12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена233
2

Перечень упражнений «Развиваем понятийно-логическое мышление у старших дошкольников»

Графическое отражение структуры хода рассуждения помогает ребенку уяснить общий принцип построения и решения задач такого типа, что в последующем делает успешной мыслительную деятельность ребенка, позволяя справляться с задачами более сложной структуры. Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства.

Особое значение имеют "сказочные" задачи, в которых отношения между величинами построены таким образом, каких в жизни не бывает. Важно, чтобы ребенок смог отвлечься от жизненного опыта и пользовался теми условиями, какие даются в задаче.

1. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?

2. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?

Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в понятийно - логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают понятийно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

1.Упражнение на формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов

"Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? Почему?"

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

2.Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания.

"Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

3. Упражнение на формирование умения устанавливать связи между понятиями

"Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего

этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные.

Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"

Другие примеры: а)Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Б)Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Работа по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливает благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии понятийно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависят от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы можно использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.

Упражнения на Формирование способности оперирования смыслом.

"Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(варианты: а) Если сам отрезал неправильно,то не следует винить ножницы б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать )

Эти задания развивают способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, а также легко переходить от одних связей к другим

Задание «Поиск предметов по заданным признакам».

Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка («Не портной, а всю жизнь с иголками ходит»), вопрос («У кого рога длиннее хвоста?») Задание: назвать как можно больше предметов, с этими свойствами.

Игра формирует способность находить предметы по признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналоги между непохожими предметами.

Задание «Логические цепочки».

Детям предлагаются цепочки чисел, которые нужно продолжить, например:2,4,6…Предлагаю выбрать из чисел: 1,7, 8. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел.

Задание «Узнай героя» Взрослый описывает какого-либо героя, называя лишь некоторые его признаки, а задача детей – угадать, о каком герое идёт речь. Задание направлено на развитие навыков анализа, синтеза, абстракции.

Задание «Составление характеристики героя» Направлено на развитие тех же навыков, что и предыдущее задание.

Задание «Сравнение предметов»

Предлагаем пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко. «Ты видел бабочку? А муху?».После этого предлагаем сравнить каждую пару «Чем похожи муха и бабочка? Чем отличаются?»и так со всеми парами.

Задание «Четвертый лишний»

Пять карточек, на каждой изображены 4 предмета, три из которых связаны между собой по какому либо признаку, а четвертый – лишний.Варианты: сапог, тарелка, тапок, ботинок; яблоко, груша, виноград, огурец; вилка, тарелка, банан, кастрюля;помидор, морковь, машина, картофель;

Шапка, машина, самолет, поезд.

Задание «Найди лишнее слово»

Аналогичное задание предыдущему, но не с карточками, а с набором слов, которые зачитывает взрослый.

Задание «Угадай предмет»

15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов. Взрослый показывает картинку с предметом (сапоги) и говорит: «это теплая обувь,их носят зимой». И так все 15 картинок. Затем, не показывая картинку, называет признаки предмета, а дети угадыввают – какой именно предмет .Затем показать соответствующую картинку.

Задание «Речевые аналогии»

«Представь «стол-скатерть».Эти слова чем то связаны между собой. Тебе по этому правилу нужно выбрать подходящее слово к слову «пол», чтобы получилось как «стол- скатерть». Варианты: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. Примеры:огород-морковь;сад-(забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка). Часы-время;градусник-(стекло, больной, кровать, температура, врач)

МАДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка»

Развиваем

понятийно-логическое мышление у старших дошкольников

(материал для воспитателей, родителей, психолога)

подготовила

педагог-психолог

Южакова Е.В.

2019

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.