12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Балакирева Татьяна Анатольевна94
Россия, Приморский край, Владивосток

МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток

____________________________________________________________________________________

Организационная информация

Тема урока

«Описание природы. Зима »

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 82

Республика/край, город/поселение

Приморский край, г. Владивосток

Методическая информация

Тип урока

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения.

Цели урока

Познакомиться с особенностями текстов описания природы: композицией, языковыми средствами, стилем речи.

Подготовиться к написанию сочинения-описания, используя личные наблюдения; в качестве образца произведения признанных мастеров слова, иллюстрации.

Продолжить работу над развитием творческих способностей, воспитывать чувство прекрасного у учащихся.

Задачи урока

Мотивировать учащихся на создание сочинения-описания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о стилях речи, средствах связи предложений в тексте

Познакомить с особенностями описательных текстов

Учить созданию собственных текстов и их частей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Ученики актуализируют знания о стилях речи, типах речи, отработают умение правильно писать слова, используемые при описании природы, расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами; приобретут знания о тексте-описании, сравнивают описание зимы в живописи, музыке и у мастеров художественного слова, совершенствуют навыки редактирования текста, учатся писать вступление и заключение

Необходимое оборудование и материалы

Урок проводится в компьютерном классе, презентация, мультимедиапроектор, карточки, «рабочий лист», музыка Вивальди «Времена года. Зима»,

Подробный конспект урока

1. Организационный момент.

1 Оформление записи в тетрадях: число, «классная работа»

2. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи. Мы будем готовиться к написанию сочинения. О чем оно будет, я прошу ответить вас после просмотра небольшого видеоматериала. (Слайды № 1- 10) – автоматическая смена слайдов)

(Просмотр материала – 1,5 мин.) Заранее подготовленный учащийся читает наизусть стихотворение Н. Наджми «Зима»

- Чему же будет посвящен наш урок? (Ответы учащихся)

Правильно. Записываем тему урока: «Описание природы. Зима» (слайд № 11)

3. Словарная работа.

- Что такое описание? Что лежит в его основе? (Ответы учащихся)

Сверяем правильность своих ответов.

( слайд № 12)

4. Учащиеся получают индивидуальные задания для работы у доски

.

5.Работа с классом:

- Зима – прекрасное время года. Она вдохновляла на создание великолепных произведений очень многих художников и композиторов. А какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»? (слайд № 13)

Ответы учащихся, оформление записи в «рабочий лист»( см. приложение)

Зима – это…

- Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)

- С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега? (Ответы учащихся). Оформление записи в «рабочий лист»

Снег ____________(блестит, переливается, сверкает)( слайд №13)

- Объясните орфограммы в записанных глаголах.

- Чем являются эти глаголы в предложении? ( Однородными членами и синонимами) (слайд №14)

- Составьте схему этого предложения, объясняющую знаки препинания.(слайд № 14)

- Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами и выполните задание № 3 «рабочего листка» (выполнение работы – 3 минуты)

Какую роль играют синонимы в тексте, в предложении? ( Помогают избежать неоправданного повтора слов). Как еще можно избежать этой ошибки? ( Используя описательный оборот, и местоимения в качестве сцепляющих слов)

Редактирование текста (слайд № 15). Задание № 4 «рабочего листка» - время выполнения работы 5 минут)

Озвучивание результатов.

Что еще может стать предметом описания зимней природы? (Ответы учащихся) – слайд №16.

Небо-

Солнце –

Воздух –

Используя слова для справок, подбираем к каждому слову подходящие определения. (Время выполнения работы ( 3 минуты)

_ Чем являются эти прилагательные в тексте? (Эпитетами)

6. Проверяем работу у доски:

1) Лексико-орфографическая работа: нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто- розовый, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звездами, ослепительно- блестящий на солнце, снежный покров, воздушно-легкие снега, воздушная пышность, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый. Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки; звенел, хрустел.

2)Зимний день, морозный воздух, солнечный луч, еловый лес, березовый пень, прозрачный воздух, голубое небо, сиреневый туман.

7. Работа с классом.

8 . Работа по группам:

1 – сильные учащиеся;

2 – слабые

9. Беседа с классом:

10. Домашнее задание (слайд № 21)

- Признаком какого стиля речи являются эпитеты? (Художественного)

Работа с художественным текстом Пришвина «Первый мороз» - упр. 83 (Читает наизусть заранее подготовленный учащийся)

- Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре? (Словесное рисование)

Примерные ответы учеников

Вопросы, активизирующие внимание к деталям картин, к языку описания

- Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)

- Первый мороз ( изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого все кажется седым)

- Солнце и обильная роса как алмазы

- Королева – сосна.

- Как писатель дает нам понять, что первый мороз был легким, нестрашным? ( Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой)

- Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине? ( Королева – сосна особенно была хороша; молодой собакой прыгала в груди моей радость)

- Почему он использует такое сравнение?

(Возможно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были его друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

- К какому типу речи принадлежит текст? Как вы это определили?

- Как вы это определили? (слайд № 17)

- С чего начать сочинение? (слайд № 18) – оформление записей в «рабочий листок»- (время работы 3 минуты)

- Как закончить работу над сочинением? ( слайд № 19)

(время работы 3 минуты) Используется музыкальное сопровождение (Вивальди «Времена года. Зима»).

 

- Что необходимо, по вашему мнению, для того, чтобы научиться описывать природу?

Вот как на этот вопрос ответил К. Паустовский (слайд № 20)

- Это вам совет перед работой, которую вы будете выполнять дома.

Написать сочинение на тему:

«Зимняя сказка», «Каким я видел снег утром (вечером)», «Морозные узоры на моем окне» и др.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1Учебник «Русская речь Е. И. Никитина – упр. 83

3.Копилочка активных методов обучения - www.moi-universitet.ru

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедиа позволяет увеличить объём тренировочных упражнений, создать условия для индивидуальной и дифференцированной работы. Теоретический материал снабжён рисунками, что способствует развитию образного мышления, музыка и иллюстрации помогают лучше представить то, о чем предстоит писать в сочинении.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующих уроках развития речи учащиеся познакомятся с описанием помещения, затем описанием костюма, где будут опираться на знания о текстах- описаниях, полученные на данном уроке

Другое

Вместо слайдов № 1-10 можно использовать видеозарисовку «Пейзажи России»

Презентация
PPT / 5.78 Мб

Опубликовано

Комментарии (2)

Пластинина Галина Григорьевна, 28.03.17 в 19:12 1 Ответить Пожаловаться
Замечательный урок. Обычно уроки развития речи даются с трудом ребятам. Словарный запас у них мал. Материал замечательный. Обязательно воспользуюсь вашим материалом. Спасибо.
Балакирева Татьяна Анатольевна, 29.03.17 в 06:56 0 Ответить Пожаловаться
Очень приятно, что вам понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.