Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе на тему «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И. Попова "Первый снег"»

1
0
Материал опубликован 11 July 2017

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

на тему «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И.Попова "Первый снег".

Класс: 7

 

Учитель: Забурдаева Лариса Борисовна

 

Цель деятельности учителя

Повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать устойчивый интерес к чтению, раз­витие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): усвоение основ знаний о тексте; способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): адекватное понимание информации устного и письменного текста; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд

Основные понятия

Дневник

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности.

-Доброе утро, ребята. Откройте, пожалуйста, свои дневники. Как вы думаете, зачем я попросила вас открыть ее?

-Что такое, по-вашему «дневник» ? Для чего он нужен?

-Тогда о чем говорится в эпиграфе сегодняшнего урока: "По дневнику весьма удобно судить о самом себе"Л.Н.Толстой.» Что это означает? Здесь идет речь о школьном дневнике? А о каком?

Рассказывают о своем школьном дневнике.

 

 

Приводят примеры.

 

 

 

 

Рассуждают.

Познавательные:выводы, обобщения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-А кто из вас, ребята, ведет днев­ник?

 

 

 

 

 

-Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках?

- Каково его лексическое значение?

-Давайте посмотрим, что говорится в Малом толковом словаре под редакцией Лопатина о слове «дневник»?(показываю на проекторе найденные в интернете информацию)

 

-А в словаре Даля?

 

-Почему люди ведут дневники?

-Я вела в начальных классах: дневник для наб­людения за  природой.

-А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных произведениях, записываю имена героев книг, выра­жения, которые мне нравятся.

-Конечно, помогают, особенно при устных ответах или при подготовке к сочинениям.

Учащиеся читают вслух:

Дневник –  

записи, ведущиеся изо дня в день;

ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.

Дневник – поденные записи.

Для самоанализа своих действий и поступков.

Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира.

От одиночества.

В дневники люди заносят свои мысли , впечатления , переживания, события , произошедшие с ними.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений оформлять свои мысли в устной форме

3.Выявление места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации.

-Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о дневниках и причем тут картина И.Попова "Первый снег"?

 

- Над какой темой мы будем сегодня работать? Каковы цели урока?

 

 

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению (будем писать сочинение по картине в виде дневника)

-Научиться писать сочинение в виде дневниковых записей.

 

 

Познавательные: логические: формулирование проблемы,

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов; умение выражать свои мысли.

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Что такое «дневниковые записи» мы знаем. Но что они из себя представляют – нет. Перед вами таблица «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»:

Помни! Дневник:

1.Дата, место событий

2.Первые впечатления

3.Повествование от первого лица

4.Монологичность или внутренняя диалогичность

5.Отрывочность мыслей, краткость записей

общая оценка людей и событий

6.Пишется для себя

7.Наличие односоставных предложений,

восклицательных предложений,

8.Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Пользуясь этой таблицей, определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Докажите.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы. А теперь обратите внимание на репродукцию картины. Кто может рассказать о том, что происходит на картине без подготовки? Вспомните, что вы ощущали, когда увидели сами первый выпавший снег? И не забывайте, что вы смотрите на все это со стороны!

- Молодцы! Легко было составить текст без подготовки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один.

2.17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.

Ответ: 2

Второй пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей. А первый фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, сообщается о тех фактах, свидетелем которых Мария Ивановна быть не могла.

Пытаются описывать текст устно.

 

 

 

 

 

 

- Нет.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, решение проблемы, посторенние логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для этого составим план и запишем в черновике ( о чем мы будем рассказывать?)

 

 

 

 

 

 

 

- Меняемся ответами и читаем, что у нас получилось.

План:

1.Городская улица

2.Снег.

3.Чувства людей.

4.Щенок.

Работа в группах:

1гр – описывает городскую улицу, 2 гр - снег, 3 гр – чувства девочек, 4 гр – собаку..

По одному из каждой группы читают свои ответы.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль и коррекция, оценка действий партнера.

6. Самостоятельная работа.

-Вы молодцы!

- А теперь положите рядом таблицу и свои ответы.

– С чего начинается дневниковая запись?

- Пишем дату. Может кто-то помнит, когда в этом или прошлом году выпал первый снег?

-От какого лица пишем текст? Вы – действующее лицо!

- Предложения обязательно должны быть длинные?

- Что вы должны помнить? Для кого вы пишете?

- Желаю вам удачи!

 

 

 

- С даты.

Каждый ученик может написать свою дату.

 

 

-От первого.

- Нет. Могут быть и короткие.

- Для себя.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия

7.Включение в систему знаний и повторение.

-Обменяйтесь своими работами с рядом сидящим и прочитайте его работу. Чью работу, на ваш взгляд, можно прочитать вслух? Чья работа на данный момент самая интересная?

Желающие будут обязательно. Этого достаточно, чтобы корректировать предложения детей, показать их ошибки и дать им совет. Ведь дети разные.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

8. Рефлексия.

- Чему-нибудь сегодня научились?

- Что показалось наиболее трудным на уроке? Что мы и так знали, а что узнали впервые?

- Дом.зад:1) девочки пишут сочинение в виде дневниковых записей , пользуясь картиной И.Попова «Первый снег», где они являются главным героем, который заболел и не смог выйти к своим подругам, и наблюдает из окна своей квартиры.

2) мальчики тоже являются главными героями этой картины, но их не отпустили на улицу родители, потому что они за что-то наказаны.

Желаю всем вам удачи в написании интересного сочинения в жанре дневника!

Выслушиваем ответы детей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации