Перечень упражнений «Развиваем понятийно-логическое мышление у старших дошкольников»
Графическое отражение структуры хода рассуждения помогает ребенку уяснить общий принцип построения и решения задач такого типа, что в последующем делает успешной мыслительную деятельность ребенка, позволяя справляться с задачами более сложной структуры. Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства. 1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? 3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства. Особое значение имеют "сказочные" задачи, в которых отношения между величинами построены таким образом, каких в жизни не бывает. Важно, чтобы ребенок смог отвлечься от жизненного опыта и пользовался теми условиями, какие даются в задаче. 1. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый? 2. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый? |
Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в понятийно - логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают понятийно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления. 1.Упражнение на формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? Почему?" Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д. 2.Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания. "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче. - Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему? - Кот или кит? Какое больше? Почему? - Удав или червячок? Какое длиннее? Почему? - Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?" 3. Упражнение на формирование умения устанавливать связи между понятиями "Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего |
этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?" Другие примеры: а)Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Б)Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Работа по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливает благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии понятийно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависят от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы можно использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста. Упражнения на Формирование способности оперирования смыслом. "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например: Семь раз отмерь, один раз отрежь. (варианты: а) Если сам отрезал неправильно,то не следует винить ножницы б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать ) |
Эти задания развивают способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, а также легко переходить от одних связей к другим Задание «Поиск предметов по заданным признакам». Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка («Не портной, а всю жизнь с иголками ходит»), вопрос («У кого рога длиннее хвоста?») Задание: назвать как можно больше предметов, с этими свойствами. Игра формирует способность находить предметы по признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналоги между непохожими предметами. Задание «Логические цепочки». Детям предлагаются цепочки чисел, которые нужно продолжить, например:2,4,6…Предлагаю выбрать из чисел: 1,7, 8. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел. Задание «Узнай героя» Взрослый описывает какого-либо героя, называя лишь некоторые его признаки, а задача детей – угадать, о каком герое идёт речь. Задание направлено на развитие навыков анализа, синтеза, абстракции. Задание «Составление характеристики героя» Направлено на развитие тех же навыков, что и предыдущее задание. |
Задание «Сравнение предметов» Предлагаем пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко. «Ты видел бабочку? А муху?».После этого предлагаем сравнить каждую пару «Чем похожи муха и бабочка? Чем отличаются?»и так со всеми парами. Задание «Четвертый лишний» Пять карточек, на каждой изображены 4 предмета, три из которых связаны между собой по какому либо признаку, а четвертый – лишний.Варианты: сапог, тарелка, тапок, ботинок; яблоко, груша, виноград, огурец; вилка, тарелка, банан, кастрюля;помидор, морковь, машина, картофель; Шапка, машина, самолет, поезд. Задание «Найди лишнее слово» Аналогичное задание предыдущему, но не с карточками, а с набором слов, которые зачитывает взрослый. Задание «Угадай предмет» 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов. Взрослый показывает картинку с предметом (сапоги) и говорит: «это теплая обувь,их носят зимой». И так все 15 картинок. Затем, не показывая картинку, называет признаки предмета, а дети угадыввают – какой именно предмет .Затем показать соответствующую картинку. Задание «Речевые аналогии» «Представь «стол-скатерть».Эти слова чем то связаны между собой. Тебе по этому правилу нужно выбрать подходящее слово к слову «пол», чтобы получилось как «стол- скатерть». Варианты: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. Примеры:огород-морковь;сад-(забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка). Часы-время;градусник-(стекло, больной, кровать, температура, врач) |
МАДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка» Развиваем понятийно-логическое мышление у старших дошкольников (материал для воспитателей, родителей, психолога) подготовила педагог-психолог Южакова Е.В. |