении этой темы проводится лабораторная работа «Пальценосная проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». Оценивать работу органов чувств, предупреждать зрительные и слуховые расстройства, овладевать некоторыми методами тренировки ряда анализаторов дети учатся при изучении главы 12 «Анализаторы. Органы чувств». При изучении темы проводится лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». Глава 13 посвящена изучению высшей нервной деятельности, дети должны научиться разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов, оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их. Здесь уместно проведение лабораторных работ: «Выработка навыка зрительного письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»; «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». При изучении главы 14 «Эндокринная система» дети должны научиться определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний. Изучая главу 15 «Индивидуальное развитие организма» дети учатся доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами, определять темперамент, различать интересы и склонности, использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути. (Приложение 6)

Во всех классах при проведении лабораторных и практических работ по биологии необходимо соблюдать правила поведения и правила техники безопасности.

Лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения знакомят учащихся с некоторыми физиологическими процессами, помогают вскрывать наиболее важные связи, дают возможность убедить учащихся в том, что эти процессы действительно существуют, что течение их можно изменить путем изменения материальных условий; помогают ориентироваться в состоянии своего организма и учат сохранять свое здоровье. При изучении различных глав проводятся не только лабораторные работы, но и опыты, организуются наблюдения и самонаблюдения.

При изучении биологии 8 класса «Человек и его здоровье» целесообразно проводить и уроки-практикумы (также для выработки практических умений и навыков). Такие уроки можно проводить при изучении тем «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»; «Первая помощь при кровотечениях» и т.п.

Таким образом, в содержание учебного предмета входит система умений и навыков. Вслед за авторами пособия «Методика преподавания анатомии и физиологии человека» пришли к выводу, что их можно разделить на две группы: умения и навыки учебно-лабораторные и санитарно-гигиенические.(8, 12).

Учебно-лабораторные умения и навыки:

пользование микроскопом;

изготовление временных гистологических препаратов;

обращение с лабораторным оборудованием, приборами;

постановка и демонстрация физиологических опытов и наблюдений:

- на животных;

- на изолированных органах;

- на биологических жидкостях (кровь, слюна, желудочный сок);

- на своем организме или организме товарища;

содержание лабораторных животных и уход за ними;

распознавание органов и их частей на натуральных объектах, муляжах;

определение топографии некоторых органов на себе и на товарище.

Санитарно-гигиенические умения и навыки:

соблюдение правил личной и общественной гигиены;

соблюдение режима труда и отдыха;

выбор рациональных для работы поз;

составление меню-раскладки;

оказание первой доврачебной помощи;

выполнение физических упражнений в режиме дня;

контроль за соблюдением норм тренированности своего организма;

пользование факторами закаливания;

пропаганда здорового образа жизни.

Последовательность формирования умений и навыков определяется главным образом последовательностью развития понятий. Тесная взаимосвязь знаний, умений и навыков обусловливает объем и место практических действий учащихся.

Учебно-лабораторные умения и навыки больше связаны с анатомо-физиологическими и цитологическими, а санитарно-гигиенические – с прикладными понятиями. Формирование практических умений и навыков происходит в связи с предшествующими биологическими, а также смежными учебными предметами естественного цикла (химия, физика).

В целях преодоления разрыва между личной практикой учащихся и их теоретическими познаниями, который наблюдается еще в значительной степени, необходимо все выводы делать убедительно и конкретизировать их, чтобы учащимся было совершенно ясно, почему необходимо проветривать комнату, почему вредно читать лежа, почему надо следить за чистотой своих рук. Условием этой убедительности будут твердые конкретные знания главных анатомо-физиологических закономерностей.

Совершенно очевидно, что нельзя только словесным путем научить учащихся приемам первой помощи при переломе костей, перевязкам при ранениях, приемам искусственного дыхания. По этим темам необходимы практические занятия.

Значение практического метода велико для развития практических умений и навыков.




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.