Доклад «Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников»

0
0
Материал опубликован 26 February 2018

Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Тема данной работы является актуальной, так как на сегодняшний день многие ученики испытывают большие затруднения при составлении устных ответов на вопросы и при написании сочинений.

Проблемой, которую решает настоящая работа, явились некоторые недостатки в общепринятой системе повышения уровня связной речи обучаемых. Необходимо создать условия, позволяющие детям в спокойной обстановке проанализировать полученную в ходе их информацию, умственно выстроить связное повествование и грамотно выразить его на бумаге.

Цели:

- формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие психических процессов;

- развитие личности младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные задачи:

1. Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.

2. Применение системы творческих заданий по развитию речи детей.

3. Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.

Цель упражнений по развитию речи, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Все занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человеческая, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и чтением, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся. По вопросам развития речи имеется обширная методическая литература.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.

Если мы обратимся к процессу обучения речи в школьном возрасте, то увидим, что основная задача заключается в том, чтобы ребенок овладел устной и письменной речью. Ребенок, приходящий в школу, уже знает родной язык, но в школе приобретает знания литературного языка. Как правильно смотреть на процесс обучения чтения и письму, который проделывает сам ребенок? Можно считать, что этот процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, то есть установление ассоциаций между буквой и звуком в письме и чтении и есть процесс развития.

Общим правилом для всех детей в разных странах является то, что ребенок в 9 лет, научившись читать и писать, в отношении развития письменной речи, то есть понимания текста и умения написать текст, очень значительно отстает.

Письменная речь представляет большие затруднения для школьников и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств:

Письменная речь абстрактнее устной. Это речь без интонации.

Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она завершается без собеседника.

Мы имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, то есть с двойной абстракцией. В письменной речи мы должны сами создавать ситуацию, мотивы речи, то ость действовать более произвольно, чем в устной речи. В письменной речи ребенок должен осознавать сам процесс выражения мысли в словах. Процесс перевода внутренней речи в письменную необычно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а письменная речь максимально построена для другого, который должен по­нять меня.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказывания, передает законченную тему /т.е. представляет единое целое/,организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы - развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях - предложение. Развитие речи - учебная познавательная деятельность учащихся, организуемая и руководимая учителем, опирающаяся на чтение, изучение грамматики и направленная на совершенствование умений, навыков, оформления и выражения своих мыслей и чувств.

Упражнения в связной речи: рассказ, пересказы, сочинения и т.п. - представляют собой высшую степень в сложной схеме речевых упражнений, в них сливаются все умение - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Костенко Ф.Л. разработал систему заданий, направленных на развитие письменной речи учащихся. Она состоит из нескольких серий:

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Составление связного текста из деформированных предложений.

Составление рассказа из данных предложений.

Сводный диктант.

Письменные ответы на вопросы.

6. Образные слова и выражения в нашей речи:

а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи;

б/ роль глаголов в нашей речи;

в/ слова, близкие и противоположные по значению;

г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению;

д/ сравнение.

7. Составление рассказа по данному плану.

8. Изложение по самостоятельному плану.

9. Составление сокращенного рассказа по его плану.

10. Составление рассказа по его началу.

11. Составление рассказа по его концу.

12. Замена в тексте лица рассказчика.

13. Рассказ с элементами описания.

14. Выборочное выписывание из текста по заданию.

15. Сочинение по примерным образцам.

Проанализировав содержание системы заданий, мы пришли к выводу: сочинение является результатом всей работы по развитию речи.

Существуют различные виды сочинений. «По тематике /содержанию/ все сочинения, проводимые на уроках русского языка – можно разделить на две большие группы: сочинения на лингвистические /грамматические, лексические и т.д./ темы, например, «Самая интересная /для меня/ тема программы» и сочинения на темы из жизни, на так называемые свободные темы».

По источнику получения материала различают сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кино-, телефильмов, радио- и телепередач, театрального спектакля и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников в получении материала. К источникам другого психологического ряда относится память /сочинения, в основе которых лежит прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания я т.д./; восприятие/ сочинение по наблюдениям, то есть на основе специально организованного восприятия/; воображение /сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни к юный автор никогда не встречался, - «Школа в будущем»/ По объему выделяются сочинения - миниатюры, которые отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, что в большинстве случаев обусловлено конкретным «узким» характером.

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются сочинения с лексическим, грамматическим /морфологическим, синтаксическим/ стилистическим и т.д. заданиями и сочинениями по опорным словам и словосочетанием.

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:

Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.

Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения.

Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением.

Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.

Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием*

Совершенствование написанного: проверка и направление.

Для того, чтобы урок развития речи достиг поставленных целей, необходимо начинать работу с выбора темы для сочинения. Очень важно использовать то, что ребята видят в окружающей жизни, их впечатления и наблюдения, их игры и интересы. При этом необходимо научить ребенка писать не о выдуманных предметах и событиях, а о том, что он не раз видел, что он хорошо знает. Поэтому темы для сочинений не должны носить общего, широкого характера. Они должны опираться на жизненный опыт детей. Когда тема для сочинения определена учителем /возможно при активном участии самих учащихся/, тогда необходимо подобрать материал для сочинений. Источники для детских сочинений могут быть различные: прочитанный рассказ, картина, кинофильм, живые наблюдения и впечатления учащихся, их воспоминания. Развитие у детей наблюдательности должно идти постоянно, а не только в процессе подготовки к сочинениям на определенные темы. Для этого учитель ведет с учащимися наблюдения за погодой и явлениями природы, за сменой времен года и сменой дня и ночи и др.

Что значит подготовиться к сочинениям по наблюдениям? Это значит, прежде всего, оживить в памяти свои знания о предмете, явлении, событии, воспроизвести свои непосредственные впечатления о том, что видел, слышал, делал. Если этих впечатлении окажется недостаточно, их следует подкрепить, повторить наблюдения, пополнив знания о предметах и явлениях. Готовясь к сочинению, ученику необходимо разработать в своих представлениях, мыслях, чувствах, сделать ясными те из них, которые потеряли свою живость в сознании, вспомнить отдельные детали, события, которое станет главным предметом изображения в сочинении. Плохо, если дети пишут сочинение по наблюдениям не о том, что видели сами, а о том, что вычитали из того или иного рассказа, статьи или стихотворения. Детей надо учить тому, чтобы они яснее, точнее изображали те события, предме­та и явления, которые они наблюдали, причем, по возможности, своими словами.

М.С.Соловейчик считает, что создание, речевых ситуаций и ведение всей работы с учетом особенностей стиля речи и предполагаемого типа речи - первые два условия совершенствования обучения сочинениям. Третье условие, позволяющее приблизить школьные сочинения к реальной речевой практике и тем самым усовершенствовать работу над ним, выявление необходимости данной работы для повседневной жизни. Вышеуказанным методистом выделены следующие этапы подготовки и проведения письменных связных высказываний:

Предварительная подготовка,

Создание речевой ситуации.

Организация наблюдений и непосредственная подготовка;

Написание работы.

Самопроверка,

Анализ написанных работ.

Предварительная подготовка, цель которой - создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, окружающего мира, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель их готовит к творческой работе. Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. Этот этап по характеру неоднороден. Здесь и обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждения интереса к работе, желания активно включаться в нее, и организация наблюдений / на специальной экскурсии/, и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.

Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы болезнью допустить орфографическую ошибку. Используется в практике установка: «Пользуйтесь только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовленную работу и препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положения и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Предоставление ребенку права при написании собственного текста пропускать сомнительные буквы /он при этом вместо буквы может ставить точку или буквенную дробь /а/о/, а на поля - вопросительный знак, позволяет раскрепостить ученика и сделать сочинение подлинно творческой работой. Осуществление самоконтроля, то есть проверка написанного, сочетается с целевыми установками. Слушая товарища, постарайтесь оценить: все ли необходимое он сказал, доказал ли свои мысли, последовательно ли он их излагал, правильно ли формулировал. Необходимо предупреждать неэтичность действий детей. Чтобы самопроверка была успешной, ученик должен знать, во-первых, цель и содержание проверки, то есть зачем и что именно он контролирует, во-вторых, последовательность тех операций, которые следует выполнять, в-третьих, способы внесения исправлений.

Полезно рекомендовать детям несколько прочтений своего текста. Каждое из прочтений выполняется с отдельной целевой установкой:

а/ оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить /раскрыть/ свою мысль и решить поставленную задачу /поделиться, убедить, объяснить я т.п./,нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

б/ решить, удачно ли сформулированы все мысли / верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений/.

в/ определить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста - заключить их в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст в соответствующем месте поставить значок, потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста - воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим - зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется каким-то условным знаком, например «звездочкой». Понятно, что обязательные условия поправки - аккуратность.

Проверка ученических сочинений отличается от ежедневной проверки письменных работ. Учитель обращает внимание как на орфографические и пунктуационные ошибки, так и на разного рода логико-стилистические недочеты учащихся. Вместе с этим учитель отмечает для себя хорошие стороны в работах учащихся.

В сочинениях учащихся начальных классов мы встречаем недочеты:

Касающиеся содержания сочинения /несоответствие содержания работы ее теме, как она отражена в заглавии сочинения.

Нарушение в области построения сочинения /композиционные недочеты.

Неправильная связь между отдельными частями целого рассказа, отсутствие такой связи.

Неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи.

Неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении.

Лексические недочеты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений.

При оценке учитываются все недочеты. При исправлении орфографических ошибок, возможно, учитель на поля выносит номер орфограммы, соответствующий памятке работы над ошибками. Анализ вместе с учащимся уже написанных сочинений после их проверки учителем также является средством обучения связной речи. Работа над ошибками должна выполняться на следующем уроке русского языка Ее необходимо начинать с чтения наиболее удачных работ, их анализа. Далее приводятся примеры неудачно подобранных слов, словосочетаний, предложений /без указания авторов/, выясняются ошибки и совместно устраняются. Класс выясняет, действительно ли ученики научились сочинять. После коллективного анализа дети приступают к самостоятельной работе. Задача учителя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи. В итоге должна прозвучать оценка уровня развития речи всего класса, подчёркиваются успехи тех, кто действительно их заслужил. На следующем уроке дается анализ работы над ошибками, выделяются наиболее удачные работы. Таким образом, мы показали, что сочинение является результатом развития письменной речи.

 

.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

Уже в период обучения грамоте мы решаем эту задачу, используя орфографические сказки с целью формирования орфографической зоркости и проводя словообразовательные упражнения.

Для формирования привычных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учётом психологических особенностей учащихся.

Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах, и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:

для правописания безударных гласных буквы о-а, е-и-я; положение в безударном слоге;

- для правописания парных звонких и глухих согласных — буквы г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т, б-п; положение в конце слова и перед глухими согласными. Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.

Вот примеры орфографических сказок на уроках русского языка. Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о: сосны - сосна, осы - оса, страны - страна можно предложит детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а: «Однажды гласные о и а гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные о-а стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И туп: на помощь пришёл помощник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стаю слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные о или а. С тех пор эти дети пишут грамотно».

При чтении и письме слов с гласными е: реки - река, лес - леса, можно напомнить детям сказку о гласных о-а, и сообщить, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник - Ударение. К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя написание слов пила, остра, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении [д], [д'] и букв Дд проводится игра «Буква потерялась» (б или и в словах ду, зу). После повторения парных согласных б-п, д-т, з-с учитель рассказывает сказку о звонких и глухих согласных: «Жили - были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные»

В период обучения грамоте на уроке по теме «Звук [ч'], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ч'] учитель рассказывает сказку о букве ч:

«Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался. И решили буквы наказать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.»

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.

Таким образом, задачами уроков обучения грамоте и письма в 1 классе является аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Во 2 классе мы продолжаем эту работу, увеличивая её в объеме и сокращая во времени, так как у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.

(в основе письма - проговаривание по слогам)

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.

СПИСЫВАНИЕ.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.

Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, организованность, самоконтроль, честность, объективная самооценка.

ПИСЬМО ПО ДИКТОВКУ.

Сначала диктуется слово так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово все, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.

Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо - на деревьях 1 нет.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.

1 класс.

Слава хлебу на столе!

Широка страна моя родная.

Наш Полкан попал в капкан.

4).Стоит в поле теремок.

5).На цветок сел жук. У жука шесть лап.

2 класс

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком. (Н.Никитин)

2) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она …(А.Пушкин)

3) Белка песенки поёт,

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд... (А.Пушкин)

Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,чт,щн)

Жизнь дана на добрые дела.

Жить – Родине служить.

Увидел грача - весну встречай.

Делу время - потехе час.

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком.

Написать слова-названия животных. Каждое слово должно заканчиваться парным по глухости-звонкости согласным звуком.

Написать три слова, в которых все согласные звуки звонкие (ваза, забор, лимон), либо глухие (кот шкаф, кукушка)

Голова на ножке,

В голове горошки.

Почёт и труд рядом живут.

Куропатки на ночлег

В голубой нырнули снег. (Т. Белозёров)

Разделительный мягкий знак.

Друзья познаются в беде.

Ученье-путь к уменью.

Февраль силён метелью, а март капелью.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Заглавная буква в именах собственных.

Дал Макар Роману карамельки, А Роман Макару - карандаш. (пословица)

Обозначение буквами безударных гласных в корне слова.

2 класс

Март – с водой, апрель – с травой, а май- с цветами.

В лесу под сосной нора лисы. В норе живёт лиса с лисятами.

В саду цветут розы.

Вода в морях солёная.

3 класс.

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит. (Е.Авдеенко)

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля. (С.Дрожжин)

Пословицы.

Зерно в колоске-не спи в холодке.

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

Загадки.

Конь бежит, земля дрожит. (гром)

Зелёный поясок в траве затерялся. (ящерица)

4 класс

Чудесное утро в февральском лесу,

Где в жизни увидишь такую красу!

В алмазных накидках притихли берёзы,

Их в иней хрустальный укрыли морозы. (Д.Гиряев)

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось. (С.Есенин)

Сначала детям предлагается объяснить правописание выделенных букв. Затем написать отрывок стихотворения по памяти и проверить себя.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам.

2 класс.

Составить предложения, используя данные слова.

Тёплый день, маленький пригорок, первый подснежник, был, наступил, стоял, появился, распустился, проснулся, оттаял, показался.

3 класс.

Заменить в каждом словосочетании имя прилагательное антонимом.

Тяжёлый груз, широкая дорожка, горькая ягода, частый лес, чёрствый хлеб.

4 класс

Составить несколько предложений на одну из следующих тем:

«Добрые дела красят человека»

«Весь день стоит как бы хрустальный…» (Ф.Тютчев)

Очень любят дети писать творческие диктанты. Далее по сложности идут изложение и сочинение.

Итак, перечисленные выше разнообразные приёмы, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогают развивать орфографическую зоркость учащихся.

Моей задачей было проверить, повысится ли результативность работы по формированию орфографической грамотности, если в процессе обучения используются орфографические сказки и некоторые, перечисленные выше, приёмы.

Проверочные работы и их анализ показали, что систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с использованием орфографических сказок и постоянного выделения орфограмм, приносит свои результаты.

Коллектив учащихся проявил себя как работоспособный, и во 2 классе работа по развитию орфографической зоркости будет направлена на достаточно хорошо усвоенные орфограммы.

Обобщенный способ запоминания:

Прочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом):

е, о, ы

и, а, э, ю

н, б, р, в, ш

з, д, п, к, ж, ф

л, с, ш, т, х, ч ,щ

Прочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти.

Запишите словарные слова по памяти, которые мы проходили три дня назад, неделю назад.

что общего в написании слов: рабочий, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина, трамвай? (Во всех словах безударный гласный а, и он не проверяемый

это общий орфографический признак.)

можно составить рассказ из этих слов:

«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку:

Трам - тара - ра,

Трам -тара -ра,

Везде мы пишем букву а.

Приём усиления орфограммы:

«усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует творческой активности учащихся. Этапы работы по «усилению»:

«рабочий», «метро» - в слове спряталось другое слово, - «помидор» - запоминаем буква гласных звуков о и и;

 

Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор:

  • Выделение трудной орфограммы.

    Как «уярчить» орфограмму?

    Поиск способа.

    Коллективный выбор лучшего способа.

    Индивидуальный приём запоминания каждым учащимся.

- «Шоколад» I в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».

- «Уярчение» путём составления ребусов: «вокруг» О, «сорока» 40а, «опять» О5, «окрестность» О ность и т.д.

Проведение зрительных диктантов.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. Берётся одно - три предложения. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, т.к. она понадобится для самопроверки или взаимопроверки.

Алгоритм проведения зрительного диктанта:

  • даётся заранее на зрительное запоминание;

    учащиеся закрывают глаза и представляют предложения зрительно или идёт разбор предложений совместно с учителем;

    даётся задание «уярчить» трудную орфограмму;

    предложения записываются в тетрадь;

    проверка написанного.

Слуховые диктанты.

Алгоритм проведения слухового диктанта:

    1. даётся задание на запоминание предложения с первого раза,

      учащиеся повторяют его про себя;

      записывают его в тетрадь;

      проверка написанного под руководством учителя.

Игра «Найди ошибку»

На доске написано предложение или текст и в нём специально допущены ошибки на изученные правила. Например: Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку.

Игра «Запомни и выбери».

Этот материал подаётся со слов учителя (слуховое восприятие), или с доски (зрительное восприятие).

Перед выполнением упражнения учитель ставит следующие задачи:

      1. Прослушать или прочитать ряд слов или текст от начала до конца;

        Выбрать для запоминания объекты, установленные учителем. Например: запомните только те слова, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина и др.

При повторении изученного материала предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания. Например, в третьем классе предлагаю карточки для работы в конце четвёртой четверти.

Серия № 1. Карточка № 1.

        1. Разбери по составу слова

книжка нагрузка побег

        1. Вставь пропущенные буквы, докажи правописание орфограмм

(...) п__щат (...) близкий

(...) к_вёр (...) кни_ка

(...) сн_гири (...) холо_

(...) с_довник (...)заря_ка

        1. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Серия № 2. Карточка № 1.

          1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам.

Ветер, гора, полёт, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

          1. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в первый столбик - слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными; в третий - слова с непроизносимыми согласными.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

          1. Разбери предложение, подчеркни главные члены предложения, надпиши над каждым словом части речи.

Развесила жёлтая осень золотые флажки.

Серия N 3. Карточка № 1.

            1. Подбери и запиши по два слова к схемам.

              Подбери и запиши слова в два столбика (по 3-4 слова): в первый столбик 8 слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными.

              Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?) (кто?) (как?) (что делал?)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балашов Т.Ю. «Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию» ж. «Начальная школа» № 2, 1996 с.17-18.

Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М.Педагогика 1991 с.436.

3. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи 3 класс» М.Просвещение 1980 с.22 .

Кустарева В.А. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Педагогика 19.74 357.-.362.

Кустарева В.А., Рождественский Н.С.. «Система письменных упражнений в связной речи» Издательство академии педагогических наук РСФСР 1963 C.I0-20.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» М АЗЪ. 1993 с.744.

Рыбникова М.А. «Очерки по методике литературного чтения» М.Просвещение 1985 с.237.

Соколова Т.Н. «Школа развития речи» М.Росткнига 2007 с.3

Соловейчик М.С. «Букварь» «Ассоциация 21 век» ОАО «Московские учебники» 2009

Соловейчик М.С. «Русский язык» Пояснительная записка. Программа. Планирование

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994 с.71-93.

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение 1993 с.284.

Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век 2007

Ушинский К.Д. «Родное слово» Избранные педагогические сочинения M. 1974 т.2 с.286.

Памятка для самостоятельной проверки сочинения.

Памятка 1.

Соответствует ли содержание текста теме?

Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная
мысль?

Нет ли. в тексте лишних фактов, предложений, слов?

Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить?

Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделе­ны ли части текста красной строкой?

Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
предложения?

Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?

 

Памятка 2.

Проверь, не пропустил ли ты букву?

Правильно ли написал безударные гласные?

Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

Правила хорошей речи

На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему.

Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?

На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая доб­рым взглядом, кивком головы.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая одноклассника, не мешая ему принимать решения.

Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени: Таня, Петя, у Тани, у Пети... Можно даже прямо обращаться к ученику: «Петя, ты не сказал...», « Таня, ты неверно...»

Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извини­те» или «извините, пожалуйста» и т. п.

Открытие большей части этих правил речевого поведения произойдёт на данном уроке. Понятно, что воплощение их в жизнь потребует долгого времени, Вашего терпе­ния и кропотливого труда.

Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству.

Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.

Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала
извиниться.

Не разговаривать, когда жуёшь.

Не кричать, не размахивать руками.

 

12

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации