12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна38
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Макеевка
0

Развитие профессиональных компетентностей учителя информатики и ИКТ как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ГОС



ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ

Развитие профессиональных компетентностей учителя информатики и ИКТ как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ГОС


…Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

Развитие профессиональных компетентностей учителя информатики и ИКТ рассматривается как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек уже никогда не останется голодным.

Современное качество образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ГОС напрямую зависит от влиянии совершенствования профессиональной компетентности современного учителя информатики на формирование и развитие ключевых компетенций обучающегося. Курс информатики и ИКТ – один из основных предметов, способный обеспечить эффективное развитие УУД для решения познавательных задач и саморазвития.

В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых.

Моя цель как учителя информатики — формирование нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества. Для этого, считаю, необходимо развивать направление наставничества в обучении (роль школьного педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИК-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и обучащимся. Роль тьютора в процессе повышения ИК-компетентности значительна и многообразна. Предназначение тьютора в системе повышения информационно-коммуникационной компетентности определяется задачей подготовки учителя информатики и ИКТ, обладающим компетенцией технологического уровня.

О присвоении учителю информационной компетентности можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи следующие особенности:

внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;

осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность в целом, что способствует развитию профессионально-педагогической компетентности учителя;

использование готовых мультимедиа-программ в учебном процессе, образовательных ресурсов Интернет, в том числе ЦОР единой коллекции (ЕКЦОР), внедрение ИКТ и ресурсы сети Интернет в различные этапы традиционного урока;

общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами;

создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.

применение новых технологических решений в учебном процессе: телеконференции, видеоконференции, цифровые, интерактивные доски и др.

Формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании информатики основан на обладании предметно-углубленной компетентности, что позволяет учителю стать педагогом-консультантом.

Учителю информатики и ИКТ необходимо видеть и решать в школьной команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс для формирования корпоративной ИКТ-компетентности.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю информатики нужно:

участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

В современных условиях одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров и обучении учащихся выступают дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

В своей практике я использую:сети Интернет, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), проведение интегрированных уроков с использованием ИКТ.

Остановлюсь подробнее на некоторых способах их реализации.

На уроках информатики и во внеурочной деятельности использую методические приемы технологии развития критического

мышления.

Многие уроки изучения нового материала начинаю с приема

«Корзина идей».

Например, на уроке по теме «Цикл» ученики приводят примеры циклических действий. Задание выполняется с помощью интерактивной презентации.

t1677499630aa.png

Прием «Мозговой штурм»

При работе обращаю внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

Пример: тема «Системы счисления», 8 класс.

I уровень, – Какие системы счисления наиболее распространены в жизни?

II уровень, – С какой системой счисления работает компьютер и почему?

III уровень, – Какие действия можно выполнять в различных системах счисления?

Синквейн

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Таблица 1. Примеры детских синквейнов

Матрица

Квадратная, прямоугольная.

Хранит, содержит, информирует. Состоит из строк и столбцов.

Таблица.

(работа ученика 9 класса)

Ссылка.

Абсолютная, относительная.

Упрощает, помогает, улучшает.

Ум в порядок приводит.

Доллар.

(работа ученика 11 класса)

Для формирования регулятивных УУД использую различные листы самооценки, взаимооценки.

Пример: На заключительном этапе выполнения учебного проекта учащийся получает три равнозначных оценки: самооценка, оценка учителя и средняя оценка класса.

Реализуется это так. Сначала выступает автор с анализом своей работы, затем выступают «защитник», «критик»: выявляя недостатки и достоинства работы. В обсуждении участвуют все ученики. Последним анализирует работу учитель. По окончании выступления все участники выставляют оценки в «оценочных листах».

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В блоке универсальных действий познавательной направленности особое внимание уделяю на развитие умений составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение структурировать знания.

Прием «Написание эссе»

«Интернет. Друг или враг?»

Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.

(работа ученика 10 класса)

Для формирования универсальных логических действий применяю решение занимательных задач по информатике.

Пример задачи в 6 классе на универсальные логические действия.

В соревновании по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но еще один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором.

- Кто какое место занял в соревнованиях?

Пример задания в 6 классе на подведение под понятие «Подбери общее понятие»

Даю пары слов, к которым нужно подобрать общее понятие.

Природоведение, математика - …

Уменьшаемое, вычитаемое - …

Метр, сантиметр - …

Скорость, время - …

Солнце, Луна - …

Повесть, рассказ - …

Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для выполнения учебного проекта удачным решением считаю использование графических способов: ментальная карта, схема.

Пример ментальная карта «Системы счисления»

Алгоритм выполнения:

Перейти по ссылке ментальная карта «Системы счисления».

Сохранить файл на компьютере.

Открыть файл в текстовом редакторе MS Word.

В окошечках (__системы счисления) вписать название систем счисления, а в окошечках (знаки:__) вписать символы этой системы счисления.

Сохранить свою работу.

Отправить выполненную работу на электронный адрес: tatynad6@gmail.com

В своей практике я использую идею перевернутого класса как ответвления технологии смешанного обучения.

Суть модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию конспекта за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов…

Дистанционное обучение является частью работы обычного учителя с обычными детьми в обычных школах. Многие педагоги охотно консультируют учеников в Skype, рассылают материалы по электронной почте, предлагают дополнительные задания на личном сайте. А кто-то взаимодействует с учениками вКонтакте.

И все-таки, всегда хочется большего. К выполнению заданий на сайте дети относятся с робостью, общий диалог вКонтакте не дает возможности структурировать материал, Skype удобен при использовании один на один. Нужна удобная и функциональная образовательная среда.

Поэтому я решила исследовать площадку, сочетающую в себе положительные черты различных сервисов: Edmodo.

Edmodo - социальная платформа обучения для учителей, учащихся и родителей. «Школьный Facebook», - так отзывается об Edmodo Википедия.

Почему Edmodo? В чем же его отличие от других образовательных сетевых сообществ?

Во-первых, сетевое сообщество Edmodo — это надежная образовательная среда. По своему назначению Edmodo — усеченная социальная сеть, похожая на сети: ВКонтакте или Facebook, однако полностью ориентированная на образовательное сообщество, группирующееся вокруг процесса обучения в школе. Пользователи делятся всего на три группы: учителя, учащиеся, родители. Соответственно, все пользователи сообщества Edmodo — это педагогически заинтересованные лица.

Во-вторых, сетевое сообщество Edmodo — это безопасная образовательная среда, где в отличие от других сетевых сообществ, нет внешней рекламы. В данном случае усечение функциональных возможностей сети приводит к плюсам в сторону ограничения развлекательного содержания и сопутствующей коммерциализации.

В-третьих, платформа и интерфейс сайта Edmodo очень дружелюбны для пользователей. Предельно упрощена регистрация на сайте, не требуется указывать номера мобильных телефонов. Более того, учителю рекомендуется не посылать персональную информацию об учащихся (Ф.И.О., даты рождения и т. д.) и запрещается делать это без официального разрешения родителей. В соглашении о персональной информации точно указывается, какие загруженные на сайт данные могут обрабатываться и как.

И, пожалуй, самое главное отличие от хороших, но платных образовательных сервисов - сетевое образовательное сообщество Edmodo абсолютно бесплатно.

Систему не нужно устанавливать отдельно, она находится по единому веб адресу https://www.edmodo.com/ и доступна для пользования бесплатно. Имеет место мобильная версия Edmodo, что дает возможность всегда быть на связи, просматривать, выполнять задания и обмениваться информацией.

t1677499630ab.png

Рисунок 1. Мобильная версия Edmodo

В силу простой регистрации и интуитивно понятного интерфейса, Edmodo является очень популярной системой, особенно в школах. Принцип регистрации крайне простой. Первым в системе должен зарегистрироваться учитель.

t1677499630ac.png

Рисунок 2 Окно регистрации учителя

После регистрации ему необходимо создать группу, для которой автоматически будет сгенерирован специальный пароль. Затем этот пароль необходимо сообщить ученикам, с помощью которого зарегистрироваться в системе смогут уже они.

После регистрации ученики получают доступ ко всему, что для них приготовил учитель в этой группе: сообщения, тесты, задания и т.д.

Учитель может создавать группы по предмету, по классам или же по интересам. Внутри группы публикуются сообщения, которые можно обсуждать участникам группы в комментариях, по принципу социальных сетей. Система имеет библиотеку файлов, календарь для планирования занятий и зачетов, также можно создавать тесты и опросы. Есть возможность разделить обсуждения на малые группы среди учащихся. В качестве обратной связи каждый ученик может написать персональное сообщение учителю. Функция обмена приватными сообщениями между учениками не предусмотрена. В отличие от классической социальной сети, Edmodo является образовательным сообществом, поэтому кроме учебных материалов там нет ничего лишнего, что отвлекало бы от учебного процесса.

Я апробировала модель «Перевернутого класса» в 11 классе при изучении темы «Основы сайтостоения». На первом традиционном уроке мы рассмотрели инструментальные средства создания сайтов. Затем я предложила обучающимся провести следующий урок по теме «Практическая работа №11. Интернет: создание Web-сайта» по новой технологии с применением социальной образовательной сети Edmodo. Дети получили пароли для входа в свою моно-группу виртуального класса «Создание сайтов».

t1677499630ad.png

Рисунок 3 Пароль для ученика

Edmodo предоставляет услуги хранения и обмена файлами. Важной функцией Edmodo является возможность распространения материалов учителя ученикам. Каждой группе можно прикрепить необходимые папки с файлами. Я создала тематическую коллекцию и поделилась с учениками для ознакомления. В коллекцию вошли: электронный учебник по HTML и видеолекция «Основы HTML и CSS», где подробно показано создание html сайта.

t1677499630ae.png

Рисунок 4. Электронная библиотека обучающих материалов

Обучающиеся увидели практическое создание html файла и базовую структуру html страницы. Так же было расскано, что такое тэг и какие существуют основные теги языка html.

Файлы разного формата (ссылки, текстовые, фото, видео) можно прикрепить к любому сообщению или заданию.

t1677499630af.png

Рисунок 5. Прикрепление файлов в коллекцию

Хочу заметить, что Edmodo интегрируется с Гугл Диском, поэтому ранее сохраненные мной файлы были использованы из хранилища на Гугл Диске.

t1677499630ag.png

Рисунок 6. Интергация Edmoso c Гугл Диском

Сt1677499630ah.png помощью Edmodo можно получить доступ хранилищу файлов One Drive, а также к OneNote и Office 365.

Рисунок 7. Доступ к хранилищам файлов

t1677499630ai.gif

Созданный документ сохраняется в библиотеке. Его можно скачать и на компьютере

t1677499630aj.png

Рисунок 8. Пример скачивания файлов

Edmodo предоставляет возможность публиковать задания различного типа. Создать любое задание очень просто и достаточно быстро.

t1677499630ak.png


Рисунок 9. Создания заданий различного уровня сложности

1.Название.

2. Тип задания: тест с выбором одного ответа, тест "да/нет", задания с развернутым ответом, заполнение пропусков, согласование

3. Установка времени на выполнение всей работы

4. Важно! Комментарии учителя публикуются в сообщении с работой на стене. Например: "Прочитайте §3 и ответьте на следующие вопросы в течении 5 минут"

5. Опции заданий. При отключении "показать результаты", дети узнают только конечный результат

6. Отправка

Кt1677499630al.png

Рисунок 9. Викторина по информатике

началу второго урока я предложила детям задание: ответить на вопросы викторины.

Яt1677499630am.png

Рисунок 10. Установление сложности задания

установила очки за задание. Это важно, если задания разной сложности.

Что бы отправить викторину нужно установить срок выполнения, поставить галочку "добавить в зачетную книжку" (в противном случае результаты школьника не сохраняться), выбрать группу.

Вt1677499630an.png

Рисунок 12. Календарь расписаний заданий

меню "прогресс" можнопровести мониторинг уровня усвоения первичных знаний. На диаграмме в статистике видно, на каком уровне обучающиеся справились с заданием.



Рисунок 11. Диаграмма, показывающая уровень усвоения знаний обучающимися

t1677499630ao.png

сть календарь для фиксации расписания. В нем можно фиксировать даты выполнения заданий — конкретно или продолжительность определенного этапа проекта, расписание контрольных точек и т.п. Есть возможность ввести задание с датой выполнения (например - записать домашнее задание). Есть раздел для выставления оценок.

t1677499630ap.gif а уроке высвободилось время для более качественного выполнения практической работы. Учащиеся были подготовлены к написанию страниц сайта на HTML. Активно пользовались электронным учебником скачанным из библиотеки Edmodo. Ученики сами отметили преимущество самостоятельного изучения нового материала. Главное что детям понравилось работать по технологии «Перевёрнутого обучения». Были достигнуты высокие результаты по проделанной на уроке практической работе.

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

В результате такого подхода к обучению возрос интерес детей к изучению информатики и ИКТ. Это видно по конечным результатам преподавания.

Таблица 2. Качество знаний обучающихся

Учебный год

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

Уровень обученности

3

2

3

4

4

Качество знаний

79%

88%

79%

88%

60%

После применения технологии смешанного обучения в частности «Перевернутого класса» я сделала вывод, что:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учебные сети можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем, чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов и самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Можно создавать учебные ситуации, в которых можно наблюдать и изучать недоступные педагогам ранее феномены.

Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты состоит в достижении нового качества образования. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя. Задача формирования и развития ИКТ-компетентности педагогов стоит на всех уровнях государственной системы педагогического образования.



Использованная литература и Интернет ресурсы:

http://gorod1277.org/?q=content/obrazovatelnyi-sait-edmodo

http://elatypova.tumblr.com/post/40525028778

3. http://funofteaching.tumblr.com/

4. Edmodo - Integrating content, technology and pedagogy http://youtu.be/TQTf6rcOdfM

5. Калиненко Н.А. Интернет семинары (вебинары) -эффективный инструмент для дистанционнного обучения, Материалы научно-практической конференции. «Наука без границ»- 2016, с 3-8

6. Социальная сеть и среда для обучения:

http://www.slideshare.net/nagora/lyulkun-chikhradze

7. http://elatypova.tumblr.com/post/40525028778

8. http://funofteaching.tumblr.com/

9. https://ru.khanacademy.org/video?v=w0ZMOzsIWzo

10. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belpc.ru/krirpo/index.php

11. Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. №12. С. 5 – 9.




«___» ______________ 2023г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.