Эссе «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Очевидно, что на современном этапе развития образования необходимы учителя начальных классов, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Педагог сегодня должен быть мобильным, способным адаптироваться к изменяющемуся миру и обстоятельствам, профессионально-личностно развиваться, самореализовываться и саморазвиваться в педагогическом творчестве.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег) Реформа школы продолжается, и главным её двигателем по-прежнему остаётся учитель, находящийся в центре школьной жизни. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой, познавательной, исследовательской деятельности.
Какой он, современный учитель, соответствующий нынешним требованиям времени? Вопрос многогранный, требующий оценки нескольких критериев профессиональной компетентности современного педагога.
Профессиональная компетентность учителя – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм; система профессионально-значимых личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня. Необходимо организовать развивающее обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе с учениками дискутировать, думать, ставить нестандартные вопросы, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Современный подход в образовании базируется на следующих принципах: образование для достойной жизни, стимулирование к непрерывному образованию через всю жизнь для успешной реализации в обществе и личностному развитию. Учитель сам должен владеть теми компетенциями, которым обучает. Для совершенствования в профессионализме необходимы не только соответствующие способности и определённые качества личности, но и стремление к непрерывному самосовершенствованию, критической самооценке профессиональной деятельности. Современный учитель находится в непрерывном творческом поиске, в поиске ответа на вопрос «чему учить школьников?».
Прежде всего, учитель осуществляет действия, направленные на создание развивающей среды, в процессе которой у детей происходит формирование умений, представлений, понятий – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат. Он умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно вызывало желание вместе думать и дискутировать, высказывать разнообразные точки зрения. В этом базовая компетентность учителя, мотивирующая на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Цель образования – новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Любой ребёнок активен на уроке, если тема ему интересна, если он осознаёт, зачем то, что говорит учитель и то, что говорят одноклассники, нужно ему – он мотивирован на изучение новой темы. Свобода учащегося быть самим собой, учиться тому, что соответствует его способностям, интересам и возможностям – элемент ценностей, входящих в многогранную компетентностную модель современного педагога. Образование для жизни, для успешной социализации в обществе каждого, его личностное развитие.
Каким образом можно получить новый результат в рамках реализации стандартов второго поколения? Организовать деятельность учащихся: способность к самореализации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий. Главная задача педагога – обеспечить поэтапное вхождение ребёнка от жизнерадостного, открытого в общении, неуверенного в себе дошкольника к пятикласснику со стойким исследовательским интересом, способному работать творчески, уважать мнение окружающих, способного на основании проведённых социальных проб и проектов человека, уверенного в собственной важности. Установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Реалии жизни таковы, что сегодня учитель работает с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении. В классах обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Эти социокультурные, демографические и другие особенности той территории, где работает педагог, накладывают на его труд свою специфику. Уметь организовать учебный процесс, используя разные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов - в этом профессионализм учителя, пронизанный личностным содержанием: культурой, ценностями, упорством в достижении поставленной цели, наконец, качествами характера.
Важной составляющей общекультурного уровня компетентности, несомненно, можно считать культуру речи учителя, которая является основным инструментом его профессиональной деятельности. Такие свойства речи как грамотность, интонационная выразительность и четкость в начальной школе обеспечивают оптимальные условия для усвоения детьми учебного материала. Его широта кругозора, информированность в области культурных новинок подчёркивают грани профессионализма.
В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком. Коммуникативный критерий профессиональной компетентности учителя начальных классов - это не только потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста, но и эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении, доброжелательный и конструктивный стиль общения.
Современный учитель занимает позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивает их при помощи соответствующих критериев. Он умеет осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и умеет организовать её у учащихся в процессе учебных занятий. Важно хорошо ориентироваться в современных теориях и технологиях обучения. Реализуемые методы и приемы учебно-воспитательного процесса должны полностью соответствовать целям педагогического воздействия, возможностям детей и самого учителя. На уроках применяются новые педагогические технологии: проблемное изучение материала, пары и группы сменного состава, взаимоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность. Каждый ученик начальной школы является активным участником и организатором образовательного процесса, учится принимать учебную задачу и вырабатывать средства её решения. Немаловажное значение уделяется эффективности проведения урока, что помогает сделать их более интересными и результативными.
Кроме того, учитель начальных классов должен иметь представление о закономерностях процесса адаптации ребенка к школе, а также уметь диагностировать индивидуальные проблемы этой адаптации. Владение содержанием учебных дисциплин, современными теориями и технологиями обучения и воспитания, знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности - компетентности учителя по общепрофессиональному критерию.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». (В.А. Сухомлинский) Постоянное увеличением объема окружающей нас интеллектуальной и культурной информации сопровождается увеличением числа ее источников: это книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукция, компьютерные образовательные программы и Интернет. Учитель вынужден постоянно пополнять свою информированность, опираться на новые сведения, следить за культурными и интеллектуальными новинками. Современный педагог должен владеть компьютерными технологиями и активно использовать их в учебном процессе на разных этапах урока, квалифицированно применяя здоровьесберегающие технологии обучения. Наряду с элементарными навыками владения, должен уметь разрабатывать медиа-проекты, слайд-лекции, использовать тест-опросы, электронные энциклопедии и справочники.
Чтобы соответствовать нынешним требованиям в профессии, нужно постоянно саморазвиваться, заниматься самообразованием, быть требовательным к себе. Профессиональная компетентность учителя складывается из мастер – классов, семинаров, проведения открытых уроков, публикаций, участия в вебинарах, обеспеченности и изучении методической литературы, участия в профессиональных конкурсах, курсовой подготовки и неустанной работе по внедрению ФГОС НОО. Непрерывность и обязательность взаимосвязей данного процесса необходимы для учителя, способного органично адаптироваться к изменениям во внешней среде, соответствовать реалиям времени, быть мотивированным к непрерывному профессионально – личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве.
Компетентность педагога не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Учитель начальной школы по характеру педагогической деятельности – универсал, который преподаёт несколько различных учебных дисциплин. Кроме того, он является классным руководителем и постоянным организатором детского коллектива, а также связующим звеном между школой и родителями учеников.