Урок русского языка в 7 классе «Сжатое сочинение с описанием природы И. Попова "Первый снег"»
Развитие речи
Сжатое сочинение с описанием природы И. Попова «Первый снег».
Л.А.Жигулина
Цели урока:
Образовательные: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств;
формирование умения составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;
воспитательные: учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;
развивающие: развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.
Методическое обеспечение урока: компьютер, проектор, рабочий лист учащегося.
Тип урока: урок повторения материала и развития коммуникативных умений;
Ход урока.
1 этап урока.
Проверка домашнего задания
-вам необходимо было подобрать пословицы, поговорки о зиме
(опрос учащихся )
Работа по повторению изученного материала
Прочитай предложения, определи деепричастный оборот, покажи его на схематично
Настроившись на долгий отдых, зимний лес уснул. | Зима, сверкая и искрясь, вошла в нашу жизнь. | Наконец пришла зима, усыпав снегом все вокруг |
/-.-.-.-,/_____ ====== | _______ /-.-.-.-.,/====== | =======._____/,-.-.-.-.-. |
2 этап урока Основная часть: организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме
-Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит подготовиться к сочинению по картине И. Попова “Первый снег”, передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это бесспорно всегда праздник! Слайд 4
-Сейчас предлагаю познакомиться с картинами великих русских пейзажистов о первом снеге. (у каждого на парте картинка с пейзажем «Зима») Рассмотрите их
(Знакомство с картинами великих русских пейзажистов) . Давайте внимательно рассмотрим эти изображение пейзажа «Зима»
- Как доказать, что изображен первый снег?
Ученик: Снег лежит местами, выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.
(для справки: «Первый снег» И.Попов
Игорь Александрович Попов (1927-1999) — советский живописец, народный художник РСФСР. На счету мастера немало замечательных работ.
Творчество Попова (преимущественно автопортреты, жанровые композиции, портреты) проникнуто поэтичным восприятием русской природы, современной жизни небольших русских городов и их жителей; для его картин характерна свободная живописная лепка («Базарный день», 1958‒60, Ярославский художественный музей; серия портретов «Рыбаки из Галича», 1965, Дирекция художественных фондов и проектирования памятников министерства культуры РСФСР, 1967, и «Сентябрь. Тишина», 1972, ‒ обе в Третьяковской галерее). Одна из его картин «Первый снежок» также показывает небольшой русский город и его жителей. Картина «Первый снег» относится к тем, благодаря которым, многие знают этого художника или впервые с ним познакомились. Данная картина стала настолько известной, что сегодня по ней пишут рассказы и сочинения в школе.)
Это картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в ней с предыдущими картинами?
Ученики: Она тоже посвящена первому снегу.
Учитель: Чем отличаются полотна?
Ученик: на картинах изображен только пейзаж, только природа, а у Попова присутствуют еще и люди.
Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художнику изображать людей на своих картинах?
Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада.
Учитель А сейчас послушаем стихи русских поэтов о первом снеге…..
(заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения о Зиме)
-Мы прослушали стихи, посвященные первому снегу, рассмотрели картины. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строки с тем, что изображено на картинах.
- Но предмет нашего разговора – это картина И. Попова «Первый снег». Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием полотна художника?
(зима, праздник, радость, белый, дети)
- Как вам кажется, что хотел художник передать на полотне?
(праздничное настроение, радость от того, что выпал первый снег)
- Каким образом автор подчеркнул радость от первого снега?
(почти в центре картины дети, радующиеся первому снегу.)
- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?
Для удобства в работе мы будем использовать таблицу..
Итак, задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.
(один ученик работаем у доски , заполняем ассоциативный куст)
Рабочий лист
Дома | деревья | снег | небо | люди | собака | Ваше настроение, от увиденного на картине |
Физминутка (каждое действие показывают )
1.Лепим снежок
2.подбрасываем снежок вверх
3.лепим снежную бабу
4.лерим снежок
Игра «Назови ласково»
Снег — снежок,
мороз — морозец,
ветер — ветерок,
лед — ледок,
зима — зимушка,
метель — метелица,
санки — саночки,
холод — холодок,
дерево — деревце,
звезда — звездочка,
солнце — солнышко,
день — денек,
ночь — ночка.
Подбери родственные слова
Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые ...
мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
«Составь предложения по опорным словам»
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, катаются.
Снежки, играют, мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
Игра «Закончи предложение»
Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).
Дети слепили большую снежную ... (бабу).
Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).
Для написания сочинения на основе картины И.Попова «Первый снег», нам необходимо вспомнить алгоритм написания
Вступление:
справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
сюжет картины;
описание переднего и заднего планов;
описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
детали;
цветовая гамма;
роль и используемые художником средства выражения.
3 этап. Заключение:
собственное мнение о картине;
общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
Учитель
-Как бы вы начали свои записи от увиденного на картине?
Начало вам предлагается в учебнике, но вы можете начать по-своему, оригинально.
Удачи вам в работе!
-Сегодня на уроке мы с вами подготовились к написанию сочинения.
Работаем над черновиком:
-коротко
-Красочно
-Интересно
-С юмором
-Без ошибок
Домашнее задание:
1. написать сочинение, используя конспект сегодняшнего урока ;
2. нарисовать «Зима на моей улице». (по желанию)