Доклад «Развитие профессионального и творческого потенциала учителя в условиях реформирования образования»
Подготовила
Учитель химии
Алимова Э.Н.
Развитие профессионального и творческого потенциала учителя в условиях реформирования образования
Любая деятельность есть процесс и результат.
Б. Пастернак
Профессиональная деятельность педагогов традиционно является одним из основных объектов научно-педагогических исследований. И это закономерно, поскольку педагог во все времена был и остается ключевым звеном в образовании. Можно менять образовательную парадигму, систему образования и ее нормативную базу, содержание образования и его методологию, применяемые в обучении и воспитании методики и технологии и т.д. Однако качество образования, в конечном счете, будет определяться тем, кто и как реализует эти «научные концепты» в повседневной образовательной деятельности. Иначе говоря, качественные характеристики профессиональной деятельности педагогов во многом являются определяющим фактором качества образования.
Соответственно разными авторами предлагаются различные определения педагогического потенциала, отражающие прежде всего содержательную специфику контекста, в котором он рассматривается.
Например, Т.Л. Божинская, раскрывая перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, определяет педагогический потенциал как динамическую функциональную систему, объединяющую личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре. Педагогический потенциал региональной традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания. Педагогический потенциал аккумулирует эти ресурсы региональной культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности [1].
Однако следует подчеркнуть, что эффективность педагогической деятельности педагогический потенциал региональной культуры обеспечит только в том случае, если он будет использоваться субъектами этой деятельности. Для этого он должен быть соответствующим образом инструментализован, в противном случае «педагогический потенциал региональной культуры» останется невостребованным и не будет «транслирован» субъектам культуры и образования.
Педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не только такими, каковы они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта:
·прошлое – совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;
·настоящее – актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности;
·будущее – тенденции будущего профессионального и личностного развития.
Содержательно педагогический потенциал при этом рассматривается как совокупность объединенных в систему естественных (психофизиологических) и приобретенных (социальных) качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Природная, психофизиологическая составляющая педагогического потенциала – это задатки. Их значимость определяется тем, что не каждый человек может стать хорошим педагогом, а тем более достичь профессионального мастерства. Вряд ли у кого-то сегодня это вызывает сомнение. Совокупность компонентов социальной составляющей, которая исторически меняется в зависимости от представлений о том, каким должен быть учитель, включает: способности, профессионально важные качества, педагогический опыт, педагогическую мотивацию, педагогическую направленность личности профессиональная подготовка сама по себе, априори не является фактором развития педагогического потенциала: чтобы выполнять эту функцию, она должна обладать определенными характеристиками.
Педагогическое творчество – это наиболее масштабные и новаторские педагогические решения (открытия), позволяющие увидеть новые возможности совершенствования, как самой профессиональной деятельности учителя, так и включенную в нее личность, которые связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы; это преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания; это усовершенствования (модернизация) и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания, результат и проявление педагогического мастерства.
Опыт организации труда учителей позволяет выделить следующие уровни творчества: уровень профессионального становления, являющийся уровнем элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок; уровень стихийного самосовершенствования, основанный как на приобретенных навыках и умениях, так и на широко известном опыте и рекомендациях частных методик; уровень планомерной рационализации и оптимизации процесса и результатов труда, отличающийся от прежних реализацией учителем своего опыта, своей системы работы. Такое деление весьма условно. В деятельности одного учителя возможно наличие разных уровней и самые различные варианты их
Новизна продукта творческой педагогической деятельности имеет два аспекта: объективный и субъективный. Первый аспект характеризуется новизной и ценностью полученного продукта вообще для педагогической науки, а второй определяется новизной для самого субъекта деятельности. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, объективный встречается гораздо реже.
В процессе творческой деятельности у учителя формируются не столько сами новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности, то есть ее вторичное содержание, которое не усваивается в процессе приема словесной информации или при наблюдении за образцами такой деятельности, а их можно сформировать только в процессе собственной деятельности. По этой причине сложилось распространенное мнение, что обучить творческой деятельности невозможно и можно лишь научиться ей.
Сластенин В. утверждает, что «можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач».
Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
Если представить творческий потенциал учителя как систему, то есть все основания говорить о процессах самоорганизации этой системы, которые детерминируются как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести влияние социально-экономической среды, задач, стоящих перед конкретным педагогическим коллективом, особенностей учебного заведения, в котором трудится учитель, профиля подготовки в нем и др. К внутренним факторам относят потребность в творческой деятельности, мотивационную и духовно-ценностную сферу, другие внутренние источники творческой активности учителя.
Развитие творческого потенциала учителей в образовательном учреждении может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов. Если же хотеть получить определенные результаты в становлении и развитии творческого потенциала педагогов, необходима целенаправленная работа, то есть необходимо управление повышение профессиональной компетентности, использования всех внешних и внутренних ресурсов.
Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.
Задача администрации школы: создание условий, которые мотивировали бы учителей на развитие профессионального и творческого потенциала через систему повышения профессиональной компетентности.
Заставить человека выполнять бессмысленную работу практически невозможно. Нужно найти для него ее смысл.
Известно, что в основе мотивов, то есть побуждений личности, лежат потребности. Потребности формируют внешнюю и (или) внутреннюю мотивацию, которая направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов. Надо найти такие стимулы для педагогов, которые формировали бы у них внутреннюю мотивацию, направленную на развитие личности педагога, ее творческую активность через систему школьной методической работы.
Во многих школах используются в управлении методической работой система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию, которую можно рассматривать как проект развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов, его творческого развития.. Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в школе, должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности.
1.Основным мотивом является - реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности. Администрация должна верить в то, что любой педагог, начинающий или стажист, хочет реализовать себя как творческая личность, для этого использует самые разнообразные стимулы. Во многих школах для этого создаются Школы передового опыта, в рамках которой учителя дают мастер-классы, проводятся литературные гостиные, организуются выставки художественного творчества детей и педагогов. Администрация школы не всегда должна навязывать учителю выбор программы, учебно-методического комплекта, методический день, а осуществлять процедуру согласования с каждым отдельным педагогом или методической кафедрой.
Тем не менее, сохраняется еще проблема преобладания внешней мотивации над внутренней, когда педагоги готовы представлять свою творческую мастерскую при выходе на аттестацию, а не в межаттестационный период.
Творческий потенциал учителя в условиях модернизации образования, введения профильного обучения проявляется и в разработке авторских программ, пособий, дидактического материала.
2. Вторым ведущим мотивом в профессиональном и творческом развитии является мотив личного развития, приобретение новой информации. Важным стимулом будет:
- работа школьного методического кабинета с библиотекой научно-методической литературы и разработками уроков, мероприятий учителей школы;
- направление учителей на обучение,
- вызывают неподдельный профессиональный интерес друг к другу взаимопосещение заседаний МО, открытых уроков, совместные семинары;
-организация в школе постояннодействующих семинаров с привлечением ученых.
3. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха особенно влияет на развитие творческого потенциала учителя. Направление педагогов на различного рода проблемные конференции, семинары, педагогические чтения, фестивали инновационных проектов, работа в экспертных группах должны всячески поддерживаться и поощряться администрацией школы. Необходимо наладить работу по обобщению и распространения передового педагогического опыта, подготовки публикаций учителей и пособий в печати.
4. Следующий мотив: потребность быть в коллективе. Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы (Методический совет, Совет школы), также стимулирует педагога в повышении и профессиональной, и творческой компетентности.
5. Немаловажную роль также играет мотив состязательности. Администрация школы должна создавать необходимые условия и оказывать разного рода поддержку педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства различного уровня: «Учитель года», «Самый классный классный» и т.д.
Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше.
Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Каждый учитель может научить ученика, но только учитель-творец может открыть в каждом ученике творца.
Список использованной литературы
1.Аббдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994
3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М.: ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 2-е изд., стер. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова – М.: Академия. – 2005.
6. Н. В. Немова «Управление методической работой в школе»-М. «Сентябрь», 1999
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык; Изд. 16-е, испр., 1984. – 797 с.
10. Раченко, И.П. НОТ учителя / И.П. Раченко. – М.: Просвещение, 1989.
11.Сластенин В., Исаев И- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/01.php
12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. – 350с.
13. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 224с.
14. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980.
Панагушина Елена Аркадьевна