Статья «Стратегия развития профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС основной школы»

1
0
Материал опубликован 22 November 2018

Стратегия развития профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС основной школы.

Бердникова Е.Г.,

заместитель директора МАОУ СШ №3

р.п. Ильиногорск

В современной школе совершенно очевидны существенные изменения педагогической реальности, которые возникают в педагогическом процессе, и выражаются в новом содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, направленные на достижение нового качества образования.

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы:

планировать учебное занятие с использованием всех видов самостоятельной работы, проектного, исследовательского и дифференцированного обучения;

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью;

ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, в профессиональном самоопределении в современных условиях.

Для решения проблем педагогической деятельности в школе разработана и внедрена в практику модель непрерывного научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС.

В структуру методической службы школы входят постоянно действующие профессиональные объединения педагогов: учебно-методические кафедры, школьные методические объединения, Школа молодого учителя.

Также существуют и хорошо себя зарекомендовали временно действующие методические структуры: проблемные и проектные группы, способные обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационной деятельности.

Деятельность профессиональных объединений ориентирована на актуальность методических потребностей педагогов и на необходимость развития школы в контексте темы «Компетентностный подход как условие практической реализации системы оценки планируемых результатов в условиях ФГОС».

Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется как через традиционные, так и инновационные формы и методы методической работы.

Ежегодно педагоги школы проходят обучение на базе ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», Мининского университета, Нижегородского технического университета.

В 2017-2018 учебном году 27 педагогов школы прошли курсы повышения квалификации по освоению различных программ: «Теории и методике преподавания предметов в условиях ФГОС ООО», «Менеджмент в образовании», «Методика оценивания заданий экзаменационных работ», «Реализация ФГОС ОВЗ», «Пользователь персонального компьютера».

В современных условиях обновления содержания образования использование только традиционных форм повышения квалификации педагогов является недостаточным, поэтому усиливается приоритет инновационных форм, таких как: практико-ориентированные семинары, мастер-классы, презентации педагогического опыта, конкурсы профессионального мастерства, размещение публикаций в сетевых сообществах, в сборниках научно-практических конференций различного уровня, участие в вебинарах, дистанционное обучение в методических мастерских и др.

Современный педагог не может развиваться без освоения новой практики образования, т.е. без организованного в образовательном учреждении инновационного процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому состоянию.

В связи с этим школа активно сотрудничает с лабораторией научно-методического сопровождения ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по теме «Проектно-дифференцированное обучение как механизм реализации требований ФГОС ООО». Сегодня педагоги не только разрабатывают, но и активно внедряют межпредметные и предметные учебные проектные модули в образовательный процесс. В рамках муниципальных семинаров своим педагогическим опытом работы делятся Бердникова Е.Г., Ватулина Н.А., Майорова Л.П., Вилкова О.А., Шакирова О.Ю., Евстигнеева О.И., Сошкина Л.Е., Севостьянова Л.Н. и другие.

Педагоги стали активными участниками таких региональных конкурсов как:

- «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе».

- Учебный проект: от “школы знаний” к “школе деятельности”. Всего за три года на региональный конкурс было представлено 30 проектов, отвечающих положению конкурса, приняло участие 12 человек, из них три педагога: Бердникова Е.Г., Волокушина А.С., Мозолькина Н.В. стали победителями. Диссеминация педагогического опыта данных педагогов осуществлялась на региональной и международной научно-практических конференциях, организованной ГБОУ ДПО «НИРО».

Гордеева Е.Н. презентовала свой педагогический опыт по теме «Система дифференцированных заданий на уроках экономики в 5-7 классах как средство формирования УУД» на III Всероссийском педагогическом практикуме в г. Сочи.

Также трансляция педагогического опыта осуществляется через персональные сайты учителей и профессиональные сетевые сообщества. Педагоги школы размещают собственные методические разработки на различных интернет-порталах.

На наш взгляд, одной из эффективных форм передачи и внедрения лучшего педагогического опыта является наставничество. Опытные учителя, мастера педагогического труда: Житарева И.А., Майорова Л.П., Ларина Ф.Г., Мозолькина Н.В. осуществляют шефство над молодыми специалистами, передавая им свой опыт и оказывая методическую помощь. Проблема профессионального становления молодого специалиста решается через работу «Школы молодого учителя». Следствием целенаправленной работы с молодыми педагогами является их успешное прохождение аттестационных процедур, а также участие в дистанционных научно-практических вебинарах, профессиональных конкурсах, в том числе муниципальном конкурсе «Профи». Так в 2015 году победителем конкурса в номинации «Дебют» стала Арусланова И.В., учитель английского языка, а в 2016 – Волокушина А.С., учитель физики.

Несомненно, развитие мотивации к профессиональному росту осуществляется в межаттестационный период. Одним из направлений профессионального саморазвития является активизация творческой деятельности педагогов: участие в проблемных и творческих группах, конференциях, педагогических советах. В процессе подготовки компьютерных презентаций, портфолио, аттестуемые повышают не только методическую компетентность, но и информационную культуру. Также формируется системность в работе педагога, дающая определенные результаты.

За три учебных года прошли аттестацию 31 педагог, повысили свою квалификацию 11 человек, понизили – 5 человек, подтвердили –15 человек. На сегодняшний день, из 36 педагогических работников высшую квалификационную категорию имеют 7 человек (21%), первую – 19 (56%), соответствие занимаемой должности – 3 (9%), 3 (9%) педагога, неподлежащие аттестации.

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов подтверждается результатами мониторинга качества образования обучающихся, а так же их успешным участием в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие – 61 человек, из них 4 победителя и 6 призеров. Победителями межшкольной конференция научного общества стали трое учащихся, призерами – 6 человек.

В муниципальном конкурсе «Ученик года-2018» одержала победу ученик 9 класса нашей школы Лебедев Александр.

В традиционном областном конкурсе «Голос ребенка -2015» приняло участие 14 школьников, из них 1 победитель.

В областном конкурсе «Модели войны» победу завоевали два ученика, во Всероссийском творческом конкурсе «Эхо Победы» приняло участие 12 учащихся, 5 из которых стали победителями и 7 учеников призерами.

Для учителя качество образования связано, прежде всего, с созданием условий для освоения учащимися основной образовательной программы, что позволит обеспечить готовность выпускников к сдаче ЕГЭ, а успешно сданный единый государственный экзамен является залогом успешного и интересного будущего.

Безусловно, самая высшая оценка учительского труда – это достижения его учеников. Порадовали нас выпускники результатами ЕГЭ по русскому языку, средний балл по школе составил – 78. Лучший результат по русскому языку – 98 баллов у Шакировой Натальи. Из 27 - 11 выпускников школы за экзамен по русскому языку получили выше 80 баллов.

Успешно прошли государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ наши выпускники и по математике базового уровня. Из 27 выпускников на «хорошо» и «отлично» сдали экзамен 24 человека. Средний экзаменационный балл составил – 4,4, тестовый балл равен 16 при максимально возможном – 20 баллов.

10 выпускников сдавали математику профильного уровня. Максимальный балл по профильной математике - 70. Средний балл - 50, что выше по сравнению с 2015 годом.

Экзамен по литературе успешно сдали все 7 человек. Максимальный балл - 96 набрала Сорокина Анастасия. Средний балл по литературе составил 74.

Экзаменационные испытания по обществознанию прошли все 22 человека. Максимальный балл - 82 балла. Средний балл по школе составил - 60.

Максимальное количество баллов по английскому языку – 94 набрала Сорокина Анастасия. Средний балл - 82.

Анализируя результативность обучения на уровне среднего общего образования, качество знаний составило 78%. Аттестаты особого образца и золотые медали получили 5 выпускниц школы, которые успешно подтвердили свои достижения в учебе результатами ЕГЭ. Суммарный бал социально-экономической и лингвистической направленности составил от 246 до 286 баллов, в 2015 году – 293 балла. Ежегодно около 50% выпускников нашей школы обучаются на бюджетной основе в высших учебных заведениях Нижнего Новгорода.

Подводя итог выступления, хочется отметить то, что, непрерывное образование способствует развитию профессиональных качеств педагога. Высокопрофессиональные, хорошо подготовленные, знающие своё дело учителя смогут демонстрировать убедительные результаты своей педагогической деятельности и обеспечивать высокие достижения своим ученикам, тем самым являться гарантом достижения качественного образования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации