Статья «Формирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся»
Формирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся.
Зеленина Татьяна Николаевна,
учитель истории МБОУ гимназии № 8
г. Хабаровск
Знания — столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.
Фома Аквинский
Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекавшем во времени и пространстве.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе и научной работы. Опыт такой работы пригодится тем, чья деятельность будет связана с написанием аналитических текстов. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, собственные выводы.
Кроме того, это та сфера деятельности, где ученик не только занимается получением и освоением информации, но имеет возможность применить свои знания и способности. Ребята убеждаются в том, что знания, полученные в школе, имеют практическую ценность. Но проведение и организация исследовательской работы являются делом трудным, так как очень сложно оценивать работы учащихся, не всегда ясно, как вызвать интерес к написанию научного исследования, как сделать, чтобы работа была самостоятельной и научной.
Можно выделить следующие этапы исследовательской деятельности:
- Овладение техническими навыками самостоятельной работы: составление простых планов, тезисов, конспектов, работа с библиотечным каталогом, работа с документами, запись воспоминаний.
- Изучение проблемы, работа с литературными источниками, беседа с участниками событий.
- Проведение научного исследования: доклады, сообщения, рефераты.
Методист Н. А. Рожков писал: «Уже один тот факт, что учащиеся видят перед собой старинный документ, старое сочинение, монету того времени, которое они изучают, способен возбудить в них очень живой и чрезвычайно напряженный интерес».
Перед учителем стоит задача помочь ученику в облегченном, схематизированном виде проделать ту же работу, какую осуществляет ученый.
Большой интерес представляют неопубликованные воспоминания, биографические записки, дневники, письма
Неопубликованные воспоминания являются важным источником. Именно поэтому для работы с воспоминаниями необходимо определить происхождение, датировку, обстоятельства написания, связь с событиями страны, социальный статус автора.
Дневники - это обдуманное воссоздание прошедшей жизни, для исследователя важно определить достоверность записи.
Письма, найденные в семейном архиве, дают представление о времени, личности писавших (письма с фронта, личная переписка из лагеря или тюрьмы).
Важный источник - личные документы, трудовые книжки, справки, приказы, анкеты. При подготовке работы «ТОЗ в годы Великой Отечественной войны», Блажко А. провела анализ приказов за 1941-1945 годы, по которым установила, кто был отправлен на фронт, вернулся или нет, за какие публикации были отмечены корреспонденты.
С помощью документов можно проверить биографические данные, определить степень достоверности материала.
Можно составить памятку для работы с документами.
Интересным источником являются фотодокументы. Старые фотографии могут рассказать об обстановке, которая окружала, о героях, событиях разных лет. Необходимо установить дату снимка, прочитать надпись, нет ли ретуши.
Важными являются для исследователя старые предметы, одежда, манера одеваться. По данным источникам мы можем определить социальный статус, время события.
Историческое интервью - повседневная работа исследователя. Записи должны быть достоверные, вопросы заранее оформленные, ведение беседы с уважением к его человеческому достоинству, обязательно согласие респондента, после записи необходимо прочтение и подпись опрашиваемого.
Последним этапом является написание реферата. С учащимися заранее оговариваются темы, примерный список источников, исторической литературы, конспектирование, анализ источников и литературы, написание плана, уточнение темы, написание работы, публичное выступление.
Как мы строим работу с учащимися, желающими заняться исследовательской работой. С этой целью создан спецкурс «Юный исследователь». В основу работы положены труды отечественных краеведов, историков. Курс рассчитан на 8 учебных часов. Школьники приобщаются к научно-исследовательской работе, полученные знания могут пригодиться для выбора профессий гуманитарного профиля, при оформлении семейных архивов.
Обучение содержит познавательный, развивающий, воспитательный компоненты.
Цели курса:
-
- сформировать мотивацию выбора гуманитарных предметов;
- приобщить учащихся к исследовательской деятельности.
Задачи курса:
-
- научить воспринимать информацию и предметы как часть истории;
- помочь учащимся в выборе профессии.
Формы обучения:
- лекции;
- экскурсии;
- работа в группах;
- проектная и практическая работа.
Методы:
-
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский;
- поисковый.
Знать: классификацию исторических источников, основные термины, понятия.
Уметь: составлять описание исторических источников, вести интервью, использовать данные разных наук.
Учебно-тематический план спецкурса «Юный исследователь».
7-8.Итоговое занятие.
Систематическая исследовательская работа приводит к положительным результатам. Многие учащиеся стали победителями в городских, краевых, Всероссийских конкурсах и конференциях.
Обухова Мария — победитель Всероссийского конкурса «Моя родословная». Примак Елена – «Моя семейная реликвия», Федоров Никита стал победителем в краевом этапе конкурса «Права человека - глазами ребенка». Опыт исследователя, полученный в школе, дает возможность продолжить научную работу в вузе. В соответствии с ФГОС учащиеся овладевают способами деятельности и умениями, которые направлены на решение реальных жизненных задач. Это способствует развитию познавательного интереса, вырабатывается алгоритм действий, решаются задачи индивидуально ориентированного образования.
Список использованной литературы.
Елена Вениаминовна Чурина