Развитие творческого потенциала личности в школьном объединении «Литературная гостиная»

6
1
Материал опубликован 15 December 2015 в группе

Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности. И работа учителя на уроках и вне их является одним из важнейших способов достижения этой цели. Я работаю в сельской школе, где у ребят не всегда есть возможность развить свой талант: нет Дома культуры, клуба, библиотека – одна. Школа в таких условиях – центр развития личности ребёнка. А внеклассные мероприятия часто являются логическим продолжением урока, в то же время позволяя углубить, расширить, обогатить уже имеющиеся знания учащихся, а подчас и изменить уже сложившиеся стереотипы. Сейчас, в связи с внедрением нового образовательного стандарта, очень важным является воспитание культуры чтения, работы с художественным произведением. Тем более этот вопрос становится актуальным в свете определения обязательным экзамена для выпускников в форме сочинения по литературе.

Свою деятельность по данному направлению я решила посвятить организации в школе объединения учащихся «Литературная гостиная». Встречи в «Литературной гостиной» – замечательная возможность объединить ребят по принципу совпадения идеалов, интересов, увлечений. Организуя работу по созданию кружка, я столкнулась с некоторыми трудностями. Оказалось, что программы по данному направлению не существует. Но так как идею создания «Литературной гостиной» я считала вполне реальной, при составлении авторской программы за основу были взяты рекомендации сборника «Дополнительное образование в образовательном учреждении. / Составитель Н.И.Ерёменко. – Волгоград: «Корифей», 2007», где содержатся необходимые документы, подробно раскрыты цели, задачи, содержание, технология создания программы дополнительного образования, приведены практические материалы по проектированию таких программ.

Для набора детей в кружок мною было предложено тем, кому интересно изучать литературу дополнительно и общаться с людьми, анкетирование. При входной диагностике выявилось, что все участники опроса были записаны в школьную библиотеку, в поселковую – два человека; любимые произведения были в основном из школьной программы, причём не всех авторов ребята смогли вспомнить; книгу, прочитанную за последние полгода, вспомнила всего треть опрашиваемых и лишь трое из них записали её автора. На первый взгляд, работа должна была строиться на изучении литературных произведений – как на обычном уроке. Может, это было моей небольшой хитростью или педагогической уловкой, но для меня главным было объединить – ведь это школьное объединение! – детей на основе общих интересов и дать им возможность развить свои способности.

После диагностики я воспользовалась рекомендациями сборника Ерёменко и разработала авторскую программу для работы школьного объединения «Литературная гостиная», которая была опубликована в городском электронном «Информационно-методическом вестнике» социально-методического центра Управления образования городского округа Первоуральск в № 1 за 2013 год. При реализации программы я опиралась на технологии личностно-ориентированного и интерактивного обучения.

Был налажен контакт с родителями: они помогали детям в подборе материала для работы объединения, посещали наши занятия, литературные конкурсы школьного и муниципального уровней. Также неоценима помощь родителей при работе детей над наглядным оформлением литературных мероприятий в школьном объединении. Но выявилась и проблема: родители не всегда разделяют увлечение своих детей, а дети, в свою очередь, (особенно старшие) не желают приглашать родителей на подобные мероприятия.

Планируемые в рабочей программе вечера в «Литературной гостиной» разнообразны по форме и тематике: это и ролевая игра-путешествие, и литературно-музыкальная композиция, вечер-портрет и интеллектуальное казино, устный журнал и вечер бардовской песни. Такое многообразие во многом определялось диагностическим мониторингом мотивации при формировании состава школьного объединения. Кроме того, разнообразные формы занятий позволили привлечь к нашей деятельности учителей других образовательных предметов.

Необходимо сказать, что важнейшей составной частью системы средств, сложившихся в педагогическом опыте, являются профессиональные и личностные качества учителя: эрудиция, знание психологических особенностей, коммуникабельность, увлечённость предметом. Исходным тезисом в работе учителя должно стать убеждение: «Неталантливых детей нет!» Учитель должен уметь и – главное! – желать понимать своих воспитанников. Доброта учителя, его душевность, открытость расковывают учащихся, способствуют быстрому пробуждению и росту творческих возможностей. И тогда появляются вот такие стихи:

Я больше не могу томиться в этой клетке,

Несчастная душа – судьбы марионетка,

Сокрытая от всех за пеленой тумана.

Как одиноко жить, перенося обманы!

Забившись в уголок, причин того не зная,

Я проклинаю мир – и сразу всех прощаю.

От слёз промокла вся уж белая бумага,

И слов не прочитать… А стоит ли? Не надо!

Работая в коллективе, ребята начинают верить в себя, в свои возможности, учатся взаимовыручке и взаимоуважению. Ученица нашей школы опубликовала в газете «Школьный квартал», которую выпускал пресс-центр учащихся школ города Первоуральска, статью, посвящённую «Литературной гостиной», где писала: «У многих ребят расширился кругозор, с ними интересно общаться. Они стали отличаться от таких «занятых» личностей, как я. Эх, «зависть – сестра соревнования, следственно, из хорошего роду», по словам Пушкина; поэтому, отложив «занятость» в сторону, и я записалась в «Литературную гостиную». Желаю и вам такой же хорошей зависти – плодотворной!» На наших занятиях подростков привлекает более откровенное, чем обычно принято, общение, разноплановые – познавательные, межличностные, творческие – взаимоотношения учителя и учащихся, атмосфера открытости, подлинного сотворчества. В «Литературной гостиной» традиционными стали чаепития. Неформальное общение объединяет детей, даёт им чувство защищённости от негативных факторов жизни, ведь ты теперь не один, с тобой целый маленький коллектив, который понимает тебя лучше других, подчас лучше друзей и даже родителей. Один мальчик при личной беседе на вопрос «Как относятся родители к твоему литературному творчеству?» ответил, что родители ничего об этом не знают, они считают это несерьёзным. А ребёнку это нравится! Действительно, то, чем мы занимаемся, разнообразно и по-своему интересно любому. Различные мероприятия дают возможность детям выявить свои интересы и высказать собственное мнение. Для меня же ценным стало то, что именно во время работы в «Литературной гостиной» мне представилась возможность уделить внимание одарённым детям – тем, кто имеет желание сочинять поэтические и прозаические произведения, умеет использовать знания, приобретённые на уроках по основам стихосложения. Те, кто входил в состав школьного объединения, постоянно участвовали в городском конкурсе литературно-художественного творчества «Серебряное пёрышко», занимали призовые места. Разнообразна жанровая тематика произведений, которые создавали ребята: стихи, рассказы, повести, роман, статьи в газету.

Кстати, не всегда получается в столь творческом школьном объединении строго следовать программе. Мне не жаль было отступить от программы (тем более что я сама её создала!), потому что ценность живого общения с детьми ничем не заменишь. Нужно было только верно направлять рассуждения, вовремя дополняя их примерами из литературы. Так родилось наше заседание, которое мы представили на городской презентации модели фестивального движения «Радуга» по теме «Любовь в русской поэзии». Ребята рассказывали об историях любви из жизни Пушкина, Тургенева, Цветаевой. Для оформления были использованы фрагменты из кинофильмов, репродукции картин и фотопортреты, литературные произведения. Ярким моментом стало исполнение песни из кинофильма «Жестокий романс» трио, состоявшим из десятиклассниц и учителя английского языка, выпускницы Ревдинского педагогического колледжа Дымшаковой Юлии Станиславовны. Кроме городской презентации, данное мероприятие было представлено в материалах по распространению моего опыта работы на августовской педагогической конференции 2013 года в секции «Духовно-нравственные ценности в контексте проблем современного образования».

Перед выпуском моего первого состава кружковцев я провела подобное входному анкетирование, и выявилось: большинство ребят были записаны не только в школьную, но и в поселковую библиотеку, а три человека – даже в городскую; когда стали вспоминать любимые произведения, сделали большие глаза в удивлении: «Всё писать?!»; ответ на вопрос о последней прочитанной книге был идентичен предыдущему; по заучиванию текстов вначале был вздох: «Сколько же мы всего учили за эти годы!» и ответы: «Учить легко!», «Если начать учить вовремя – всё получится»; литературным творчеством с участием в конкурсах разных уровней занимались пять человек, но остальные в большинстве сочиняли интересные стихотворения.

Нельзя утверждать, что все дети, которые составили школьное объединение «Литературная гостиная», непременно одарённые. Но однозначно, что многие из них были явно незаурядными личностями. Именно благодаря таким учащимся мною был создан сборник литературных произведений одарённых детей. Здесь есть достаточно интересные сочинения, вот одно из стихотворений, написанное семиклассницей:

Поэт.

Сижу, в окно гляжу, а вдохновенья нет.

Но мне все говорят: «Пиши! Ведь ты поэт!»

И я хочу писать. Но вдохновенья нет!

А без него какой же я поэт?!

Но вдруг… И вдохновенье снизошло!

И я могу писать, задумчиво смотрю в окно…

Но вот как ручку я взяла –

И сила вдохновенья отошла.

О, сила вдохновенья! Я молю:

Сойди же на пустую голову мою!

Но сила всё молчит… ответа нет…

А без неё какой же я поэт?!

Сборник был представлен в I школьном конкурсе методических объединений и отмечен в номинации «Творческий поиск». В этом же сборнике были даны разработанные мною рекомендации для работы с одарёнными детьми.

И здесь важно отметить, что многие участники «Литературной гостиной» поступили в технические учебные заведения, что говорит о том, что литература для них – это, действительно, увлечение и дело для души. Другие до сих пор – и после окончания школы – не оставили сочинительство; один человек – Лебединская Мария – связал свою жизнь с литературным творчеством: сейчас она работает корреспондентом Первоуральского телевидения. А ведь началось увлечение литературой и творчество этой девушки в нашей школе в детском объединении «Литературная гостиная»! Она могла не придать ему значения и упустить своё призвание! Считаю, что, если даже один человек благодаря работе обычного школьного кружка определится с делом своей жизни, – для меня это весомое достижение.

Что же можно сказать в заключение? Никогда не надо бояться того, чего не знаешь или не умеешь. Когда администрация школы подвигла меня на создание школьного объединения, я не была уверена, смогу ли всё организовать должным образом. Более того, отсутствие программы поставило в тупик. Но меня заинтересовало это направление работы, мне давали на это рабочие часы, и я поняла, что просто обязана попробовать – сделать всё, что в моих силах. И смогла доказать: если это нужно детям, школе да и мне самой – значит, я смогу этого достичь. А уже позже мне понравилась фраза, которая стала одной из руководящих в моей работе: «В жизни намного больше людей сдавшихся, чем проигравших». Поэтому я стараюсь учить детей не бояться трудностей, пробовать силы в любом интересном деле – а значит, искать себя и своё место в жизни!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа была презентована на областных (Свердловская область) Педагогических чтениях.

15 December 2015

Похожие публикации