12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бочадова Ирина Игоревна144
Россия, Ростовская обл., Шахты
3

Методическая разработка Выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики

Методическая разработка


Выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики


учитель информатики МБОУ г.Шахты «Лицей №26»

Бочадова И.И.


В настоящее время интерес к детской одаренности высок как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Стремительное развитие и неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов.

Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Я считаю, что миссия школы по отношению к учащимся — предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Изменения в системе образования нашли отражение и в содержании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО). Гуманистическая парадигма, положенная в основу ФГОС ОО, определяет учет индивидуальных особенностей школьников, стимулирование саморазвития, совершенствование способностей учащихся, формирование позитивной Я-концепции.

Поэтому тема моей методической работы в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы стало выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики является актуальной в рамках внедрения ФГОС ОО.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогом стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Воспитание и обучение одарённых детей — трудная и широкомасштабная задача.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. В работе с одаренными детьми мы руководствуемся следующими принципами педагогической деятельности:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Во внеурочном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. В работе с одаренными детьми предпочитаем современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Урочная деятельность. Темой моего самообразования является выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС, поэтому для реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов я использую следующие современные образовательные технологии

Технология проектного обучения характеризуется личностной ориентацией и направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.

Е.С.Полат дает определение проектному методу с точки зрения современности «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту, или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Метод проектной технологии позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода обучающиеся не только получают те или иные знания, но и учатся находить эти знания самостоятельно, пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач.

Основные требования использования метода проектной технологии:

- наличие проблемы, требующий творческого решения, интегрированных знаний, поиска для решения задачи;

- познавательная и практическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность обучающихся;

- структура содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов.

Метод проектов может применяться в изучении всех предметов. Но он имеет свои и сильные, и слабые стороны.

К положительным признакам проектного метода можно отнести:

- основное направление метода на индивидуализацию обучения;

- активизация учения;

- инициативы и стимулирование развития творческих способностей и возможностей.

К отрицательным признакам можно отнести:

-недостаточное формирование теоретических навыков учащихся;

- роль учителя сводится к консультациям;

- невозможность выбрать общие подходы к решению задач.

Метод проектов можно рассматривать как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющих практические задания.

Основные цели и задачи метода проектов:

1. Контроль знаний и умений по пройдённому материалу

2. Формирование информационной картины мира

3. Возможность более подробно освоить ПК

4. Развитие умение поиска и обработки информации

5. Работа по новым технологиям

6. Развитие самостоятельности

7. Способность личной уверенности каждого участника проектного обучения

8. Развитие исследовательских умений

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:

выбор темы;

постановка целей и задач проекта;

пути их решения;

сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

коммуникативная – способность к общению;

проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;

рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

Итогом курса «Основы сайтостроения» является создание собственного сайта на выбранную обучающимся тему. Отсутствие тематических рамок и возможность творческой реализации позволяют добиться 100% завершения проекта всеми обучающимися.

По окончании курса предлагается защита созданных в течение года проектов в виде участия обучающихся в лицейском конкурсе «Лучший сайт», который проводится в рамках ежегодного Дня лицея. Конкурс проводится в виде публичной защиты своей работы перед одноклассниками и членами жюри, среди которых есть приглашенные эксперты из высших учебных заведений г. Шахты. Работы победителей конкурса направляются на различные конкурсы муниципального и областного уровней.

Технология разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.

Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %. Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе преподавателя.

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

психолго-педагогическая диагностика учащегося;

сетевое планирование;

разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:

- проработку текста;

- взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6) Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Общие требования к разноуровневым заданиям.

Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.

Особое значение имеет создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания, которые включают в себя следующие уровни:

Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения. Например: какое историческое событие произошло позже всех остальных, раньше или какие процессы, события, явления связаны с именем определенного исторического деятеля; современниками были и т.д.

На уровне А проверяется знание фактического материала. Эта часть тестового задания инвариантной соответствует обязательному минимуму содержания и уровнювоспроизведения учебной информации конкретной темы и не зависит от дидактической цели, определяющий умения учебно-познавательной компетенции учащихся.

Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

На уровне В проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций. Например: установите соответствия между понятиями и явлениями; расположите последовательно те или иные события; на основании данного текста определить, о последствиях какого события идет речь. Мнение обоснуйте.

Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде.

На уровне С проверяется умение излагать собственные мысли в форме письменной речи А также проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе сложных мыслительных операций. Задания этих двух уровней являются вариативной частью теста, так как зависят от дидактической цели, определяющей диагностику сформированности умений учебно-познавательной компетенции учащихся.

Технология Разноуровневое обучение, при которой у меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному ученику. При этом я реализую желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Данная технология реализуется мною при выдаче тестовых заданий дифференцированных уровней, а при работе на уроке делю детей на группы по легкости и быстроте усвоения учебного материала. Реализую технологию разноуровнего обучения и в олимпиадном движении: помогаю реализовать тремление слабых учащихся к учебному успеху привлекая к участию в предметных олимпиадах базового уровня. Результатом использования данной технологии является ежегодный рост числа обучающихся, участвующих в олимпиадах разных уровней.

Информационно-коммуникационная технология. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации.

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Электронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии.

Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства.31

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой – средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.

Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

ведущая роль преподавателя в проведении занятий;

введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс. Информационно-коммуникационная технология неразрывно связана с предметной областью «Информатика». На своих уроках я использую тестовые и контролирующие программы и средства, позволяющие хранить, передавать учебную информацию и проверять правильность ее усвоения учащимися. Также пользуются популярность компьютерные тренажеры, например тренажер СОЛО во внеурочной деятельности «Компьютерная азбука» в начальной школе. Использую учебные интерактивные пособия, в частности во внеурочной деятельности «Основы сайтостроения». Учащимся предлагаются интерактивные блоки заданий, которые разработываются мною в приложении LearningApp.

Здоровьесберегающая технология. Здоровье – это характеристика состояния человека, которая показывает отсутствие заболеваний и состояние его благополучия, т.е. состояние его души, тела и условий жизни. Здоровье – это самая важная ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом. Можно рассматривать здоровье как меру реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические, духовно – нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо развивается, либо утрачивается.

К сожалению, многие факторы школьной жизни оказывают отрицательное влияние на здоровье школьника, и решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Изучение предмета «информатика» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, неправильно общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке. Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем сегодняшнего общества. С одной стороны компьютер значительно облегчает человеку жизнь, с другой стороны влияет на все биологические характеристики человека, в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

Основные вредные факторы, оказывающие влияние на человека за компьютером (мифы и реальность):

Сидячее положение в течение длительного времени

Несмотря на то, что за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Конечно, на уроке ребенок не может просидеть такое количество времени, что у него начнется ожирение, но, тем не менее, в задачу учителя информатики входит объяснить учащимся все плюсы и минусы работы за компьютером.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Здесь хочется развеять один из мифов об излучении монитора компьютера. Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же (если монитор не бракованный).

Утомление глаз, нагрузка на зрение

Действительно, компьютер влияет на зрение, глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. Но при выполнении обязательных правил, предусмотренных при работе с компьютером, можно если не устранить полностью, то в большей мере избежать отрицательного влияния на зрение. Здесь же, в защиту компьютера, хочется сказать, что можно нанести вред зрению даже читая книгу (плохое освещение, неудобное положение и т.д.), также среди тех, чья работа связана с постоянным пребыванием за компьютером огромное количество людей со стопроцентным зрением, и наоборот, люди с плохим зрением были задолго до появления первых компьютеров. Следовательно, если мы говорим о здоровьесбережении, первостепенной задачей педагога является научить учащегося как свести до минимума отрицательное влияние компьютера на зрение.

Перегрузка суставов кистей

Длительная однообразная неправильная работа кистями рук приводит к тому, что нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Конечно же, свой вклад вносят и генетическая предрасположенность к заболеванию суставов, а также ранее приобретенные травмы кистей и предплечья, заболевание суставов кистей поражает людей различных профессий, музыканты, водители, чертежники, рабочие конвейерного производства. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК (немного статистики), которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты. Конечно же, потеря информации на уроке информатики не может вызвать такого сильного стресса как потеря докторской диссертации или годового отчета, но все же прививать культуру работы на компьютере должен именно учитель.

Применение здоровьесберегающих технологий

Что же может предпринять учитель на уроке информатики для того, чтобы защитить своего ученика от отрицательного воздействия компьютера, а также помочь ему укрепить и сберечь свое здоровье?

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда

Важно соблюдение температурного режима, к приходу учащихся кабинет должен быть проветрен, я проветриваю кабинет каждую перемену в независимости от времени года. Когда в помещении работают одновременно несколько компьютеров, температура всегда немного повышается, вследствии чего возникает духота, у детей начинается головная боль, сонливость, чего допускать нельзя.

Т.к. на уроке я много использую мультимедийный проектор, мебель расставлена таким образом, чтобы учащимся было одинаково хорошо видно и экран и доску. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, т.о. вредное электромагнитное излучение исключено полностью. Стены выкрашены в светло – бежевый цвет, в классе всегда светло. Также в кабинете есть кондиционер, который помогает регулировать температурный режим и влажность, увлажнитель воздуха и ионизатор.

В начале каждого полугодия я провожу с учащимися информационную беседу по правилам безопасности, на которой также рассказываю об отрицательном влиянии компьютера на организм и здоровье человека.

Предупреждение физической усталости

Одним из важных условий успешного обучения является физический комфорт учащегося на уроке, т.к. в этом случае повышается эмоциональный настрой на работу, ребенка ничего не отвлекает, не вызывает раздражения.

Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Я использую в работе различные комплексы физкультурных упражнений. В начальной школе часто провожу физкультминутку в форме игры, например симметрия, игру на развитие координации внимательности. Можно попросить кого – то из учащихся изобразить загаданное слово или фразу жестами, а остальных попытаться повторить оотгадать.

Я стараюсь как можно больше рассказывать о правилах работы за компьютером, причем не только на уроке, но и в повседневной жизни. На компьютерном столе каждого учащегося помещена памятка с простейшими упражнениями для глаз, которые я рекомендую выполнять в начале работы за компьютером, в конце, а также при малейшей усталости глаз. Своей задачей как педагога и воспитателя я считаю не только объяснить ребенку, как уберечь себя от отрицательного воздействия компьютера, но и научить применять эти знания в повседневной жизни.

Обязательно провожу зарядки для глаз, причем наряду с инструкцией по снятию утомления с глаз помещаю на рабочий стол компьютера стереограммы или стереокартинки, которые рекомендованы людям, которые долго работают за компьютером. Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу. Дети очень любят этим заниматься, главное, чтобы количество доступных стереограмм было не большим, 3-4 шт., и постоянно обновлялось.

Предупреждение интеллектуальной усталости

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, у детей очень развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Я стараюсь приучить каждого ученика до начала работы приводить свое рабочее место в порядок, убирать со стола все лишнее, если оно есть. Моя задача создать для ребенка условия, благоприятные для включения в творческий процесс урока, найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.

Ученик способен сосредотачиваться только на том, что ему интересно, моя задача – помочь ему преодолеть усталость, неудовлетворенность. Необходимо все время заботиться о том, чтобы привести в согласие желания и возможности ученика. Почти все дети очень любят наш предмет и от того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне, как преподавателю, и к уроку в целом.

Обязательная смена видов учебной деятельности от 4 до 7, средняя продолжительность каждого 7-10 минут.

Также в ходе урока я стараюсь использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Например, свободную беседу, дискуссию, предлагаю нескольким учащимся занять место учителя и по очереди показать способ решения поставленной задачи. Далее ученики должны выбрать более рациональный способ, обсудить достоинства и недостатки.

Приемы и методы преподавания

С целью реализации здоровьесберегающих технологий я сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что помогает разнообразить ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Предмет информатика имеет одну интересную особенность, зачастую учащиеся приходят к нам на урок, имея какие - то сведения по той или иной теме. Не секрет, что школьники гораздо более мобильны, чем взрослые, им не присущи страхи «что – то сломать, испортить, нажать не на ту кнопку», и очень часто бывает, что учащийся, неуспевающий по другим предметам, на информатике раскрывается совсем с другой стороны. В этом случае необходим тщательный выбор заданий для работы на уроке, я использую в своей работе разноуровневый дидактический материал при изучении некоторых тем, дополнительные задания. Часто применяю работу мини – групп, когда учащийся, выполнивший свою работу, помогает другим. В этом случае важно добиться, чтобы ребенок не просто сделал чужое задание, а попытался объяснить, как его сделать. Естественно, такая помощь должна положительно влиять на итоговую оценку урока.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например:

Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни.

Составление графиков и диаграмм

Разработка презентаций, плакатов, эмблем

Поиск информации в интернете и разработка Web – страниц

Разработка презентаций для других уроков (физика, химия, биология и т. д.), где можно широко освещать вопросы здоровья. При этом происходит осуществление межпредметных связей и интегрированного обучения.

Осуществление проектной деятельности учащихся, индивидуальной и групповой.

Например, учащимися 8 класса в качестве зачетной работы по теме «Текстовый редактор» были приготовлены доклады по темам: «Влияние компьютера на здоровье человека», «Влияние вредных привычек на организм подростка», «Правильное питание – как основа здорового образа жизни». К оформлению текста предъявлялись определенные требования, также, к каждому докладу разрабатывалась презентация.

В ходе темы изучение презентации в 8-м и 7-м классе был проведен урок - дискуссия по теме «Незаменимый помощник или…», где учащиеся в качестве зачетной работы подбирали материал о влиянии компьютера на здоровье человека и о том, как можно снизить или избежать вредного воздействия.

В шестом классе при изучении среды ЛогоМиры проводился урок в ходе темы «Вставка графических объектов», где учащимся предлагалось написать алгоритм для исполнителя для составления пищевой пирамиды.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Система оценивания. Введение и реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных результатов учащихся. Это изменение заключается в том, что оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся в процессе освоения учебного предмета. Целью оценивания становится не сравнение уровня обученности учащегося с требованием стандарта и проверка качества преподавания учителя, а оценивание прогресса каждого учащегося; корректировка процесса обучения; поиск путей улучшения качества знаний (формирующее оценивание); сравнение уровня обученности учащегося с требованиями стандартов обучения; проверка качества преподавания учителя (суммативное оценивание). Анализ результатов оценивания представляется в динамике, происходит сравнение результатов учащегося с его предыдущим результатом (формирующее оценивание). Участником оценивания становится не только учитель, но и ученик. Таким образом, очевидна необходимость использования двух видов оценивания – формирующего и суммативного. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик*. Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие. Основной чертой формирующего оценивания является применение приемов и методов, улучшающих качество знаний обучающихся. Данный вид оценивания является инструментом обратной связи для учителя и ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей.

Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся. Суммативное оценивание осуществляется внешними органами и по общепринятой государственной шкале оценивания.

Формирующее оценивание учебных достижений учащихся, по мнению ученого и педагога М.А.Пинской, обладает следующими характеристиками:

- встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;

- предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учениками и учителями;

- помогает ученикам осознавать те учебные стандарты, которые они должны достичь;

- вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;

- обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие

следующие шаги в учении им предстоит сделать;

- укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе;

- вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания*.

Таким образом, учитель должен создать такие условия: оценивание проводится через задания, результаты оценивания сразу же доступны для учителя и ученика, необходима непрерывность процесса формирующего оценивания.

По мнению М.А.Пинской, стратегия работы выглядит так:

- цели переводятся в измеряемые учебные результаты;

- определяется необходимый уровень их достижения;

- отбираются техники оценивания;

- реализуются методы обучения;

- проводится оценивание и выясняется, достигнуты ли планируемые результаты учащимися.

Внеурочная деятельность. В современном мире человеку помимо фундаментальных знаний необходимы умения и навыки креативной деятельности.

Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

ФГОС указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности. При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.

В 2017 году мною была разработана программа кружка «Основы сайтостроения», рассчитанная на 1 год. Курс предлагается для обучающихся 10 класса как элемент активизации их познавательной, творческой и социальной деятельности. Итогом курса является создание собственного сайта на выбранную обучающимся тему. Отсутствие тематических рамок и возможность творческой реализации позволяют добиться 100% завершения проекта всеми обучающимися.

По окончании курса предлагается защита созданных в течение года проектов в виде участия обучающихся в лицейском конкурсе «Лучший сайт», который проводится в рамках ежегодного Дня лицея. Конкурс проводится в виде публичной защиты своей работы перед одноклассниками и членами жюри, среди которых есть приглашенные эксперты из высших учебных заведений г. Шахты. Работы победителей конкурса направляются на различные конкурсы муниципального и областного уровней.

Обучающиеся с ОВЗ. Особое внимание уделяется работе с детьмив условиях инклюзивного образования, а такжес детьми, нуждающимися в социально-педагогической поддержке.

Уроки информатики в классе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Для этого в кабинете информатики используется мультимедийный проектор, проекционный экран и колонки. На каждый урок информатики и внеурочную деятельность в 1-11 классах разработана мультимедийная интерактивная презентация, а также используются объясняющие видеоматериалы со звуком (например, в 11 классе по теме «Устройство ПК», в 10 классе по теме «Электронные таблицы», в 9 классе по теме «Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям», в 8 классе по теме «Устройство компьютера. Процессор и системная плата»).

Широко используется метод проектов, который предполагает выдачу индивидуального задания на дом. Это позволяет ребенку с ОВЗ, не торопясь, используя материалы учебника, специально подготовленных презентаций, статей в сети Интернет, подготовить решение поставленной задачи. Дети с ОВЗ с удовольствием включаются в такую работу, так как на этих уроках у них есть четко поставленная задача и строго отведенная роль, что позволяет им концентрироваться на решении текущей проблемной ситуации.

Информатика в общем, и компьютер в частности, успешно развивает познавательные процессы, пространственное воображение и творческие способности.

Отчетной формой может быть подготовка презентации, реферата, создание Web-страницы.

Ребенку с ОВЗ необходимо подбирать упражнения в зависимости от особенностей его развития, а не его возраста. Мои уроки информатики проходят следующим образом:

я подстраиваю интерфейс программ под нужды обучающихся с ОВЗ: это крупный текст задания, большие кнопки и озвучивание фрагментов теста (при использовании наушников);

я использую интерактивную доску. Весь класс работает по карточкам, а ребенок с ОВЗ выходит к доске. При этом ему можно писать пальцами, что ребята очень любят. Я же корректирую ход решения, и обучающийся при необходимости устраняет недочеты;

я даю ребенку с ОВЗ облегченный вариант индивидуальной работы (меньше заданий, более простые формулировки);

я использую развивающие компьютерные игры. Персонажу ребенка с ОВЗ необходимо выполнить более легкую миссию;

я активно применяю социальные веб-сервисы. Ребенку с ОВЗ заранее подготавливается ресурс, учитывающий его особенности развития;

я даю разноуровневые по сложности домашние задания. Например, при изучении редактора Paint нужно нарисовать цветное изображение, используя максимальное количество инструментов редактора. Ребенку же с ОВЗ дается готовое черно-белое изображение, которое ему необходимо разукрасить.

Удачно такая форма применяется при изучении тем «Электронные таблицы», «Базы данных», «Построение диаграмм», где учащиеся имеют возможность реализовать проекты, направленные на решение конкретных прикладных задач, а также при подготовки дополнительного материала по темам «Компьютерные вирусы», «Основные этапы развития средств информационных технологий», «Устройства ввода и вывода информации».

При контроле знаний на уроках информатики используется индивидуальная работа с раздаточным материалом в виде тестов, которые позволяют детям с ОВЗ отвечать на теоретические вопросы не перед всем классом, а индивидуально, без ограничения времени, но позволяет учителю видеть уровень усвоения материала.

Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. В процессе обучения ведется работа в графическом реакторе Paint (5 и 6 классы), Gimp (10 и 11 классы), приложении для дизайна интерьера с возможностью 3D просмотра Sweet Home (8 класс), что позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся, позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.

Самое главное – это использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Хвалить ребенка с ОВЗ необходимо даже за незначительные успехи. Уроки информатики направлены на устранение недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств детей с ОВЗ. Компьютер помогает школьникам усвоить тот круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые ему необходимы в условиях социальной среды. Информационные технологии для детей с ОВЗ – способ социально адаптироваться в будущем.

Олимпиадное движение. Одна из главных задач модернизации современного образования – повышение его качества. Качество образования – многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, объединяющий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные кадры, конкурентоспособные на рынке труда. Поэтому предметные олимпиады, способствующие выявлению талантливых школьников и студентов, определены как средство повышения качества образования на государственном уровне.

Для учащихся предметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм выявления способностей и уровней одаренности в предметной области, они способствуют развитию умственных и творческих способностей, стимулируют самоконтроль результатов обучения. Кроме того, они являются средством профориентации, помогая с выбором специальности при поступлении в вузы и последующей специализации. С другой стороны, для педагогов олимпиады – это одно из средств контроля качества обучения и подтверждения собственной квалификации, зачастую олимпиады становятся конкурсом не только самих учащихся, но и их учителей.

По нашему мнению, предметные олимпиады позволяют одаренным учащимся продемонстрировать высокий уровень предметной подготовки, развития интеллектуальных умений, личностные и морально-волевые качества.

Основными целями и задачами олимпиады являются:

1) выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

2) создание необходимых условий для поддержки талантливой молодежи;

3) популяризация и пропаганда науки и научных знаний;

4) привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми.

Всероссийские олимпиады школьников стали тем средством, которое обеспечивает эффективное формирование знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Всероссийская олимпиада стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие учащихся, поддерживает одаренных детей, содействует их самоопределению и продолжению образования, раскрывает связь областей знаний, составляющих содержание олимпийских дисциплин, с другими областями знаний, развивает и поддерживает интерес учащихся к познавательной и научной деятельности.

Быстрое развитие информатики и информационных технологий в конце двадцатого века заложило основу создания и развития олимпиады по информатике. Уже в 1987–1988 учебном году в СССР была проведена первая Всесоюзная олимпиада по информатике, а в 1988–1989 учебном году – первая Всероссийская олимпиада.

Постоянное совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных школьников и студентов создает условия для развития конкурентоспособности наших участников на олимпиадах по информатике международного уровня.

Анализируя уровень развития современных технических средств, необходимо отметить, что для успешного выступления на олимпиадах различного уровня учащийся должен иметь определенные навыки работы с персональными компьютерами, знать основные их характеристики, учитывать, каким образом они влияют на решаемые с их помощью задачи и как обходить имеющиеся ограничения, например, по памяти и быстродействию. Понимание устройства и организации компьютера также позволяет писать более эффективные программы.

Не менее важен для участия в олимпиадах по информатике навык работы в компьютерных сетях, обеспечивающих необходимые условия проведения соревнования и последующую автоматизированную проверку решений участников. Владение сетевыми технологиями должно включать в себя как теоретические знания, так и практические навыки. Несмотря на то, что проведению основных туров на олимпиадах по информатике, как правило, предшествует пробный тур, который позволяет познакомиться с используемым на олимпиаде программным обеспечением и получить необходимые практические навыки работы в олимпиадной среде, лучше получить эти навыки заранее, чтобы чувствовать себя увереннее во время проведения туров.

Получив достаточно строгую постановку задачи, участник должен уметь построить ее математическую модель с учетом заданных технических и содержательных ограничений. Владение математическими основами информатики особенно важно, так как школьникам сложно достичь успехов на олимпиадах без хорошей подготовки в области теории множеств, логики, теории графов и комбинаторики, без владения теорией кодирования информации. Более того, по мере развития информатики все возрастающая сложность методов анализа оказывает влияние на решение практических профессиональных задач и проблем.

При решении задач участник олимпиады должен продемонстрировать знание и умение использования основных типов алгоритмов (алгоритмы работы с различными структурами данных, алгоритмы на графах, алгоритмы организации перебора и динамического программирования, алгоритмы целочисленной арифметики, алгоритмы теории игр, алгоритмы компьютерной геометрии и другие), контролируя, чтобы их сложность находилась в оптимальном соответствии с заданными в условии задачи ограничениями. Именно в области разработки алгоритмов участники олимпиады имеют возможность продемонстрировать свои лучшие творческие качества при решении олимпиадных заданий. Участник должен понимать, что разработка хорошего алгоритма имеет решающее значение для производительности любой программной системы. Кроме того, это позволяет глубже вникнуть в задачу и может подсказать методы решения, не зависящие от языка программирования, аппаратного обеспечения и других аспектов реализации. Изучение теории алгоритмов на этапе подготовки к олимпиаде развивает у школьников способность выбирать алгоритм, наиболее подходящий для решения конкретной задачи, или доказать, что такового не существует. Эта способность должна основываться на знании класса алгоритмов, которые предназначены для решения определенного набора известных задач, понимании их сильных и слабых сторон, оценке эффективности различных алгоритмов в заданном контексте.

Следует выделить и такой навык участника олимпиады по информатике, как знание современных операционных систем и умение работать с ними, что является основой его дальнейшей успешной карьеры в сфере программирования. Знание операционных систем способствует становлению зрелого мышления ученика и хорошему знанию сетевых технологий и протоколов, виртуальных машин, методов современного программирования.

Участник олимпиады также должен уметь работать с одной или несколькими интегрированными средами разработки программного обеспечения (состав языков программирования определяется организаторами олимпиад), уметь использовать на практике современные технологии программирования, отладки и тестирования программ. Учащиеся должны не просто уметь написать программу на каком-либо одном языке, но и понимать различные стили программирования, характерные для разных языков. Понимание разнообразия языков программирования и различных парадигм значительно облегчает быстрое освоение ими новых языков. Поэтому сделаем вывод, что для успешного выступления на олимпиаде по информатике учащиеся должны знать основные конструкции программирования, основные типы и структуры данных, основы ввода/вывода, операторы, функции, способы передачи параметров, а также стратегии, полезные при отладке программ.

Способности учащегося к программированию проявляются в процессе подготовки и участия в олимпиаде, они выражаются сочетанием алгоритмических и программистских способностей, обеспечивающих успешное решение нестандартных задач, быстротой мыслительных процессов, систематичностью ума, стабильным проявлением интеллектуального любопытства и стремлением к получению новых знаний в области программирования. Обладая такими качествами, как способность к абстрагированию и пониманию отношений между элементами, способный к программированию учащийся на олимпиадах демонстрирует гибкость мышления, критичность, склонность к планированию, анализу и систематической работе.

Заинтересованность участников олимпиад в достижении наивысших результатов (в том числе и как условие поступления в высшее учебное заведение) выливается в готовность пополнять знания и переучиваться, совершенствовать свои навыки и умения. Особую роль играет самоподготовка, умение получать знания из разных источников и своевременно активизировать систему накопленных знаний. Таким образом учащиеся непосредственно участвуют в развитии собственной одаренности. Можно сказать, что олимпиада является стимулом к достижению более высоких результатов в дальнейшем, способствует развитию стрессоустойчивости, дает опыт работы в команде.

Для педагога развитие одаренности школьников и студентов в области программирования в процессе их подготовки к участию в олимпиадах по информатике обеспечивается за счет выбора форм индивидуальной работы с учащимися и зависит от уровня развития их одаренности. Содержание учебной программы должно сосредоточивать в себе тщательно выработанное, комплексное и глубокое изучение основных идей, проблем и тем. Она должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые, дать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации, способствовать их саморазвитию, должна учитывать более высокий уровень мышления, способность к творчеству и значительное превосходство при выполнении заданий и в результатах деятельности. Подготовка по соответствующей программе может проводиться как в традиционной, так и в дистанционной форме, с использованием всех современных информационных технологий в образовательной сфере.

Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам по информатике в школах и других образовательных учреждениях формируются группы учащихся для проведения с ними внеклассной работы в виде факультативов, кружков, спецкурсов, элективов и т.п. В группы подбираются подготовленные, талантливые и заинтересованные школьники и студенты. Группы могут формироваться по наличию базовой подготовки или по уровню развития мышления, творческого потенциала. Наиболее эффективна работа в малых группах. Назначение малой группы состоит в максимальном вовлечении учащихся в образовательный процесс, в процесс подготовки к олимпиадам. Применяя свой собственный опыт для решения предложенных задач, они сами решают, какая информация им нужна, а также как и где ее получать.

Главную роль при подготовке одаренных учащихся к олимпиадам по информатике занимают задачи, и от того, насколько квалифицированно они будут разработаны, зависит и успех соревнования в целом. Более того, удачные задачи после олимпиады быстро распространяются среди будущих участников, их начинают активно использовать при подготовке к состязаниям, на базе них создаются новые олимпиадные задачи. Как правило, это задачи по сортировке и поиску данных, динамическому программированию, моделированию, оптимизации, длинной арифметике, линейному и двоичному поиску, жадным алгоритмам, рекурсии, теории графов, комбинаторике и по работе с данными строкового и файлового типов.

В общем случае процесс создания олимпиадной задачи по информатике должен включать следующие основные этапы:

1) подготовка текста условия задачи;

2) разработка требований к используемому в процессе решения задач программному обеспечению;

3) разработка методики проверки решений задач;

4) подготовка системы оценивания решений каждой задачи, включая частичные и полные решения;

5) разработка проверяющих программ (при автоматической проверке решений участников).

Для проведения олимпиады по информатике могут использоваться как переработанные и дополненные задачи, ранее использованные на других олимпиадах по информатике, так и оригинальные.

Основными критериями отбора олимпиадных задач должны быть следующие показатели:

оригинальная формулировка задачи или оригинальная идея;

в тексте условия задачи должны использоваться термины и понятия, не выходящие за пределы изучаемых предметов;

в формулировке задачи не должно быть неоднозначностей, текст должен быть написан доступным языком;

задача не должна требовать для своего решения специальных знаний;

формулировка задачи должна предполагать наличие этапа формализации при ее решении;

задача должна быть оптимальной по сложности;

Каждая задача должна позволять участникам в полной мере раскрыть имеющийся у них творческий потенциал, продемонстрировать уровень развития алгоритмического мышления, логики и интуиции.

При формировании комплектов задач следует учитывать возрастные особенности участников, связь предлагаемых задач с программами изучения информатики и математики в образовательных организациях. Учитывая, что целью проведения олимпиады по информатике является выявление наиболее талантливых учащихся, которые увлечены программированием, надо дать им возможность в полной мере продемонстрировать свои творческие способности, чтобы по результатам их выступлений можно было выявить лучшего из них. В то же время важно не отпугнуть сложностью заданий только начинающих свой путь в олимпиадном движении, вовлечь их в этот процесс и усилить их мотивацию к дальнейшему совершенствованию своих знаний и умений.

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что современное олимпиадное движение – существенно более широкая и разносторонняя область, чем просто испытание знаний и интеллекта. В нем могут найти себя школьники и студенты с самым разным уровнем подготовки, обладатели самых разных наборов интеллектуальных качеств и творческих навыков. Гораздо большее значение имеет готовность одаренного учащегося обновлять знания и видоизменять навыки, не останавливаясь на уже достигнутом и приобретенном опыте. На развитие именно таких качеств следует ориентировать подготовку программистов, такие качества следует учитывать при выявлении и развитии одаренности к этому роду деятельности.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам. Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем одаренности ребенка.

Олимпиадное движение занимает достойное место в системе дополнительного образования детей, а вместе с тем, и в региональной системе образования.

Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, области. В настоящее время на основании Закона РФ «Об образовании» победы учащихся на олимпиадах являются достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов. Участие в олимпиадах, кружках и факультативах планируется учитывать при отборе учащихся в профильные классы, что очень важно при определении готовности школьника к профильному или углубленному изучению ряда предметов.

Первым этапом выявления одаренных обучающихся по учебному предмету «Информатика» для меня стала организация и проведение дистанционных олимпиад. Как показывает практика, задания этих олимпиад имеют базовый и средний уровень, что позволяет из общего числа обучающихся выделить группу наиболее одаренных для участия в олимпиадах и конкурсах более высокого уровня.

На следущем этапе проходит подготовка и участие в очных олимпиадах городского и областного уровней, а также в олимпиадах, организуемых ВУЗами для будущих абитуриентов. Подготовка к олимпиадам осуществляется на основе следующих методологических подходов:

1. Системность и непрерывность.

2. Педагогическая поддержка детской одаренности.

3. Включение олимпиадного движения в систему дополнительного образования, что дает возможность считать подготовку к олимпиадам компонентом лицейского образования.

Дальнейшая работа с победителями дистанционных олимпиад проходит во внеурочное время. Для победителей составляется индивидуальный образовательный маршрут. Содержание программ подготовки: отдельные темы мало связанные друг с другом, отсутствие сквозных содержательные линии. Однако мозаичность курса является одним из его основных принципов, поскольку предметное дополнительное образование за рамками государственных стандартов должно строиться на основе максимального учета индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.

Инновационный характер разработки для меня состоит в том, что в своей работе я внедряла в образовательную систему новые для себя современные технологии: ИК технологий, метод проектов, портфолио педагога, дифференцированный подход к обучающимся, которые стали необходимой частью образования в связи с внедрением ФГОС ОО. Это все дало мне возможность профессиональной творческой реализации, что создало условия для полноценного саморазвития обучающихся и достижения качественно более высоких результатов образования.

Высокая психолого-педагогической результативности реализации методической разработки по преподаваемому предмету выражается:

- в росте показателей качества знаний обучающихся;

- в росте среднего балла по итогам ОГЭ и ЕГЭ

- в увеличении количества победителей и призеров олимпиад и конкурсов различных уровней;

- в получении положительная оценка методической разработки педагогическим сообществом


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.