12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Коломиец24
0

Статья «Опыт работы по развитию воображения младших школьников с помощью правополушарного рисования»

Опыт работы по развитию воображения младших школьников с помощью правополушарного рисования

Воображение представляет собой важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек способен творить и создавать изобретения, менять окружающий мир и  совершенствовать свои способности, совершать открытия, создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении.

Особенно важным является развитие воображения в младшем школьном возрасте. На значение воображения в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является «неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом». По мысли Л. С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов». Развитие воображение необходимо для последующего обучения в школе.

Проблема развития воображения особенно актуальна сегодня, когда взрослые стремятся скорее развить интеллектуальные способности ребенка.

Нас очень заинтересовала техника правополушарного рисования, преимущество которой заключается в активизации правого полушария мозга, ответственного за создание образов и сновидений.

Понятие «правополушарное» представляет собой понятие, основанное на функционировании полушарий человеческого мозга. Как известно, каждое из полушарий распознает явления окружающей среды по-разному, различна также их роль в творческой работе мозга. Одними свойствами обладает только правое или левое полушарие, другими – оба, но в различной степени, и все эти связи сложнейшим образом взаимодействуют. Американский невролог Р. Сперри высказал идею о том, что полушария мозга человека находятся в автономности и каждое отвечает за определенный вид деятельности. В левое отвечает за умозаключения и логическое мышление, а правом за интуицию и воображение. Данная теория, подтвержденная достаточно интересными наблюдениями, впоследствии удостоилась Нобелевской премии. Человеческий мозг – высшее достижение эволюции, и, несмотря на долгую историю исследовательской деятельности в сфере изучения мозга человека, до полного познания еще далеко. Мозг обладает высокой компенсаторной способностью, иногда утраченные способности одного полушария могут быть отчасти компенсированы другим.

Э.А. Костандов определил, что правое полушарие быстрее левого реагирует на образы. При возбуждении активности правого полушария и гармоничном уравновешивании его с левым значительно ускоряется процесс принятия решений, творческие способности.

Принцип развития мировой цивилизации (формирование систем обучения, этических норм), как отмечают Л.О. Туманова, С.И. Филиппченкова, основан на приоритетном развитии левого полушария. Специализация полушарий отличается не только характером обрабатываемой информации, но и процессом обработки. Левое полушарие анализирует информацию пошагово, логически последовательно. Задачи, решаемые в бизнесе, политике всегда многофакторные и оценка результата зачастую бывает противоречива.

В случае большей активности правого полушария, даже при пробелах в информации, ее части воспринимаются как целый элемент, и сразу же формируются целостная картина. Решение возникает из ниоткуда, как будто само собой, недостающие части мгновенно воссоздаются. Это воспринимается как озарение, интуитивная вспышка. Процесс решения без пошаговой логики не фиксируется в сознании. Человек ощущает необыкновенный эмоциональный подъем, состояние полета и вдохновения. Любая сфера творчества связана с преодолением стереотипного мышления, с открытием новых закономерностей или новаторским подходом.

Базовой позицией для любого вида воображения, вне зависимости от его направленности и конкретного содержания, становится способность воспринимать многозначность контекста. Вся система обучения построена по последовательному причинно-следственному алгоритму левого полушария. Образное правое полушарие часто не развивается. Даже обучение рисованию ведется без учета возможностей правого полушария мозга [17, с.67].

Авторами методики правополушарного графического рисования являются Кимон Николаидис, Бэтти Эдвардс, Джулия Кэмерон и другие.

Когда в работу включается правое полушарие мозга, процесс обучения ускоряется независимо от рода деятельности человека. При обучении рисованию происходит то же самое. Правое полушарие включилось в процесс – процесс ускорился. Д. Кэмерон отмечает, что правое полушарие также отвечает за чувство формы и пространства. В традиционных методах обучения этот фактор не учитывается. Это психологическая работа с креативностью, со стереотипизацией видения и мышления, работа тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики, обретения чувства вдохновения.

Рудольф Арнхейм в своей книге «Визуальное мышление» (1969 г.) предлагал выполнять неподражательные рисунки, т.е. рисунки, в которых испытуемые не пытались изобразить какой-либо объект, а рисовали эмоции, которые вызывают слова «прошлое», «настоящее», «будущее», «молодость» и т.п.

Требование рисовать узнаваемые образы или объекты снимается. Б.Эдвардс предлагает следующие методы и приемы, раскрывающие возможности правого полушария мозга:

- выполнение предварительного рисования (например, человека);

- перевернутое рисование (т.е. срисовывание рисунка, который расположен «вверх ногами»);

- нарисовать свое имя;

- рисуем три линии (быстро, медленно, еще медленнее);

- рисуем эмоции в виде различных линий (быстрые, медленные, плавные, прерывистые и т.п.) и никаких картинок;

- рисуем «портрет» человека, не пытаясь передать его изображение, а посредством линий, перед рисованием необходимо настроиться на этого человека, вспомнив эмоции, которые он вызывает. Данный рисунок следует отложить в своей памяти. Б. Эдвард говорит, что таким образом, мы создаем видимый образ этого человека. Когда впоследствии придется думать о нем, следует извлечь этот образ из памяти.

- рисование проблемы с использованием линий (необходимо проанализировать рисунок и прочесть «послание» правого полушария).

В нашей практике замечено, как легко даются такие рисунки детям. Посредством такого рисования они узнают много нового о себе, своих эмоциях. Правополушарное рисование дает выход интуиции, человек начинает видеть событие или человека с другой стороны.

Итак, во время рисования педагог молча созерцает процесс. По окончании рисования педагог наблюдает за эмоциями ребенка. Если ребенок доволен и торжественно несет вам рисунок необходимо восхититься: «Какая красота». Можно спросить: «Как ты назовешь свою картину? Что ты нарисовал?». Можно подметить удачное сочетание цветов или то место, где особенно красиво. И никакой критики и анализа не должно быть. Если рисунок ребенку не нравится, он может рассердиться, порвать его. В этом случае хорошим приемом является смех. Можно просто рассмешить ребенка или рассказать о себе. Дети быстро переключаются со слез на смех и обратно. И если не акцентировать внимание на неудаче, то на следующий день ребенок снова захочет рисовать.

У педагогов возникает вопрос: «Что рисовать?». У нас был один малыш, который все время рисовал рассвет. И рассвет у него получался потрясающий. Другой малыш рисовал много раз салют. Дети рисуют то, что их особенно восхитит.

Накануне рисования лучше всего понаблюдать за красотой природы, за цветом неба. Можно выйти с детьми на прогулку. И если небо действительно красиво, необычно, можно спросить, а какие бы взяли они краски, чтобы его нарисовать. В нашей практике дети наперебой начинали рассказывать, какого цвета облака: «Облака розовые, а по краям немного желтые, а в середине белые и серые». Надо учить детей замечать и восхищаться красотой.

Эффективность работы по развитию воображения младших школьников с использованием техники правополушарного рисования зависит от соблюдения следующих условий:

- перед началом рисования выполняется комплекс упражнений, направленных на активизацию правого полушария мозга;

- ребенок имеет возможность свободно экспериментировать с красками, бумагой и водой;

- творческий педагог находится в позиции наблюдателя, не отвлекает ребенка от процесса рисования, а по окончании поддерживает и восхищается продуктом творчества ребенка.

Итак, на наших занятиях дети учились творить и смело рисовать, не боясь критики.

Список литературы

Жатсель, А. Воображение / А. Жатсель. – М.: Фаир - пресс, 2006. – 144 с.

Жукова, О. С. Развиваем память, внимание, воображение/О.С. Жукова. – М.: Астрель, 2012. – 525 с.

Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения /Е.В. Заика //Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С.54 – 62.

Эдвардс, Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б. Г. Клюйко.— Мн.: ООО «Попурри», 2000.— 256 с.


 

 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Куликова Ирина Геннадьевна, 02.10.21 в 14:04 2Ответить Пожаловаться
https://infourok.ru/metodika-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov-sredstvami-pravopolusharnogo-risovaniya-5332216.html
Потамошнева Наталья Алексеевна, 02.10.21 в 15:44 0Ответить Пожаловаться
Опыт, но не Ваш
https://infourok.ru/metodika-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov-sredstvami-pravopolusharnogo-risovaniya-5332216.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.