Методические рекомендации «Логосказки в коррекционной работе по развитию связной речи и развитию художественно-эстетического восприятия у детей»

6
1
Материал опубликован 25 May 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №8»

 

ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.

(Из опыта работы учителя-логопеда)


 

 

Н.Н. Демьяненко

учитель-логопед

Высшей квалификационной

категории

МДОУ «ДС №8»

 

                                                                                           t1621957220ab.gif

 

Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нем

чувства прекрасного…"

Р. Тагор


Художественно-эстетическое воспитание  – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым  чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в жизни.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Мы рассматриваем художественно эстетическое воспитание дошкольников как важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития детей заставляет по–иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дошкольном учреждении, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении, на создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Основная цель: обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

 

ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.

 

 

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.

 

Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.

На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.

К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения.

Предлагаю опыт по использованию инновационной технологии - логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам дошкольных учреждений.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.

Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сама идея использования логосказок на занятиях логопеда даёт широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность. Каждая сказка соответствует определённой теме и содержит все структурные компоненты жанра. Текст такой сказки разрабатывается с учётом речевого статуса ребёнка и тематического планирования, что позволяет максимально полно использовать личностно-ориентированный подход.

Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды наглядности. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.

Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания.

Методическое обоснование

Логосказки, в содержание которых включены речевые игр, создают сами по себе игровую атмосферу, с помощью которой как по волшебству совершается развитие всех сторон речи. Известно, что если ребёнок проговаривает то, что он делает - его речь развивается лучше.

На начальном этапе работы нужны небольшие тексты с понятным и интересным для ребёнка содержанием, знакомая лексика и простой синтаксис, с увеличением в дальнейшем их объёма по мере возрастания речевых возможностей ребёнка. Рассказывая детям сказки, стараюсь учить их внимательно слушать обращённую к ним речь. От детей не требуется запоминания самих логосказок (сказку прочитывает взрослый). Отрабатываются названия предметов, действий, признаков, которые запланированы.

Каждое занятие по сказке начинается с организационного момента, подготавливающего ребёнка к дальнейшему восприятию. Его цель - введение в тему занятия, создание положительной мотивации к обучению, включение в работу. Следующий этап – рассказывание сказки, при этом моделирование сюжета повествования с помощью предметного изображения героев. На магнитную доску последовательно выставляются предметные изображения героев сказки. Цель этого этапа - активизация предметного словаря по лексической теме, развитие психических функций, слухового внимания и памяти.

По ходу рассказывания сказки ребёнок вовлекается в совместную деятельность. Например, предлагаются лексико-грамматические игры.

Также, в рамках сказочного сюжета ребёнок отрабатывает целенаправленную воздушную струю, развивает артикуляционную моторику.

Органично вписываются в работу со сказкой и этапы развития произвольной моторики пальцев рук, физкультминутка, пальчиковая игра (импровизация движений в такт стихотворению, координация речи с движением).

Итог занятия содержит вопросы или задания по закреплению содержания сказки. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога. Лексический разбор текста проводится с использованием картинок.

А также оценка работы детей. (Чему сегодня научились? Что больше всего запомнилось?)

Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характером используемых персонажей.

Работа со сказкой проводится один раз в неделю. Структура занятия одновременно может состоять из 5-6 этапов. Планируя работу, логопед учитывает объём, концентрацию внимания ребёнка, состояние активного словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. В зависимости от этого подбираются языковые, лексико-грамматические средства в соответствии с планом развития ребёнка.

В логопедической работе принимают участие не только логопед и дети, но и родители. Дружная работа улучшает взаимоотношения в семье. Родители понимают и реально оценивают свою роль в коррекционном процессе.

Применение авторских сказок на логопедических занятиях, насыщенность инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют мыслительную деятельность.

Цель работы: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.

Задачи :

Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.

Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.

Развитие связной речи.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие и коррекция звуковой стороны речи.

Развитие творческого воображения, художественно-эстетического

восприятия у детей, памяти, мышления, коммуникативных способностей.

Привлечение родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.


Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

систематичность и последовательность,

учет возрастных особенностей,

учет индивидуальных особенностей,

учет структуры дефекта,

поэтапность коррекции речи.

Существуют следующие виды логосказок:

1.Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

2.Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

3.Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

4.Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

5.Сказки, способствующие формированию связной речи.

       6.Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:

Пальчиковый театр. Куклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

Настольный театр. Куклы театра, плоскостные фигуры действуют на столе

 

t1621957220ac.gif

t1621957220ad.gif

Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

 

t1621957220ae.gif

Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

 

 

Пальчиковые сказки

Пальчиковые сказки:

стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;

повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Логопед ежедневно на занятиях использует пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

 

t1621957220ag.gif

 

Сказка о маленьком котёнке

 

t1621957220ah.jpg

Однажды маленький котенок вышел во двор

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх).

На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»).

На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны).

По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть).

Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).

Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).

На полянке гулял козленок

(Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим).

У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап

(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино).

Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).

 

t1621957220ai.gif

Артикуляционные сказки.

Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке.

Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

 

Сказка о котенке (для шипящих звуков)

У девочки Маши жил пушистый котенок

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх).

Каждое утро Маша месила тесто

(Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны)

и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной).

Котенок очень любил блины со сметаной

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»).

А Маша смазывала каждый блинчик вареньем

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз).

В красивые глубокие чашки Маша налила чай

(Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»).

Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх).

 

После завтрака котенок выходил гулять на улицу.

Фонетические сказки

 

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.

У  детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах).

      

   Сказки по обучению грамоте

 

Логосказки:

знакомят детей с гласными и согласными звуками,

формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

развивают слуховое внимание;

развивают фонематический слух;

знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;

формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

 

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки).

В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

 

 

Лексико-грамматические сказки

 

Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках

используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса,

словообразование, словоизменение.

Сказки, способствующие формированию связной речи

Виды работ со сказками:

        1.Ребенок разыгрывает знакомые сказки.

2.Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.

3.Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.

4.Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

5.Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

 

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Сборник занятий с использованием логопедических сказок

 

«Сказка Кролик – огородник»

 

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме "Овощи". Автоматизация и дифференциация звуков [р], [р']-[л]-[л'] в словах, предложениях, связной речи. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной, диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, зрительного внимания, памяти.

Воспитательные задачи. Формирование чувства самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Плоскостное изображение кролика, домика и огорода. Плоскостные изображения инструментов, овощей, банки для консервирования, ящика для хранения овощей, корзинок.

 

Ход занятия

Логопед. Сегодня я расскажу тебе сказку про кролика-огородника. В одном красивом домике, вокруг которого стоял забор, жил-был трудолюбивый кролик-огородник. Рядом с домом у кролика был огород, на котором кролик очень любил выращивать овощи: морковь, огурцы, помидоры, свёклу, картофель. Каждое утро кролик просыпался, заправлял кровать, умывался, завтракал и принимался за работу. Всё, что было нужно для работы в огороде, кролик хранил в деревянном сарае: ведро, лопату, лейку, резиновые сапоги и др.

1. Пересказ фрагмента сказки. [Развитие связной речи, автоматизация звуков].

Логопед просит ребёнка пересказать фрагмент сказки с помощью предметных картинок.

Логопед. Однажды рано утром кролик пошёл в сарай, чтобы взять всё то, что может пригодиться для работы на огороде. В сарае сгорела лампочка, и кролик в темноте взял всё, что ему попалось под руку.

2.Упражнение «Помоги кролику». [Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед крепит на магнитную доску плоскостные изображения предметов (рубанок, лопата, грабли, лейка, молоток, ведро, пила, резиновые сапоги, шланг.)

Логопед. Помоги кролику справиться с этой проблемой и убери лишние предметы, оставь только те, которые нужны для работы на огороде.

Ребёнок выполняет задание.

Логопед. Назови предметы, которые ты оставил.

Кролик собрал всё необходимое для работы на огороде и с большим рвением и упорством принялся за работу: перекопал лопатой весь огород, вырвал заросли вредных сорняков, разровнял граблями землю на грядках, посадил ростки овощей и полил их из лейки водой из колодца.

Логопед. И мы тоже не будем лениться и немножко подвигаемся.

2.Подвижная игра "Как овощи растут. [Развитие общих речевых навыков, общей моторики, координации движений, способности быстро реагировать на сигнал.]

Логопед. Если овощ растёт над землёй поднять руки вверх, а если растёт под землёй - сесть и обхватить руками колени.

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растёт разноцветный народ.

Тут красный, пузатый, сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зелёный лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, жёлтая репка горит

И с чёрною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадётся морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Н.Нищева

Только к Вечеру кролик закончил работу и пошёл отдыхать. Он так устал и перегрелся на солнце, что ночью ему приснился необычный сон.

3.Упражнение «Путаница». [Развитие речевого слуха.]

Логопед. Я сейчас буду рассказывать тебе, что видел во сне кролик, а ты подумаешь, могло ли так быть на самом деле или что-то нужно исправить?

Логопед читает предложения.

Грядки пропалывали кролика.

Растения обрызгивали кролика средством от вредителей.

Растения поливали кролика водой.

Растения посадили кролика на грядку.

Ребёнок выполняет задание.

Каждый день кролик с гордостью наблюдал, как на грядках созревали помидоры и разноцветные перцы, зеленели листья укропа, петрушки, редиса и моркови. Ах, как же было приятно срывать свежие овощи, ощущая их аромат и пробовать их на вкус.

4.Пальчиковая гимнастика с массажным кольцом Су-джок «Кролик делает салат». [Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики пальцев рук.]

Ребёнок надевает массажное кольцо поочерёдно на каждый палец левой руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Массажное кольцо прокатывается по всему пальцу до основания и обратно.

Логопед. Кролик предлагает тебе помочь ему приготовить салат.

Кролик покрошил редиску, массирует большой палец.

Кролик покрошил морковку, массирует указательный палец.

Помидорчик красный, покрошил он ловко! массирует средний палец.

Кудрявую петрушку, массирует безымянный палец.

Зелёный огурец - массирует мизинец.

Вот и салат готов

Наш кролик, молодец!

Всё лето кролик лакомился свежими овощами, которые укрепляли его здоровье. Но лето подошло к концу и нужно собирать урожай. Часть урожая кролик решил продать на ярмарке овощей, а другую часть оставить себе.

5.Упражнение «Распредели овощи».

[Развитие мышления. Автоматизация произношения сонорных звуков [р], [р'] -[л],[л'].]

Логопед выкладывает перед ребёнком плоскостные изображения овощей и закрепляет на магнитной доске плоскостные изображения корзинок (жёлтой и красной).

Логопед. Овощи в названии которых слышатся звуки [р], [р'] кролик решил сложить в красную корзину и оставить себе, а овощи в названии которых слышатся звуки [л],[л'] сложить в жёлтую корзину и продать. Помогите кролику разобрать овощи.

Ребёнок выполняет задание.

Продал кролик овощи на ярмарке и радостный вернулся домой. Стал он думать, как овощи правильно сохранить на зиму. Решил он, что часть овощей можно законсервировать, а остальные сохранить в сыром виде. Давай поможем кролику определиться.

6.Упражнение «Что как храним?». [Закрепление представлений о способах хранения овощей. Дифференциация овощей по способу хранения. Автоматизация произношения сонорных звуков [р] - [р'].]

Логопед закрепляет на магнитной доске картинки с изображением ящика для хранения овощей в сыром виде и банки для консервирования. И плоскостные изображения овощей.

Логопед. Возьми овощ и подумай, какой способ хранения ему подходит.

Ребёнок. Помидоры нужно законсервировать.

Помидоры кладёт рядом с изображением банки.

Ребёнок. Морковь можно хранить в сыром виде.

Морковь кладёт рядом с изображением ящика.

Ребёнок продолжает выполнять задание пока не распределит все овощи в названии которых слышатся звуки [р] или [р']

Огурцы, помидоры, горох, кукурузу кладёт рядом с изображением банки. Картофель, морковь, репку кладёт рядом с изображением ящика.

Логопед. Молодец, ты снова выручил кролика. Без твоей помощи он бы не справился.

 

Сказка «День рождения черепахи Риты»

 

Коррекционно-образовательные задачи. Автоматизация и дифференциация звуков [р],[р']-[л],[л']. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной, диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, зрительного внимания, памяти.

Воспитательные задачи. Формирование чувства самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, плоскостные изображения животных жарких стран. Плоскостные изображения: стола, угощений, подарков. Тактильные дорожки.

Ход занятия

Логопед. Жила-была очень добрая и гостеприимная черепаха Рита. И сегодня она приглашает тебя к ней на день рождения.

Рано утром черепаха Рита проснулась в прекрасном настроении. Ещё вчера она пригласила друзей к себе на день рождения и теперь с нетерпением ждала начала праздника. Ну, вот вопрос, кого же пригласила черепаха?

1.Упражнение «Ответь на вопрос». [Автоматизация звуков [р] или [р']. Развитие диалогической речи.]

Логопед закрепляет на магнитной доске плоскостные изображения животных: жирафа, зебры, носорога, кенгуру, верблюда.

Логопед. Рассмотри картинки и ответь на вопрос, кого пригласила на день рождения черепаха Рита?

Логопед предлагает образец ответа: - «Черепаха Рита пригласила на день рождения верблюда» и т.д.

2.Упражнение «Выбери угощения». [Автоматизация и дифференциация звуков [р], [р'] - [л], [л'].]

Черепаха Рита приготовила угощения для друзей. Она решила поставить на стол только те угощения в названии которых есть звуки [р] или [р'].

Логопед. Скоро все друзья будут у дверей,

Давай поможем Рите поскорей!

Логопед закрепляет на магнитной доске плоскостное изображение стола и выкладывает перед ребёнком картинки на которых изображены угощения: виноград, груша, шоколад, клубника, лимон, пирожное, яблоко, мороженое, пирог, арбуз.

Логопед. Возьми только те картинки, в названии которых слышатся звуки [р] или [р'] и закрепи их над изображением стола.

Ребёнок выбирает картинку в названии которой слышатся звуки [р] или [р'] с подклеенным к ней магнитом (для того, чтобы картинка хорошо держалась на магнитной доске) и прикрепляет над изображением стола.

Логопед. А, вот и друзья стучат в дверь…

Друзья не с пустыми руками пришли,

Подарки они с собой принесли!

3.Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация произношения звуков [р]-[р'] в предложении. Развитие синтаксической стороны речи. Отражённое проговаривание предложений вслед за логопедом.]

Логопед. Сейчас я буду рассказывать, какие подарки подарили черепахе Рите друзья, а ты будешь повторять за мной, правильно произнося все звуки.

Логопед берёт плоскостное изображение жирафа и говорит: - «Дорогая Рита, поздравляю тебя с днём рождения и дарю тебе розу, которая наполнит твой дом прекрасным ароматом!»

Ребёнок повторяет предложение.

Логопед берёт плоскостное изображение зебры и говорит: - «Дорогая Рита, поздравляю тебя с днём рождения и дарю тебе разноцветные карандаши, чтобы ты могла рисовать картины!»

Ребёнок повторяет предложение.

Логопед берёт плоскостное изображение верблюда и говорит: - «Дорогая Рита, поздравляю тебя с днём рождения и дарю тебе кружку, украшенную красивым узором!»

Ребёнок повторяет предложение.

Логопед берёт плоскостное изображение носорога и говорит: - «Дорогая Рита, поздравляю тебя с днём рождения и дарю тебе фотоаппарат, чтобы ты могла фотографировать всё вокруг!»

Ребёнок повторяет предложение.

Логопед берёт плоскостное изображение кенгуру и говорит: - «Дорогая Рита, поздравляю тебя с днём рождения и дарю тебе розовый шарик, чтобы он приносил тебе радость!»

Ребёнок повторяет предложение.

Логопед. Черепаха Рита была очень рада подаркам, только она забыла кто и что ей подарил. Давай поможем Рите вспомнить.

4.Упражнение «Подарки для черепахи». [Развитие связной речи, тактильных ощущений. Автоматизация правильного произношения звуков [р]-[р'].]

Логопед раскладывает перед ребёнком тактильные дорожки в начале которых лежат плоскостные изображения животных, а в конце картинки с изображением подарков.

Логопед. Пройди пальчиками по тактильной дорожке от животного к подарку и напомни черепахе кто и что ей подарил.

Ребёнок. Жираф подарил розу.

Ребёнок. Зебра подарила карандаши.

Ребёнок. Верблюд подарил кружку.

Ребёнок. Носорог подарил фотоаппарат.

Ребёнок. Кенгуру подарил шарик.

Черепаха поблагодарила друзей за подарки и пригласила за праздничный стол. Друзья пожелали Рите здоровья, добра, хороших друзей, подарков, прекрасного настроения, радости, красоты.

5.Игра «Цепочка слов». [Развитие речевого слуха, памяти.]

Логопед. Давай поиграем в игру "Цепочка слов". Игра поможет проверить, хорошо ли ты запомнил, что пожелали друзья черепахе Рите. Я скажу первое пожелание. Ты повторишь его и добавишь ещё одно. Затем я добавлю третье и так далее.

Логопед. Радости.

Ребёнок. Радости, подарков.

Логопед. Радости, подарков, добра.

Ребёнок. Радости, подарков, добра, здоровья.

Логопед. Радости, подарков, добра, здоровья, красоты.

Ребёнок. Радости, подарков, добра, здоровья, красоты, хороших друзей .

Черепаха поблагодарила друзей за поздравления:

Открою вам секрет:

Прекрасней вас, друзья,

В целом мире нет!

Весь день друзья праздновали день рождения: играли в интересные игры, рассказывали истории, пробовали разные угощения, кружились в танце, смотрели праздничный салют. Но вот наступил вечер и друзья стали расходиться по домам.

6.Игра «Кого не стало?». [Развитие зрительного внимания, мышления, памяти. Совершенствование грамматического строя речи .]

Логопед закрепляет на магнитной доске плоскостные изображения животных и предлагает ребёнку внимательно на них посмотреть и запомнить.

Логопед. Закрой глаза, а я уберу одного из друзей черепахи. А, теперь открой глаза и ответь, кто ушёл со дня рождения первым.

Ребёнок. Первым со дня рождения ушёл жираф.

Ребёнок. Вторым со дня рождения ушёл верблюд.

Черепаха проводила всех друзей и в прекрасном настроении отправилась отдыхать.

 

«Сказка про мышку Машу и мишку Мишу»

 

Коррекционно-образовательные задачи. Формирование правильного уклада звуков [ш] и [с].

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, речевого выдоха, артикуляционной, тонкой, общей моторики, координации движений, тактильных ощущений, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование чувства самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, плоскостные изображения мышки и мишки, транспорта, сосновые шишки.

 

Ход занятия

Логопед. Сегодня я предлагаю тебе отправиться в путешествие, где мы сможем узнать много интересного.

Жили-были мышка Маша и мишка Миша и решили они отправиться в путешествие по лесу. Но оказалось, что они не знают, на чём лучше добраться до леса. Помоги им выбрать транспорт.

1.Упражнение «Выбери транспорт». [Активизация и актуализация словаря по теме "Транспорт". Обогащение экспрессивной речи. Развитие фонематического слуха и восприятия.]

Логопед раскладывает перед ребёнком плоскостные изображения транспорта: поезда, самолёта, корабля, машины, автобуса.

Логопед. Назови транспорт, который ты видишь на картинках и выбери тот, в названии которого слышится звук [ш].

Ребёнок выполняет задание.

Логопед. Спасибо, что помог выбрать транспорт, на котором мишка и мышка смогут добраться до леса.

Друзья быстро сложили вещи в машину и поехали. В дороге случилась беда: у машины спустилась шина. Её надо подкачать.

2.Упражнение «Насос». [Уточнение правильного произношения звука [с].]

Взял мишка насос и стал накачивать шину вот так: с-с-с. Трудно одному накачивать. Помоги ему.

Ребёнок произносит звук [с], подражая действию насоса.

Приятели добрались до леса. К лесу шла дорожка. Давай вместе с мишкой и мышкой пройдём по ней.

3.Упражнение «Тактильная дорожка». [Развитие тактильных ощущений.]

Ребёнок "идёт" пальчиками по тактильной дорожке проговаривая стихотворение.

По лесной дорожке,

Зашагали ножки.

По камешкам прыг - скок,

Через ручеёк, прыг - скок.

Вот и пришли в лесок.

На дорожке приятели увидели ландыш.

4.Упражнение «Ах, как пахнет». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед показывает картинку с изображением ландыша.

Логопед. Ты знаешь, как приятно пахнет ландыш? У него очень нежный, свежий, тонкий аромат. Встань около стульчика и опусти руки. Представь, что ты вдыхаешь аромат ландыша. По моей команде сделай короткий вдох, а потом длительный выдох и на выдохе скажи: "Ах, как приятно пахнет!"

Ребёнок выполняет задание.

Пошли они дальше и вдруг мышонок зацепился за сук и порвал штанишки. К счастью Мишка взял с собой в дорогу катушку ниток и острую иголку.

Пока Миша зашивает штанишки, мы с тобой поиграем.

5.Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.]

Логопед приглашает ребёнка к зеркалу, напоминает ему, что нужно сесть правильно, выпрямив спину, положив спокойные руки на колени, а сам садится за спиной ребёнка так, чтобы он хорошо видел его лицо.

Упражнение «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, острый как жало. Удерживать язык в таком положении 5 сек.

Логопед. Зашил мишка штанишки и пошли они гулять по лесу. По дороге приятели встретили разных животных.

Логопед. Белка угостила их орешками.

Упражнение «Орешек». При закрытом рте упираем напряжённый кончик языка то в левую, то в правую щёку. Выполняем 5-7 раз. Затем даём ребёнку время для отдыха.

Логопед. Ёж угостил грибочками.

Упражнение «Грибочек». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Язык - это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, а губы - в улыбке. Удерживать в таком положении 5 сек.

Заяц чашкой чая с вкусным вареньем.

Логопед. Упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть кверху в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). Выполняем 5-7 раз. Затем даём ребёнку время для отдыха.

Логопед. Попрощались мишка и мышка с новыми друзьями и пошли дальше гулять по лесу.

Давай и мы присоединимся к ним.

6.Физкультминутка «Здравствуй лес». [Развитие общей моторики, координации движений.]

Здравствуй, лес, прекрасный лес Широко разводит руки в стороны.

Ты полон сказок и чудес! Поворачивается вправо-влево с вытянутыми руками.

Ты о чём шумишь листвою Поднимает руки вверх.

Ночью тёмной, грозовою. Выполняет покачивания вправо-влево.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? Всматривается вдаль, держа ладонь над бровями.

Всё открой не утаи Широко разводит руки в стороны.

Ты же видишь - мы свои! Прижимает ладони к груди.

Оказались они в сосновом бору. Высокие сосны стояли стеной, заслоняя собой солнце.

Логопед. Ты узнаешь, что растёт на соснах, если поможешь закончить загадку, подскажешь недостающее слово.

Логопед загадывает загадку.

На сосну

Забрался мишка.

Там росла большая ... (шишка)

В. Степанов

Логопед предлагает поиграть с шишкой.

7.Упражнение «Шишка». [Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.]

Шишку в ладошке я крепко держу,

Шишку в ладошке кручу и кружу.

Я крепко, сжимаю шишку в ладошке,

Она убегает как мышка от кошки.

Долго гуляли в сосновом бору мишка Миша и мышка Маша и очень устали, а тут уже и солнышко стало садиться. Подошло время готовиться ко сну.

А, что было дальше ты узнаешь в следующей сказке про мишку Мишу и мышку Машу.

 

 

«Сказка Белые медведи»

 

Коррекционно-образовательные задачи. Автоматизация и дифференциация звуков [р], [р']-[л],[л'].

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, физиологического и речевого дыхания, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование чувства самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Макет северного полюса. Плоскостные изображения белых медведей, пуделя, снеговика, корабля. Игра «Рыбалка», ёмкость с водой, бумажный кораблик. Картинки с изображением продуктов питания.

Ход занятия

Логопед. Сегодня мы отправимся в Арктику, которая находится около Северного полюса.

Там где кружатся метели и кругом сплошные льды,

Жили белые медведи небывалой красоты.

У медведя и медведицы было четверо медвежат. Старшие близнецы Лео и Люк, средняя Люси и младший Лот. Как-то вечером папа медведь сказал медвежатам, что утром они пойдут с ним ловить рыбу. Был солнечный морозный день. Папа нырнул в воду головой вперёд и поплыл. Медвежата остались ждать на льдине. Лео и Люк весело смеялись, любопытный малыш Лот пытался достать рыбу из воды лапой, а Люси присматривала за младшим братом.

1.Упражнение «Как зовут медвежат?». [Развитие зрительного и слухового восприятия.]

Логопед. Вспомни содержание сказки, внимательно посмотри на картинки и попробуй угадать, как зовут медвежат?

Ребёнок выполняет задание.

Давай и мы с тобой тоже отправимся на рыбалку.

2.Игра «Рыбалка». [Автоматизация правильного произношения звуков [р] -[р'].]

Логопед приглашает ребёнка к столу, где лежит игра "Рыбалка".

Логопед. Сядь, возьми в руки удочку и начинай ловить рыбу. Поймать нужно только тех рыбок к которым прикреплена картинка в названии которой слышатся звуки [р] или [р']. Вылавливай рыбку и называй предметы, изображённые на картинке.

Ребёнок выполняет задание.

Вот из воды показался папа-медведь. Сначала он выбросил на льдину рыбу, а потом вылез из воды сам. Шершавая кожа и шерсть на подошвах лап помогла ему не соскользнуть. Он отряхнулся и посмотрел все ли в порядке.

Вдруг в дали они увидели большой корабль.

3.Упражнение на дыхание «Кораблик». [Развитие направленного продолжительного выдоха.]

Логопед приглашает ребёнка к столу, на котором стоит ёмкость с водой и предлагает ребёнку выполнить упражнение на развитие продолжительного выдоха. Ёмкость с водой долна стоять так, чтобы кораблик находился на уровне рта ребёнка. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Логопед. Давай представим, что мы тоже оказались на берегу Северного Ледовитого океана, чтобы отправить в дальнее плавание корабль.

Логопед даёт ребёнку бумажный кораблик.

Логопед. Опусти свой кораблик в воду и подуй на него, чтобы он поплыл. Дуть будешь под мою команду. Сделай вдох через нос. Подуй на кораблик, вытянув губы трубочкой. Не раздувай щёки. Молодец! Твой кораблик отправился в плавание.

Логопед.Когда корабль причалил, на лёд сошли люди. Это были зоологи. Целью учёных был сбор информации о белых медведях. Исследователи непрерывно наблюдали за медведями.

Зоологи привезли белым медведям различные лакомства: замороженное мясо, эскимо, рыбу, ананас, морковь, бананы, яблоки, груши, хлеб, сосиски.

4.Игра «Накорми белых медведей». [Автоматизация правильного произношения звуков [р] - [р'], [л] - [л'].

Логопед раскладывает перед ребёнком предметные картинки с изображением различных продуктов питания: замороженное мясо, эскимо, рыбу, ананас, морковь, бананы, яблоки, груши, хлеб, сосиски.

Логопед. Некоторые из этих лакомств белым медведям нельзя употреблять в пищу. Это лакомства в названии которых не слышатся звуки [р] или [р'], [л] или [л'].

Ребёнок убирает картинки с изображением лакомств в названии которых нет звуков [р] или [р'], [л] или [л'].

Логопед. А, теперь назови оставшиеся картинки с изображением лакомств, которые можно есть медведям.

С зоологами приплыл белый пудель Арчи. Все осматривали его, стараясь понюхать. Он сразу подружился с медвежатами и играл с ними с утра до вечера. Друзья играли в догонялки, в прятки, катались на льдинах. Однажды когда Люси и Арчи гуляли вдвоём, началась метель, и подул сильный северный ветер.

5.Упражнение «Подуем на снежинки». [Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.]

Логопед даёт ребёнку маленькие бумажные снежинки.

Логопед. Давай устроим метель, а для этого подуем на снежинки. Положи снежинки на ладошку, подними ладошку ко рту, отодвинь её и подуй на снежинку, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёк. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Белые снежинки

Медленно летят.

Белые снежинки

Отдохнуть хотят.

Пальчики снежинкам

Можно подставлять.

Мягкие, пушистые

Их легко сдувать.

Логопед. Арчи и Люси стало очень страшно и холодно. Они с трудом передвигались под напором ветра. Вдруг Арчи упал на снег, он больше не мог идти. Люси не бросила друга в беде и продолжала двигаться вперёд. К счастью она увидела ледяную пещеру и поспешила туда. Ей удалось спасти Арчи и спрятаться от сильного ветра. В пещере было очень холодно и Люси укрыла собой продрогшего от холода Арчи. Они провели всю ночь в укрытии и только к утру смогли выбраться на волю. Арчи был очень благодарен своей подруге за спасение.

6.Упражнение «Назови действия». [Расширение глагольного словаря. Автоматизация правильного произношения звуков [р] - [р'], [л] - [л']. ]

Логопед предлагает ребёнку вспомнить и назвать слова действия. Ребёнок. Подружились, играли, катались, гуляли, поднялась, подул, передвигались, упала, не бросила, продолжала, увидела, поспешила, спрятаться, укрыла, провели, смогли выбраться.

Люси и Арчи вернулись домой целые и невредимые и все очень радовались их возвращению.

За ночь выпало большое количество снега и все решили слепить снеговика.

7.Физкультминутка «Снеговик». [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

Раз - рука, два - рука- Вытягивает одну руку, затем – другую.

Лепим мы снеговика! Имитирует лепку снежков.

Три- четыре, три - четыре,

Нарисуем рот пошире! Разводит руки в стороны

Пять - найдём морковь для носа, Показывает пальцем нос.

Угольки найдём для глаз. Показывает пальцами глаза.

Шесть - наденем шляпу косо. Над головой ставит ладони, как крышу.

Пусть смеётся он у нас. Улыбается.

Логопед. Так закончилась сказка про белых медведей.

 

Сказка «Приключения морских обитателей»

 

Коррекционно-образовательные задачи. Автоматизация правильного произношения звуков [р]-[р'].

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование чувства самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Пособие «Морские обитатели». Плоскостные изображения морских обитателей. Контейнер с песком. Мелкие предметы в названии которых есть звуки [р]-[р'].

 

Ход занятия

Сегодня я расскажу тебе сказку о морских жителях. На дне морском, среди водорослей и коралловых рифов жил-был маленький морской конёк Роки. Он очень любил путешествовать по морскому дну. Где нередко находил интересные предметы, попавшие на морское дно с поверхности. Но больше всего на свете Роки мечтал побывать на затонувшем корабле. Но одному страшно отправляться на корабль. Для храбрости он решил позвать с собой краба Роба, который тоже любил приключения. Он как раз грелся на камне и сразу согласился составить компанию другу. Они отправились прямо к кораблю и по пути встретили большую стаю рыб.

1.Игра «Сосчитай-ка!». [Автоматизация произношения звуков [р]-[р’]. Развитие элементарных математических представлений, совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).]

Логопед. Сосчитай, сколько рыбок плавает в море.

Ребёнок. Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок и т.д.

Логопед. Молодец, так много рыбок сосчитал!

Логопед. Рыбки были очень озорные и не хотели отплыть в сторону, пока друзья с ними не поиграют.

3.Упражнение «Прогони рыбок». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Давай поможем друзьям. Подуй на рыбок, чтобы они быстрее уплыли.

4.Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.]

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка - озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,

Снова показать, как плывёт рыбка.

Крошку хлебную взяла,

Сделать хватательное движение двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывёт рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

Логопед. Друзья встретили морскую черепаху Дори, которая проживала в зарослях морской капусты. Вместе они продолжили путешествие. Вскоре они добрались до корабля, но никто не решался подплыть ближе. Друзьям всё же удалось преодолеть свой страх, и они оказались внутри корабля. Сколько интересных предметов собрали приятели на корабле. Вернулись домой уже вечером. Все найденные предметы зарыли в песке на дне морском.

5.Упражнение «Узнай на ощупь». [Развитие тактильных ощущений. Автоматизация правильного произношения звуков [р]-[р’].]

Логопед приглашает ребёнка к столу на котором стоит ёмкость с песком накрытая тканью. Под тканью в контейнере с песком лежат предметы в названии которых слышатся звуки [р]-[р’] ].

Логопед. Ты хочешь узнать, какие предметы нашли морские обитатели на корабле?

Ребёнок. Да.

Логопед. Тогда опусти руку в контейнер с песком. Я закрою контейнер тканью. Узнай на ощупь предмет и назови его. Достань его из песка и проверь, правильно ли ты назвал предмет.

В песке спрятаны: расчёска, якорь, ручка, матрёшка, тарелочка.

Логопед. Сегодня ты познакомился с несколькими морскими обитателями и послушал интересную сказку. Посмотри, какие ещё морские обитатели живут в море, и постарайся вспомнить их названия.

Ребёнок называет морских обитателей.

6.Игра «Поймай морского обитателя». [Автоматизация правильного произношения сонорных звуков [р]-[р’].]

Логопед. Возьми в руки удочку и поймай только тех морских обитателей в названии которых слышатся звуки [р], [р’]. Твоя задача назвать пойманного морского обитателя и составить про него предложение.

Например. У осьминога три сердца.

7.Игра «Цепочки слов». [Развитие речевого слуха, памяти.]

Логопед. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у тебя память. Давай поиграем в игру "Цепочка слов". Я скажу первое название морского обитателя. Ты повторишь его и добавишь ещё одно. Я повторю два названия и добавлю третье и так далее.

Логопед. Морской конёк.

Ребёнок. Морской конёк, акула.

Логопед. Морской конёк, акула, медуза.

Ребёнок. Морской конёк, акула, медуза, краб.

Логопед. Морской конёк, акула, медуза, краб, кит.

Ребёнок. Морской конёк, акула, медуза, краб, кит, морская черепаха.

Логопед. Сегодня ты познакомился с морскими обитателями и я надеюсь, что тебе понравилась сказка про них.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.

Аникин В.П.Вступительная статья из сборника А.Н.Афанасьева  «Русские народные сказки». «Просвещение»  -1982.

Бабенский Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.1982.

Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду . – М., 2011.

Брун Б.И.Использование сказок в психотерапии. - М.2000.

Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.

Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.

Коношенко О.Л.Домашний психолог.Сказкотерапия.-М.2002.-72с.

Конвенция о правах ребенка.

Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.  

Кирилова А.Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к детям. Дефектология. 1992 с.37.

Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.

Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.

Макарова В.Г. О речевом развитии дошкольников. Ж. «Логопед в детском саду»  1-2006г. с.49.

МакунинаЕ. Придумываем истории и сказки .Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.

Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

Новиковская О.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.

Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.

Ромусик М.Н.Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж.Логопед в детском саду.1-2010.с.39

Сакович Н.А.Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

Стишенок И.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.

Танникова Е.Б.Формирование речевого творчества дошкольников-М.2008.

Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.

Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

www.cka3ka-pro.ru


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за содержательный и полезный ресурс!

25 May 2021