Развитие профессионального и творческого потенциала учителя химии в условиях реализации ФООП

0
0
Материал опубликован 17 June

.


Тема:Развитие профессионального и творческого потенциала учителя химии в условиях реализации ФООП

Педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не только такими, каковы они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта:

·прошлое – совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;

·настоящее – актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности;

·будущее – тенденции будущего профессионального и личностного развития.


Содержательно педагогический потенциал при этом рассматривается как совокупность объединенных в систему естественных (психофизиологических) и приобретенных (социальных) качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Природная, психофизиологическая составляющая педагогического потенциала – это задатки. Их значимость определяется тем, что не каждый человек может стать хорошим педагогом, а тем более достичь профессионального мастерства. Вряд ли у кого-то сегодня это вызывает сомнение. Совокупность компонентов социальной составляющей, которая исторически меняется в зависимости от представлений о том, каким должен быть учитель, включает: способности, профессионально важные качества, педагогический опыт, педагогическую мотивацию, педагогическую направленность личности профессиональная подготовка сама по себе, априори не является фактором развития педагогического потенциала: чтобы выполнять эту функцию, она должна обладать определенными характеристиками.


Педагогическое творчество – это наиболее масштабные и новаторские педагогические решения (открытия), позволяющие увидеть новые возможности совершенствования, как самой профессиональной деятельности учителя, так и включенную в нее личность, которые связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы; это преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания; это усовершенствования (модернизация) и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания, результат и проявление педагогического мастерства.


Опыт организации труда учителей позволяет выделить следующие уровни творчества: уровень профессионального становления, являющийся уровнем элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок; уровень стихийного самосовершенствования, основанный как на приобретенных навыках и умениях, так и на широко известном опыте и рекомендациях частных методик; уровень планомерной рационализации и оптимизации процесса и результатов труда, отличающийся от прежних реализацией учителем своего опыта, своей системы работы. Такое деление весьма условно. В деятельности одного учителя возможно наличие разных уровней и самые различные варианты их


Новизна продукта творческой педагогической деятельности имеет два аспекта: объективный и субъективный. Первый аспект характеризуется новизной и ценностью полученного продукта вообще для педагогической науки, а второй определяется новизной для самого субъекта деятельности. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, объективный встречается гораздо реже.


В процессе творческой деятельности у учителя формируются не столько сами новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности, то есть ее вторичное содержание, которое не усваивается в процессе приема словесной информации или при наблюдении за образцами такой деятельности, а их можно сформировать только в процессе собственной деятельности. По этой причине сложилось распространенное мнение, что обучить творческой деятельности невозможно и можно лишь научиться ей.


Сластенин В. утверждает, что «можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач».


Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.


Если представить творческий потенциал учителя как систему, то есть все основания говорить о процессах самоорганизации этой системы, которые детерминируются как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести влияние социально-экономической среды, задач, стоящих перед конкретным педагогическим коллективом, особенностей учебного заведения, в котором трудится учитель, профиля подготовки в нем и др. К внутренним факторам относят потребность в творческой деятельности, мотивационную и духовно-ценностную сферу, другие внутренние источники творческой активности учителя.


Развитие творческого потенциала учителей в образовательном учреждении может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов. Если же хотеть получить определенные результаты в становлении и развитии творческого потенциала педагогов, необходима целенаправленная работа, то есть необходимо управление повышение профессиональной компетентности, использования всех внешних и внутренних ресурсов.


Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.


Задача администрации школы: создание условий, которые мотивировали бы учителей на развитие профессионального и творческого потенциала через систему повышения профессиональной компетентности.


Заставить человека выполнять бессмысленную работу практически невозможно. Нужно найти для него ее смысл.


Известно, что в основе мотивов, то есть побуждений личности, лежат потребности. Потребности формируют внешнюю и (или) внутреннюю мотивацию, которая направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов. Надо найти такие стимулы для педагогов, которые формировали бы у них внутреннюю мотивацию, направленную на развитие личности педагога, ее творческую активность через систему школьной методической работы.


Во многих школах используются в управлении методической работой система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию, которую можно рассматривать как проект развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов, его творческого развития.. Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в школе, должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности.


1.Основным мотивом является - реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности. Администрация должна верить в то, что любой педагог, начинающий или стажист, хочет реализовать себя как творческая личность, для этого использует самые разнообразные стимулы. Во многих школах для этого создаются Школы передового опыта, в рамках которой учителя дают мастер-классы, проводятся литературные гостиные, организуются выставки художественного творчества детей и педагогов. Администрация школы не всегда должна навязывать учителю выбор программы, учебно-методического комплекта, методический день, а осуществлять процедуру согласования с каждым отдельным педагогом или методической кафедрой.


Тем не менее, сохраняется еще проблема преобладания внешней мотивации над внутренней, когда педагоги готовы представлять свою творческую мастерскую при выходе на аттестацию, а не в межаттестационный период.


Творческий потенциал учителя в условиях модернизации образования, введения профильного обучения проявляется и в разработке авторских программ, пособий, дидактического материала.


2. Вторым ведущим мотивом в профессиональном и творческом развитии является мотив личного развития, приобретение новой информации. Важным стимулом будет:


- работа школьного методического кабинета с библиотекой научно-методической литературы и разработками уроков, мероприятий учителей школы;


- направление учителей на обучение,


- вызывают неподдельный профессиональный интерес друг к другу взаимопосещение заседаний МО, открытых уроков, совместные семинары;


-организация в школе постояннодействующих семинаров с привлечением ученых.


3. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха особенно влияет на развитие творческого потенциала учителя. Направление педагогов на различного рода проблемные конференции, семинары, педагогические чтения, фестивали инновационных проектов, работа в экспертных группах должны всячески поддерживаться и поощряться администрацией школы. Необходимо наладить работу по обобщению и распространения передового педагогического опыта, подготовки публикаций учителей и пособий в печати.


4. Следующий мотив: потребность быть в коллективе. Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы (Методический совет, Совет школы), также стимулирует педагога в повышении и профессиональной, и творческой компетентности.


5. Немаловажную роль также играет мотив состязательности. Администрация школы должна создавать необходимые условия и оказывать разного рода поддержку педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства различного уровня: «Учитель года», «Самый классный классный» и т.д.


Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше.


Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.


Каждый учитель может научить ученика, но только учитель-творец может открыть в каждом ученике творца.


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.