Статья «Развитие воображения у младших школьников посредствам образовательной программы "Декоративно-прикладное творчество"»

1
3
Материал опубликован 11 April 2021

Тема «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста посредствам дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество»»

По словам психолога Ольги Михайловны Дьяченко: "Воображение — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний".

Воображение по своей природе является высшей психической деятельностью организма человека. Известно, что каждое психическое явление имеет свои, наиболее благоприятные, периоды развития и проявления. Впервые воображение начинает проявляться в раннем детском возрасте, примерно в 3 — 5 лет. В этот период своей жизни дети неосознанно используют накопленный материал, объём которого сформировался к этому времени у каждого из них стихийно, неосознанно, под воздействием окружающей среды, зоны ближайшего развития; слуха, вербального и невербального общения, личных чувственных восприятий, эмоциональных и визуальных впечатлений, интеллектуальных и логических выводов. В данном случае, возрастной аспект, в большинстве случаев, обусловливает несостоятельность осознанной позиции воображения.

Результаты зарубежных и отечественных психологических исследований показывают, что воображение, как адекватно-образное мышление, положительно влияет на психику ребенка, его интеллектуальную деятельность, общее развитие и характер.

В своих трудах Лев Семёнович Выготский пишет: "Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений".

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что значение изучения  воображения у детей младшего школьного возраста актуальны.

Особенностью обучения по программе, «Декоративно-прикладное творчество» является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое). В первом случае детей учат воспроизводить объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического творчества. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику. Дети могут выбрать только цвет игрушки. Но это обучение без творчества. Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. В начале этого этапа дети выбирают игрушку или поделку из предложенных в данной теме, подбирают оформление, объем, добавляют свои мелкие детали. В дальнейшем опыт детей совершенствуется и они знакомятся только с техникой изготовления, а как будет выглядеть их новое произведение, какие виды тканей и прикладных материалов они будут использовать, дети решают сами. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир.

Исследование проводилось в «Доме детского творчества» В исследовании приняли участие 40 учащихся объединения «Декоративно-прикладного творчества», 1, 2, 3 годов обучения, в возрасте 7 - 11 лет, учащиеся 1-4 классов.

Для проведения контрольной диагностики я использовала Методику «Вербальная фантазия» (адаптирована С.А. Гречко).

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность образов воображения;

3) богатство фантазии;

4) глубина и проработанность (детализированность) образов;

5) впечатлительность, эмоциональность образов.

Результаты об уровне развития по результатам исследования приведены в таблицах №1, №2, №3. (вы их видите на слайде) Чтобы более наглядно рассмотреть динамику воображения учащихся, предлагаются следующие диаграммы: (вы их видите на слайде)

Скорость процессов воображения. Этот показатель не является специфическим для воображения, но применение его позволяет наблюдать ход творческой мысли под воздействием воображения. Полученные данные показывают, что активность воображения во 2 и 3 группах выше среднего. Это говорит о наличии у детей устремлений, проектов, идей, которые они готовы воплощать.

Результаты проведенного исследования могут иметь теоретическое и практическое значение для дифференцированной работы учителей и педагогов на занятиях технологии и декоративно-прикладного творчества. Особенности воображения как психического процесса.

Значимость исследования состоит в том, что программа, нацелены на помощь детям младшего школьного возраста в формировании и развитии творческого воображения.

Ребятам нравятся творческие задания, они им интересны, они хотят работать, не боятся проявлять свою индивидуальность и это главное. В работе ребят чувствуется, что они стали более серьёзнее относиться к таким занятиям, за время исследования, их интерес к ним не уменьшился, а скорее наоборот вырос.

Творческое занятие воспринимается детьми не как навязанная необходимость, а как естественное логическое продолжение начатой ранее работы.

Ребятам нравятся творческие задания, они им интересны, они хотят работать, не боятся проявлять свою индивидуальность и это главное.

Ребята высказывают свои предложения, пожелания, вносят в задания свои изменения, а это говорит уже о том, что они перешли на качественно новый уровень творчества. Они начали творить обдуманно, ради дальнейшего результата.

Полученные данные говорят о детской жизненной позиции, комфортности, развивающейся творческой и интеллектуальной активности.

Творчество естественно для ребёнка, он умеет и хочет творить, учителю нужно лишь слегка подтолкнуть его к этому, поддержать его стремление, направить в творческое русло.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.

1. Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст " верного" решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно - творческую задачу.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.











Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.
PPTX / 8.56 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Добавьте слайды, таблицы. Пусто.

11 April 2021

Это доклад, сама работа с диаграммами и фото.

13 April 2021

Добавила презентацию

13 April 2021