Программа по коррекции устной и письменной речи младших школьников
ОБСУЖДЕНО И СОГЛАСОВАНО С ШМО РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО _(Ф.И.О.) « »_ 201 _г. ПРИНЯТО НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Протокол № ___ от «_ _»___________201 г. УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МОУ «СОШ № 2» _____________ ПРИКАЗ ПО ШКОЛЕ №____ ОТ “___” _ _ 201 г.
|
ПРОГРАММА
по коррекции письменной и устной речи
у детей начального школьного возраста (1-4 классы)
на 2017-2018 учебный год
Составила: логопед Ульянова Ю.Е.
Кондопога 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.
В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.
Цель программы
Основная цель программы – коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
- Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
- Развитие избирательности слухоречевой памяти;
- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
- Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.
2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.
4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
5) Принцип деятельностного подхода.
6) Принцип дифференцированного подхода.
7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
• специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);
• дидактические:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носить игровой характер.
Целевая аудитория
Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.
Общая характеристика программы
Программа реализуется при групповой форме работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один или два раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.
Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).
Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.
Коррекционный блок.
Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.
I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.
Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,
Работа не лексическом уровне включает следующие направления:
Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов , относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования). Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.
Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
III раздел. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.
В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам).
Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.
Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами , обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.
Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.
Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
При работе над предложением необходимо :
Учить выделять предложения из сплошного текста;
Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
Формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
Структура программы
Программа по коррекции письменной речи в начальной школе включает в себя:
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи:
- 1 класс «Предупреждение нарушений чтения и письма»;
- 2 класс «Коррекция нарушений чтения и письма»;
- 3-4 классы «Коррекция смешанной дисграфии»
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии.
3. Оценка результатов по окончании коррекционного курса.
Предполагаемый результат
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости- глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Условия использования программы, оснащение
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями.
Логопедическое зеркало.
Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)
Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ
по коррекции письменной и устной речи
у детей начального школьного возраста (1-4 классы)
на 2017-2018 учебный год
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся
1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»
( с учетом программы « ПНШ»)
№ |
Темы |
Кол-во занятий |
Дата |
Диагностический блок |
|||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика |
с1-15.09 декабрь с 20-25.05 |
||
Подготовительный блок |
|||
1 |
Речевые и неречевые звуки. Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата. Звукообразование. |
1 |
|
Коррекционный блок |
|||
2 |
От звука к слову. Понятие «слово». |
1 |
|
3 |
Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?» |
1 |
|
4 |
Слово-действие. Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы. |
1 |
|
5 |
Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения. |
2 |
|
6 |
Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения. |
1 |
|
7 |
Слово-признак. Описание предмета по плану . Образование относительных прилагательных. Антонимы. |
1 |
|
8 |
Распространение предложения с помощью прилагательных. |
1 |
|
9 |
Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме. |
2 |
|
10 |
Звук [а]. Буквы А, а. Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
|
11 |
Звук [о]. Предложение с предлогом О. Дифференциация звуков [о]- [а]. Буквы Оо, Аа. |
1 |
|
12 |
Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове . Буквы У, у. . Предложение с предлогом У. Словообразование: детеныши животных. |
1 |
|
13 |
Звуки [у], [а]. Буквы Уу, Аа. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы. |
1 |
|
14 |
Звук [ы]. Буква ы. Чтение слоговых таблиц. |
1 |
|
15 |
Звук [и]. Буквы И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. – мн.ч. Чтение слоговых таблиц. |
1 |
|
16 |
Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение. |
2 |
|
17 |
Дифференциация звуков [л-л'] в словах и предложениях. Буквы Лл. |
1 |
|
18 |
Дифференциация звуков [р-р'] в словах и предложениях. Буквы Рр. |
1 |
|
19 |
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Диктант. |
1 |
|
20 |
Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й. |
1 |
|
21 |
Дифференциация звуков [л'-й] в словах и предложениях. Буквы Лл,Йй. Диктант. |
1 |
|
22 |
Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение. |
2 |
|
23 |
Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ. |
1 |
|
24 |
Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение. |
1 |
|
25 |
Дифференциация ъ и ь словах и предложениях. |
1 |
|
26 |
Понятие «согласный звук». Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. |
1 |
|
27 |
Звуки [з-з']. Буквы З,з. Предлог ЗА. |
1 |
|
28 |
Звук [с]. Понятие «согласный звук». Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении . |
1 |
|
29 |
Дифференциация звуков [с-с']. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения с ,со. |
1 |
|
30 |
Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный». |
1 |
|
31 |
Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. |
1 |
|
32 |
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. Чтение |
1 |
|
33 |
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. Чтение. |
1 |
|
34 |
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. Чтение |
1 |
|
35 |
Звук [ж]. Буквы Жж. Чтение. |
1 |
|
36 |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. |
1 |
|
37 |
Звук [ш] в словах и предложениях. Буквы Ш ш. |
1 |
|
38 |
Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. |
1 |
|
39 |
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. Буквы Сс, Ша. Чтение. |
1 |
|
40 |
Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. |
* |
|
41 |
Звук [ч]. Буквы Чч |
1 |
|
42 |
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях |
1 |
|
43 |
Звук [ц]. Буквы Цц. |
1 |
|
44 |
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. Диктант. |
1 |
|
45 |
Ударение. Чтение. |
1 |
|
46 |
Перенос слова. |
1 |
|
47 |
Слова-родственники. Однокоренные родственные слова. |
1 |
|
48 |
Предложение. Знаки препинания. |
2 |
|
49 |
Предлоги в предложениях. |
3 |
|
50 |
Парные звонкие и глухие согласные на конце слов. |
2 |
|
51 |
Работа с деформированным текстом. |
3 |
|
52 |
Развитие связной речи |
||
53 |
Работа над рассказом цепной структуры. |
1 |
|
54 |
Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. |
1 |
|
55 |
Работа над рассказом по сюжетной картинке. |
1 |
|
56 |
Работа над рассказом-описанием. |
1 |
|
57 |
Повторение и закрепление пройденного материала. |
2 |
|
Итого |
66 ч. |
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся
2 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»
( с учетом программы «ПНШ»)
№ |
Темы |
Кол-во занятий |
Диагностический блок |
||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. |
с1-15.09 декабрь с 20-25.05 |
|
Коррекционный блок |
||
Коррекционная работа на фонетическом уровне |
||
1 |
Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки. |
1 |
2 |
Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги. |
1 |
3 |
Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) |
1 |
4 |
Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. |
1 |
5 |
Звукобуквенный анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё |
1 |
Обозначение мягкости согласных на письме |
||
6 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
1 |
7 |
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. |
1 |
8 |
Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
9 |
Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
10 |
Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
11 |
Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
12 |
Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. |
2 |
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство |
||
13 |
Звонкие и глухие парные согласные. |
1 |
14 |
Непарные звонкие и глухие согласные. |
1 |
15 |
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. |
1 |
16 |
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. |
1 |
17 |
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. |
1 |
18 |
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. |
1 |
19 |
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. |
1 |
20 |
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. |
1 |
21 |
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. |
1 |
22 |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. |
1 |
23 |
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. |
1 |
24 |
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. |
1 |
25 |
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. |
1 |
26 |
Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях. |
1 |
27 |
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. |
1 |
28 |
Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях. |
1 |
29 |
Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях. |
1 |
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство |
||
30 |
Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. |
* |
Коррекционная работа на лексическом уровне |
||
31 |
Слоговой анализ и синтез .Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса. Ударение. |
1 |
32 |
Слова- названия предметов . Одушевленные-неодушевленные предметы. Имя собственное. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. |
1 |
33 |
Слова- названия действий. Антонимы. Словообразование |
1 |
34 |
Различение слов предметов и слов действий. Синонимы. |
1 |
35 |
Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения. |
1 |
36 |
Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. Основа предложения. |
1 |
37 |
Слова – названия признаков. Постановка вопросов. Распространение предложения с помощью слов – названия признаков . Основа предложения.. |
1 |
38 |
Парные звонкие и глухие согласные на конце слов. |
2 |
39 |
Формы слова. |
1 |
40 |
Ударные и безударные гласные ( в т.ч. в корне слова) |
1 |
41 |
Безударные гласные А-О в корне |
1 |
42 |
Безударные гласные И-Е-Я в корне |
1 |
43 |
Окончание слов-названий предметов. |
1 |
44 |
Основа слова и его окончание. Нулевое окончание. (слова –названия предметов, у которых нет окончания) |
1 |
45 |
Слова – названия предметов. Определение рода слов-названий предметов. |
1 |
46 |
Окончание слов –названий предметов (мужского, женского , среднего рода) |
1 |
47 |
Слова-названия предметов. Число и род. |
1 |
48 |
Слова – названия признаков. Число и род. |
1 |
49 |
Слова- названия действий. Число и род. |
1 |
50 |
Дифференциация изученных частей речи. Основа слова. |
1 |
51 |
Родственные однокоренные слова. Выделение корня слова. |
2 |
52 |
Чередование согласных звуков в корнях слов. |
1 |
53 |
Слова – предметы мужского и женского рода с основой на шипящий звук. |
1 |
54 |
Предлоги. |
3 |
55 |
Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. |
1 |
56 |
Текст. Работа с деформированным текстом. |
2 |
Развитие связной речи |
||
57 |
Работа над рассказом-описанием. |
1 |
Работа над рассказом цепной структуры. |
1 |
|
58 |
Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение. |
1 |
59 |
Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение. |
1 |
60 |
Повторение и закрепление пройденного материала. |
3 |
Итого |
68 ч. |
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся
3 классов, имеющих диагноз «смешанная дисграфия»
(дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
( с учетом программы «ПНШ»)
№ |
Темы |
Кол-во занятий |
Диагностический блок |
||
1 |
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. |
с1-15.09 декабрь с 20-25.05 |
Коррекционный блок |
||
Коррекционная работа на фонетическом уровне |
||
1 |
Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор. |
1 |
2 |
Дифференциация гласных а-о, и-у , о-у |
1 |
Обозначение мягкости согласных на письме |
||
3 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
1 |
4 |
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. |
1 |
5 |
Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных |
1 |
6 |
Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. |
1 |
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство |
||
7 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях |
3 |
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. |
* |
|
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. |
* |
|
Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях. |
* |
|
Коррекционная работа на лексическом уровне |
||
8 |
Однокоренные слова. Понятие «однокоренные» слова. Выделение корня слова |
1 |
9 |
Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
1 |
10 |
Однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы |
1 |
11 |
Чередование согласных звуков в корне слова. |
1 |
12 |
Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу |
3 |
13 |
Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными. |
2 |
14 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
2 |
15 |
Безударные гласные в корне слова |
3 |
16 |
Сложные слова. Буквы о, е в сложных словах |
1 |
17 |
Приставочное словообразование. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. |
2 |
18 |
Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу. |
1 |
19 |
Безударные гласные в приставках. |
2 |
20 |
Удвоенный согласный на стыке приставки. |
1 |
21 |
Разделительный Ъ и Ь знаки |
1 |
22 |
Предлоги |
3 |
23 |
Различение приставок и предлогов |
1 |
24 |
Части слова .Окончание и основа |
1 |
25 |
Состав слова. Разбор слова по составу. |
2 |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне |
||
26 |
Словоизменение имен существительных (Число, род, падеж) |
2 |
27 |
Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.Разбор имени существительного. |
1 |
28 |
Склонение существительных. |
2 |
29 |
Местоимение. Изменение по числам, лицам, родам (местоимения 3-го лица, ед.ч.).Правописание местоимений с предлогами. |
1 |
30 |
Словоизменение прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде. |
1 |
31 |
Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам (без введения понятий) |
1 |
32 |
Правописание окончаний прилагательный. Постановка вопросов. Разбор по составу. |
1 |
33 |
Согласование глаголов с именем существительным в числе , роде. Время глагола. |
1 |
34 |
Правописание не с глаголами. |
1 |
35 |
Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов. Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи. |
1 |
36 |
Связь глагола с наречием, Постановка вопросов. |
1 |
37 |
Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. |
3 |
38 |
Предложения с однородными членами. Схемы предложений. |
1 |
39 |
Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения. |
2 |
40 |
Текст. Работа с деформированным текстом. |
4 |
Развитие связной речи |
||
41 |
Составление плана рассказа. Пересказ текста Написание изложения (сочинения) |
3 |
42 |
Повторение и закрепление пройденного материала. |
2 |
Итого |
68 ч. |
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
( с учетом программы «ПНШ»)
№ |
Темы |
Кол-во занятий |
Диагностический блок |
||
1 |
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. |
с1-15.09 декабрь с 20-25.05 |
Коррекционный блок |
||
Коррекционная работа на фонетическом уровне |
||
Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор. |
* |
|
Дифференциация гласных |
* |
|
Обозначение мягкости согласных на письме |
||
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
* |
|
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. |
* |
|
Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных |
* |
|
Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. |
* |
|
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство |
* |
|
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях |
* |
|
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. |
* |
|
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. |
* |
|
Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях. |
* |
|
Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях. |
* |
|
Разное |
||
Чередование согласных звуков в корне слова. |
* |
|
Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу |
* |
|
Предлоги |
* |
|
Звуко-буквенный анализ слов |
* |
|
Состав слова. Разбор слова по составу. |
* |
|
Морфологический разбор частей речи |
* |
|
1 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
2 |
2 |
Суффиксальное словообразование. Различение суффиксов. |
3 |
3 |
Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными. |
2 |
4 |
Удвоенный согласный на стыке приставки |
2 |
5 |
Предложения с однородными членами. Схемы предложений |
3 |
6 |
Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения. |
4 |
7 |
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания. |
4 |
8 |
Согласование глаголов с именем существительным в числе , роде. Время глагола. |
2 |
9 |
Правописание не с глаголами. |
1 |
10 |
Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени |
2 |
11 |
Суффиксы повелительной формы глагола |
2 |
12 |
Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов. Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи. |
2 |
13 |
Написание о и ё после шипящих в корнях существительных |
2 |
14 |
Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных |
2 |
13 |
Орфограммы в корнях и суффиксах слов Буквы о и е после шипящих и ц |
2 |
14 |
Безударные гласные в суффиксе , проверяемые и непроверяемые ударением |
4 |
15 |
Орфограммы в окончаниях слов |
2 |
16 |
Орфограммы в приставках |
2 |
17 |
Разделительный Ъ и Ь знаки, притяжательные прилагательные |
1 |
18 |
Мягкий знак после шипящих |
1 |
19 |
Написание ться,тся в глаголах |
3 |
20 |
Распространенные и нераспространенные предложения |
4 |
21 |
Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. |
4 |
22 |
Текст. Работа с деформированным текстом. |
5 |
Развитие связной речи |
||
23 |
Составление плана рассказа. Пересказ текста Написание изложения (сочинения) |
3 |
24 |
Повторение и закрепление пройденного материала. |
4 |
итого |
68 ч. |
Примечание:
* отмечены темы, прорабатываемые на занятия по необходимости (в течение всего курса коррекции).
** Промежуточная диагностика проводится по окончании первой половины курса коррекции (по необходимости).
Тематика занятий может быть изменена, в зависимости от возникающих трудностей у учащихся .
Список используемой литературы
Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.
Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.
Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М., 1997