Урок русского языка в 6 классе на тему «Описание природы. Зима»

5
2
Материал опубликован 28 March 2017

Пояснительная записка к презентации

МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток

____________________________________________________________________________________

Организационная информация

Тема урока

«Описание природы. Зима »

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 82

Республика/край, город/поселение

Приморский край, г. Владивосток

Методическая информация

Тип урока

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения.

Цели урока

Познакомиться с особенностями текстов описания природы: композицией, языковыми средствами, стилем речи.

Подготовиться к написанию сочинения-описания, используя личные наблюдения; в качестве образца произведения признанных мастеров слова, иллюстрации.

Продолжить работу над развитием творческих способностей, воспитывать чувство прекрасного у учащихся.

Задачи урока

Мотивировать учащихся на создание сочинения-описания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о стилях речи, средствах связи предложений в тексте

Познакомить с особенностями описательных текстов

Учить созданию собственных текстов и их частей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Ученики актуализируют знания о стилях речи, типах речи, отработают умение правильно писать слова, используемые при описании природы, расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами; приобретут знания о тексте-описании, сравнивают описание зимы в живописи, музыке и у мастеров художественного слова, совершенствуют навыки редактирования текста, учатся писать вступление и заключение

Необходимое оборудование и материалы

Урок проводится в компьютерном классе, презентация, мультимедиапроектор, карточки, «рабочий лист», музыка Вивальди «Времена года. Зима»,

Подробный конспект урока

1. Организационный момент.

1 Оформление записи в тетрадях: число, «классная работа»

2. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи. Мы будем готовиться к написанию сочинения. О чем оно будет, я прошу ответить вас после просмотра небольшого видеоматериала. (Слайды № 1- 10) – автоматическая смена слайдов)

(Просмотр материала – 1,5 мин.) Заранее подготовленный учащийся читает наизусть стихотворение Н. Наджми «Зима»

- Чему же будет посвящен наш урок? (Ответы учащихся)

Правильно. Записываем тему урока: «Описание природы. Зима» (слайд № 11)

3. Словарная работа.

- Что такое описание? Что лежит в его основе? (Ответы учащихся)

Сверяем правильность своих ответов.

( слайд № 12)

4. Учащиеся получают индивидуальные задания для работы у доски

.

5.Работа с классом:

- Зима – прекрасное время года. Она вдохновляла на создание великолепных произведений очень многих художников и композиторов. А какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»? (слайд № 13)

Ответы учащихся, оформление записи в «рабочий лист»( см. приложение)

Зима – это…

- Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)

- С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега? (Ответы учащихся). Оформление записи в «рабочий лист»

Снег ____________(блестит, переливается, сверкает)( слайд №13)

- Объясните орфограммы в записанных глаголах.

- Чем являются эти глаголы в предложении? ( Однородными членами и синонимами) (слайд №14)

- Составьте схему этого предложения, объясняющую знаки препинания.(слайд № 14)

- Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами и выполните задание № 3 «рабочего листка» (выполнение работы – 3 минуты)

Какую роль играют синонимы в тексте, в предложении? ( Помогают избежать неоправданного повтора слов). Как еще можно избежать этой ошибки? ( Используя описательный оборот, и местоимения в качестве сцепляющих слов)

Редактирование текста (слайд № 15). Задание № 4 «рабочего листка» - время выполнения работы 5 минут)

Озвучивание результатов.

Что еще может стать предметом описания зимней природы? (Ответы учащихся) – слайд №16.

Небо-

Солнце –

Воздух –

Используя слова для справок, подбираем к каждому слову подходящие определения. (Время выполнения работы ( 3 минуты)

_ Чем являются эти прилагательные в тексте? (Эпитетами)

6. Проверяем работу у доски:

1) Лексико-орфографическая работа: нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто- розовый, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звездами, ослепительно- блестящий на солнце, снежный покров, воздушно-легкие снега, воздушная пышность, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый. Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки; звенел, хрустел.

2)Зимний день, морозный воздух, солнечный луч, еловый лес, березовый пень, прозрачный воздух, голубое небо, сиреневый туман.

7. Работа с классом.

8 . Работа по группам:

1 – сильные учащиеся;

2 – слабые

9. Беседа с классом:

10. Домашнее задание (слайд № 21)

- Признаком какого стиля речи являются эпитеты? (Художественного)

Работа с художественным текстом Пришвина «Первый мороз» - упр. 83 (Читает наизусть заранее подготовленный учащийся)

- Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре? (Словесное рисование)

Примерные ответы учеников

Вопросы, активизирующие внимание к деталям картин, к языку описания

- Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)

- Первый мороз ( изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого все кажется седым)

- Солнце и обильная роса как алмазы

- Королева – сосна.

- Как писатель дает нам понять, что первый мороз был легким, нестрашным? ( Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой)

- Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине? ( Королева – сосна особенно была хороша; молодой собакой прыгала в груди моей радость)

- Почему он использует такое сравнение?

(Возможно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были его друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

- К какому типу речи принадлежит текст? Как вы это определили?

- Как вы это определили? (слайд № 17)

- С чего начать сочинение? (слайд № 18) – оформление записей в «рабочий листок»- (время работы 3 минуты)

- Как закончить работу над сочинением? ( слайд № 19)

(время работы 3 минуты) Используется музыкальное сопровождение (Вивальди «Времена года. Зима»).

 

- Что необходимо, по вашему мнению, для того, чтобы научиться описывать природу?

Вот как на этот вопрос ответил К. Паустовский (слайд № 20)

- Это вам совет перед работой, которую вы будете выполнять дома.

Написать сочинение на тему:

«Зимняя сказка», «Каким я видел снег утром (вечером)», «Морозные узоры на моем окне» и др.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1Учебник «Русская речь Е. И. Никитина – упр. 83

3.Копилочка активных методов обучения - www.moi-universitet.ru

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедиа позволяет увеличить объём тренировочных упражнений, создать условия для индивидуальной и дифференцированной работы. Теоретический материал снабжён рисунками, что способствует развитию образного мышления, музыка и иллюстрации помогают лучше представить то, о чем предстоит писать в сочинении.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующих уроках развития речи учащиеся познакомятся с описанием помещения, затем описанием костюма, где будут опираться на знания о текстах- описаниях, полученные на данном уроке

Другое

Вместо слайдов № 1-10 можно использовать видеозарисовку «Пейзажи России»

Презентация
PPT / 5.78 Мб

Предварительный просмотр презентации

О чем же мы будем говорить на уроке?

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ ЗИМА

Описание - это тип речи. Основа описания – перечень таких признаков предмета или явления, которые воспринимаются одновременно. Что такое описание?

Вопросы и задания: Какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»? Продолжите предложение: Зима – это… Без чего зиму трудно представить? С помощью каких глаголов можно представить чарующую красоту снега? Снег… Продолжите предложение:

Вопросы и задания Объясните орфограммы в глаголах Снег бл..стит, перел..вает(?)ся, сверка..т. Чем являются эти глаголы в предложении? Однородными членами и синонимами. Вспомните знаки препинания при однородных членах Составьте схему этого предложения

Редактирование текста Я шла по дорожке. Снег хрустел под ногами. Снег был уже не такой, как днем, совсем не блестел и не сверкал, снег казался теперь голубовато-серым. На могучих ветвях я увидела много снега, и казалось, что если вдруг какая-то неведомая сила встряхнет дерево, то снег упадет и закроет меня с головой.

Что еще может стать предметом описания зимней природы? Солнце Небо Воздух Деревья Слова для справок: в инее, багровое, холодный, изумрудно-зеленое, ленивое, заснеженные, желтое, морозный, утомленное, покрытые хлопьями, колкий.

Композиция описания 1 часть - Общая характеристика предмета описания ли впечатления от него. 2 часть – Признаки предмета описания. 3 часть – Общая оценка предмета описания Примечание. 3 часть в некоторых описаниях может отсутствовать.

С чего начать сочинение? 1 группа 2 группа Составьте и запишите 2 предложения, содержащих общую характеристику предмета описания. 1. Как красив лес зимой! Кажется, что зима-чародейка подарила деревьям теплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами. 2. Перенесемся в сказочный лес. 3. Смотрю я на …и думаю, почему … притягивает взгляд. Может быть, потому что я люблю любоваться великолепием природы.

2 группа: Выберите вариант концовки: Мне было хорошо в этот день, и я чувствовал себя счастливым. 2. Этот день я буду помнить очень долго. 3. Теперь я с нетерпением буду ждать новой прогулки по зимнему лесу! Какие чувства вызывает зимний пейзаж? 1 группа: Составьте и запишите 2 восклицательных предложения, в которых выразите свои чувства и отношение к русской зиме.

К. Паустовский: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».

Домашняя работа Написать сочинение на тему: «Зимняя сказка», «Каким я видел снег утром ( вечером)» «Морозные узоры на окне»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Замечательный урок. Обычно уроки развития речи даются с трудом ребятам. Словарный запас у них мал. Материал замечательный. Обязательно воспользуюсь вашим материалом. Спасибо.

28 March 2017

Очень приятно, что вам понравилось.

29 March 2017