12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трофимова Анна Александровна18

 Развитие речи младших школьников.

М.А. Шолохов писал: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта»

Понятие “коммуникативные умения” (“речевые”, “коммуникативно-речевые”) рассматривается в каждой науке по-разному. В педагогике это определение можно трактовать как индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Для современного общества тема о формировании коммуникативно-речевых умениях младших школьников актуальна тем, что никто не учит детей общаться, думая, что они переймут это от взрослых, которые тоже не могут быть достаточным и правильным примером. Это показывает необходимость поиска эффективных средств формирования коммуникативно-речевых действий. Чтобы найти достойный пример общения и поведения, а также примеры коммуникативных ситуаций можно обратиться к сказке как к интересному и понятному источнику знаний о жизни для детей. Здесь можно отметить, что сказку исследовали многие учёные, например: И. И. Винкельман, И.Г. Гердер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. и применяли методически, но влияние на личность и механизмы этого влияния не достаточно разработаны. Исследуемое явление распространено в повседневной и школьной жизни, что заключается в необходимости поиска условий использования сказки в формировании универсальных коммуникативных действий

Если говорить традиционно, то тексты сказок расширят словарный и лексический запас детей, помогают правильно выстраивать диалоги, помогают научить детей связной, логической речи, следовательно формируются коммуникативно-речевые умения. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать  устную и письменную речь детей эмоциональной, образной, красивой.

В настоящее время зачастую сказка подбирается ребёнку без учёта возрастных особенностей. Ученик не может в полной мере осознать смысл данной сказки, понять её героев, следовательно, развитие коммуникативно-речевых умений на данном этапе приостанавливается.

Важно педагогу правильно преподнести учащимся сказку. Восприятие сказки будет успешным при условиях:

-проведения предварительной беседы;

-рассматривания иллюстраций по сюжету данной сказки;

-объяснение детям лексического значения незнакомых или малознакомых слов;

Важным условием наилучшего восприятия сказки является первичная речь рассказчика.

Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего.

Рекомендации учителю по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения сказок:

1)при работе со сказкой ребёнок должен быть уверен в том, что может высказать своё мнение, то есть то, что он говорит не должно подвергаться какому-либо осуждению

2)чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все,  что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

3)умение учителем задавать вопросы. так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития коммуникативно-речевых умений младших школьников.

4)применение наглядности.

5)Инсценировка сказки. Ребёнок интуитивно выберет для себя подходящую роль. Пусть сценаристом станет сам ребёнок, тогда все проблемные моменты точно будут проиграны.

Также, проводя групповые инсценировки сказок, дети вживаются в образы своих героев, стараются передать не только содержание сказки словами, но и показать это мимикой и интонацией голоса. Это даёт детям развиваться творчески.


 

4)Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал и коммуникативные умения детей младшего школьного возраста.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова.

Сегодняшняя школа должна подготовить человека думающего, у которого имеются не только знания, но и который способен применить их на практике.

Овладение речью, языком- условия, которое необходимо для формирования социально активной личности. Каждому человеку необходимо:

-обладать хорошо поставленным голосом;

-научиться ясно и грамматически правильно говорить;

-излагать свои мысли в собственной интерпретации (устной и письменной);

-уметь выражать свои эмоции разными интонационными средствами;

-соблюдать речевую культуру.

Взрослый (учитель) должен помочь ребенку не только в освоении знаний, а научить его общаться, строить отношения, взаимодействовать с различными типами людей, а для этого учащийся должен доверять ему, именно сказка в данном случае поможет расположить к себе, ведь она знакома ребенку. Именно взрослый познакомил ребенка со сказкой с миром, который открывается на страницах книг, а что-то знакомое помогает чувствовать себя спокойнее в незнакомой обстановке.

Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. 

Таким образом, сказка- одна из составляющей субкультуры детей младшего школьного возраста.

Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс.в котором преследуются цели не только развитие коммуникативно-речевых умений, но и ведёт к единой цели-всестороннему развитию личности ребёнка и обогащение его духовного мира.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.