12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
АндрееваТатьяна Петровна22

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Работу по развитию связной речи младших школьников необходимо начинать с первых дней обучения в школе. Уже с первого класса нужно начинать знакомить детей с требованиями, которые предъявляются к их речи. В процессе усвоения и выполнения различных упражнений дети начинают осознавать, что значит говорить на тему, выделять основную мысль текста, говорить связно.

Так, уже с 1 класса я даю детям разнообразные задания на развитие речи:

- подобрать слова на определенную тему «Зима», « Осень», « Лес» и т.д.;

- найти в тексте слова, которые раскрывают его главную мысль;

- составить предложения по картинке, по серии картинок;

- озаглавить текст;

Одновременно начинается работа по формированию коммуникативных умений, таких как:

- умение раскрывать тему высказывания, основную мысль высказывания;

- умение точно, правильно и ясно выражать свои мысли;

Во втором классе задачей обучения связной речи является дальнейшее формирование умения понимать и самостоятельно строить связные высказывания, учить разным типам высказывания.

Именно во втором классе начинаю обучение письменному написанию изложения под руководством учителя небольшого текста по вопросам или по готовому плану. Изложение носит обучающий характер. В это же время провожу работу по ознакомлению с основными признаками текста.

На уроках русского языка и чтения учу детей озаглавливать текст, используя упражнения учебника. Дети учатся озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью текста.

Большое внимание уделяю работе по определению и выделению частей текста: начало, основная часть, концовка. Провожу работу по формированию

умения сравнивать тему и основную мысль текста. Даю такое задание:

предлагаю три заголовка: « Осень в лесу», « Птицы осенью», « Осенние работы». Что общего?

-Тема.

Может ли в этих текстах быть общая часть?

-Да, это начало.

Какой будет основная часть?

-Первый текст о лесе, о деревьях, о животных:

- второй; о жизни птиц осенью;

- третий текст; о занятиях людей осенью.

Чем будет отличаться концовка?

- Первый текст; красив лес осенью!

- второй ; до встречи весной!

-третий текст; богатый урожай собрали осенью.

Такая сравнительная работа с постепенным её углублением от класса к классу помогает детям в дальнейшем ориентироваться в понятиях «тема», «основная мысль». В результате, дети пишут работы, в которых выражают свои чувства, своё отношение к излагаемому. Вот несколько отрывков из сочинений моих учеников.

«Сегодня я проснулся рано и выглянул в окно. Как ярко светит солнышко! Тихо качаются ветки белоствольной берёзки. Щебечут воробушки под окном. О чём они разговаривают? Наверное, чувствуют приближение весны.»

«Чтобы увидеть красоту нашей природы, не надо далеко ехать. Стоит лишь немного пройтись по берегу нашей речки. Вот небольшая берёзовая роща. Летом мы всей семьёй любим здесь отдыхать. Особенно прекрасна она ранней весной. Распускают свои шёлковые косы белоствольные берёзки.

Цветёт сирень. Кругом яркие цветы. Чистый и свежий воздух. Над головой синее бездонное небо. Идёшь и любуешься природой. Так хорошо кругом!

И ты отдыхаешь душой, забывая про печали.»

«Солнышко ласково щекочет кончик моего носа. Оно хочет поскорее меня поднять и позвать на улицу. Мне же лень открывать глаза, потому что сегодня выходной и можно чуточку больше поваляться в постели. Но лучики очень настойчивы, хотя и более ласковы, чем всегда, потому что весна вступает в свои права.»

«Папа говорит, что я невнимательно читаю книги. Начинаю перечитывать прочитанное… Через полчаса (ура!) я нашел ответы, причем в тех же статьях и на тех же страницах, где открыл для себя чудеса света. Папа был прав! Читать нужно внимательнее.»

«Вскоре мама позвала нас за стол. Ужин был очень вкусным. Мы кушали не торопясь. Папа и мама говорили о прошедшем дне. Он был интересным и удачным для всех. Мы много узнали, многому научились, во многом помогли друг другу. А на выручку нам приходила книга. Вот и получается, что книга – наш верный спутник» .

Т.П. Андреева

учитель МБОУ « Никифоровская СОШ№1»

Тамбовская область




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.