Доклад «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях реализации»

0
0
Материал опубликован 13 February 2017
Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами родине.

Его человеческое достоинство – силою патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с социализацией человека, становлением его самосознания, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой в условиях реализации ФГОС стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой разработки и реализации ФГОС: «Важнейшей целью современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота». Таким образом, необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, и значимый вклад в этот процесс должно внести образовательное учреждение, способное эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Однако реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении.

В связи с этим в нашей школе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из средств реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС. Работа представляет собой комплекс мероприятий для учащихся пятых классов: урочная деятельность – весь состав обучающихся, внеурочная – учащиеся, имеющие способности в различных видах творчества и потребность в их выражении. Выбор возрастной категории обусловлен, прежде всего, тем, что в 2015-2016 учебном году в пятых классах осуществился переход на новые образовательные стандарты.

В урочной деятельности (для всех обучающихся 5-х классов)

1. В рамках уроков русского языка организация различного вида работ на материале художественных произведений о Великой Отечественной войне:

– орфографические диктанты (в начале уроков): выборочные, распределительные, предупредительные, объяснительные, требующие поиск в тексте и выписывание слов с определённым видом орфограммы;

– словесные миниатюры – составление детьми в рамках уроков коротких рассуждений на патриотическую тематику (например, после работы с текстом о войне);

– выполнение различных видов упражнений по изучаемым темам, составленных учителями русского языка и литературы (на материале текстов, посвященных событиям Великой Отечественной войны).

2. Разработка учителем русского языка и литературы серии домашних заданий (по темам изучаемого курса) на материале текстов военной тематики.

Во внеурочной деятельности (по желанию обучающихся 5-х классов)

Во внеурочной деятельности большое внимание уделяем краеведческому материалу. Наша школа находится в поселке с многовековой историей, купцы лальские торговали с Китаем, а Лальск когда-то входил в десятку богатых городов России.

В поселке находится районный историко-краеведческий музей, с которым школа много лет сотрудничает: учащиеся посещают экскурсии, занимаются в кружках, выступают на конференциях. В прошлом году пятиклассники приняли участие в конференции «Моя семейная реликвия».

ОО пограничников «Рубеж», созданная из пограничников воинов запаса, оказывает помощь и поддержку в проведении занятий кружка «Патриот». Из 19 учащихся 5 класса кружок посещали 11 человек, в этом году работа кружка продолжается. С ОО «Рубеж» поддерживаем дружественные отношения уже давно: в рамках летнего оздоровительного лагеря с 2011г. формируется отряд «Пограничник», воспитателями являются воины пограничники.

Организуется проектно-исследовательская деятельность учащихся. В 2015-2016 учебном году учащиеся приняли участие в школьной конференции «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны».

В 2012г в школе открылся музей «Боевой славы», в котором проходят уроки истории, экскурсии и внеклассные мероприятия. В музее представлен материал об истории школы, Великой Отечественной войне, о войне с Афганистаном.

Проводятся встречи с ветеранами ВОВ, живущими на территории образовательного учреждения с последующим оформлением их рассказов.

Привлечение учащихся к участию в творческих конкурсах различного уровня патриотической направленности.

Результатами проделанной работы станет, на наш взгляд, повышение уровня патриотического сознания учащихся, развитие у них чувства гордости за историческое прошлое России, малой родины, укрепление уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Все эти качества являются базовыми ценностями в условиях реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Их формирование должно стать одним из важнейших аспектов воспитательной деятельности любого общеобразовательного учреждения, особенно в условиях реализации ФГОС: «Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции и патриотического сознания у подрастающего поколения, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России».

Подготовила работу учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МОКУ СОШ пгт Лальск

Лузского района Кировской области

Пластинина Н.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.