Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе на тему «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И. Попова "Первый снег"»
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе
на тему «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И.Попова "Первый снег".
Класс: 7 |
|
Учитель: Забурдаева Лариса Борисовна |
|
Цель деятельности учителя |
Повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать устойчивый интерес к чтению, развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции; |
Тип урока |
Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): усвоение основ знаний о тексте; способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): адекватное понимание информации устного и письменного текста; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения. Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд |
Основные понятия |
Дневник |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
-Доброе утро, ребята. Откройте, пожалуйста, свои дневники. Как вы думаете, зачем я попросила вас открыть ее? -Что такое, по-вашему «дневник» ? Для чего он нужен? -Тогда о чем говорится в эпиграфе сегодняшнего урока: "По дневнику весьма удобно судить о самом себе"Л.Н.Толстой.» Что это означает? Здесь идет речь о школьном дневнике? А о каком? |
Рассказывают о своем школьном дневнике.
Приводят примеры.
Рассуждают. |
Познавательные:выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
-А кто из вас, ребята, ведет дневник?
-Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках? - Каково его лексическое значение? -Давайте посмотрим, что говорится в Малом толковом словаре под редакцией Лопатина о слове «дневник»?(показываю на проекторе найденные в интернете информацию)
-А в словаре Даля?
-Почему люди ведут дневники? |
-Я вела в начальных классах: дневник для наблюдения за природой. -А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных произведениях, записываю имена героев книг, выражения, которые мне нравятся. -Конечно, помогают, особенно при устных ответах или при подготовке к сочинениям. Учащиеся читают вслух: Дневник – записи, ведущиеся изо дня в день; ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. Дневник – поденные записи. Для самоанализа своих действий и поступков. Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира. От одиночества. В дневники люди заносят свои мысли , впечатления , переживания, события , произошедшие с ними. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений оформлять свои мысли в устной форме |
3.Выявление места и причины затруднения |
Создание проблемной ситуации. -Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о дневниках и причем тут картина И.Попова "Первый снег"?
- Над какой темой мы будем сегодня работать? Каковы цели урока? |
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению (будем писать сочинение по картине в виде дневника) -Научиться писать сочинение в виде дневниковых записей. |
Познавательные: логические: формулирование проблемы, Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; умение выражать свои мысли. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
-Что такое «дневниковые записи» мы знаем. Но что они из себя представляют – нет. Перед вами таблица «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»: Помни! Дневник: 1.Дата, место событий 2.Первые впечатления 3.Повествование от первого лица 4.Монологичность или внутренняя диалогичность 5.Отрывочность мыслей, краткость записей общая оценка людей и событий 6.Пишется для себя 7.Наличие односоставных предложений, восклицательных предложений, 8.Использование эмоционально-окрашенной лексики. Пользуясь этой таблицей, определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей?
- Докажите.
-Молодцы. А теперь обратите внимание на репродукцию картины. Кто может рассказать о том, что происходит на картине без подготовки? Вспомните, что вы ощущали, когда увидели сами первый выпавший снег? И не забывайте, что вы смотрите на все это со стороны! - Молодцы! Легко было составить текст без подготовки? |
1.Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один. 2.17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту. Ответ: 2 Второй пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей. А первый фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, сообщается о тех фактах, свидетелем которых Мария Ивановна быть не могла. Пытаются описывать текст устно.
- Нет. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, решение проблемы, посторенние логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Для этого составим план и запишем в черновике ( о чем мы будем рассказывать?)
- Меняемся ответами и читаем, что у нас получилось. |
План: 1.Городская улица 2.Снег. 3.Чувства людей. 4.Щенок. Работа в группах: 1гр – описывает городскую улицу, 2 гр - снег, 3 гр – чувства девочек, 4 гр – собаку.. По одному из каждой группы читают свои ответы. |
Регулятивные: контроль, оценка. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль и коррекция, оценка действий партнера. |
6. Самостоятельная работа. |
-Вы молодцы! - А теперь положите рядом таблицу и свои ответы. – С чего начинается дневниковая запись? - Пишем дату. Может кто-то помнит, когда в этом или прошлом году выпал первый снег? -От какого лица пишем текст? Вы – действующее лицо! - Предложения обязательно должны быть длинные? - Что вы должны помнить? Для кого вы пишете? - Желаю вам удачи! |
- С даты. Каждый ученик может написать свою дату.
-От первого. - Нет. Могут быть и короткие. - Для себя. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия |
7.Включение в систему знаний и повторение. |
-Обменяйтесь своими работами с рядом сидящим и прочитайте его работу. Чью работу, на ваш взгляд, можно прочитать вслух? Чья работа на данный момент самая интересная? |
Желающие будут обязательно. Этого достаточно, чтобы корректировать предложения детей, показать их ошибки и дать им совет. Ведь дети разные. |
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
8. Рефлексия. |
- Чему-нибудь сегодня научились? - Что показалось наиболее трудным на уроке? Что мы и так знали, а что узнали впервые? - Дом.зад:1) девочки пишут сочинение в виде дневниковых записей , пользуясь картиной И.Попова «Первый снег», где они являются главным героем, который заболел и не смог выйти к своим подругам, и наблюдает из окна своей квартиры. 2) мальчики тоже являются главными героями этой картины, но их не отпустили на улицу родители, потому что они за что-то наказаны. Желаю всем вам удачи в написании интересного сочинения в жанре дневника! |
Выслушиваем ответы детей. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |