Методические рекомендации «Развития связной письменной речи младших школьников в процессе работы над свободным диктантом»

0
0
Материал опубликован 10 February 2019

Развития связной письменной речи младших школьников в процессе работы над свободным диктантом

Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать языковые средства в собственной речи.

Стало очевидным, что нельзя успешно развивать связную речь учащихся, не закрепляя ее в устном и письменном пересказе образцовых текстов. Одной из форм развития связной письменной речи являются незаслуженно забытые свободные диктанты. Свободный диктант позволяет непосредственно перейти от записи диктуемого текста к изложению, являясь промежуточной формой между ними.

При написании свободных диктантов задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся «думать с пером в руках», выработать «определенное отношение к самому процессу письма, которое перестает быть только формальным заданием», писать «для души, для себя, чтобы передать свои мысли и переживания»

Изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению – так называемую «свободную диктовку» и назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей» методист В.А. Флеров. Свободный диктант организуется следующим образом: учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное.

В программе по русскому языку для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), рекомендованной Министерством образования РФ в рамках образовательной системы «Школа 2100», отмечено, что «развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка» [1]. При этом развитию связной письменной речи, включающей написание свободных диктантов, изложений, сочинений по картинкам и опорным словам, сочинений-миниатюр и др. уделяется особое внимание. Это объясняется тем, что не только младшие школьники, но и выпускники многих школ не могут самостоятельно построить собственный текст.

Основная причина, по мнению авторов программы, заключается в том, что практика обучения учащихся начальных классов не учитывают специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантически самостоятельные высказывания на определенную тему, с учетом композиционных и языковых особенностей различных коммуникативно-смысловых типов текста: повествования, описания, рассуждения, оценки. Творчеству на уроках русского языка уделяется недостаточно времени в связи с чем и рефлексивно-оценочные умения младших школьников, умения редактировать написанное также, по исследованиям методистов, развиты в недостаточной степени.

Теоретико-практическое исследование по проблеме развития связной письменной речи младших школьников в системе работы над свободными диктантами предполагало проведение педагогического эксперимента, организуемого в 3 этапа.

С помощью диагностических методик В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ в ходе констатирующего среза был выявлен уровень развития связной письменной речи учащихся экспериментального и контрольного классов. Доминирование среднего и низкого уровней устно-речевого развития говорит о важности систематической работы учителя по формированию у детей умения внимательно воспринимать информацию, выделять главные структурные части текста, воспроизводить текст в правильной, логической последовательности без помощи и подсказок со стороны, а также по совершенствованию текстологических, лексических и синтаксических умений учащихся.

В ходе формирующего эксперимента мы разработали систему речевых упражнений на основе свободных диктантов, содержание которых определено данными, полученными при проведении констатирующего эксперимента.

Контрольные экспериментальные данные (3 этап) показали следующее:

уровни развитости текстологических умений в экспериментальном классе возросли по каждому умению на 10-20%, в контрольном - незначительные изменения. На 20% детей больше стало достаточно полно раскрывать идею и тему, соблюдать логическое построение и композицию текста, понимать и применять в литературном творчестве знания о структуре сочинения;

лексические умения проявились на более высоком уровне в экспериментальном классе. Ученики данного класса на 5% чаще использовали в текстах сочинений разнообразные элементы художественной оригинальности. Следует отметить, что дети экспериментального класса, как на первом этапе, так и на последнем, реже употребляли лишние слова.

Результаты формирующего эксперимента говорят о правомерности исследовательской гипотезы. Действительно, свободные диктанты будут способствовать развитию связной письменной речи младших школьников, если учитель начальных классов не только диагностирует уровень развития связной письменной речи учащихся на основе взаимосвязанных компонентов: мотивационного, исполнительского, рефлексивно-оценочного , но и разрабатывает систему заданий, направленных на формирование умений содержательно-композиционного и языкового характера.

Список литературы:

1. Бунеев Р.Н. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы: Метод.рекоменд. для учителя.– М.:Баласс, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».)

2. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - М.: Международная педагогическая академия, 2008. – 156 с.

3. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. — М.Просвящение ,2004.-с. 401

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.