12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана Шуванова13
Саха (Якутия) респ.


Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей предлагаются игры для развития лексико-грамматического строя речи. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.


Игры для развития лексико- грамматического строя речи

I. По дороге в садик побеседуйте с ребёнком:

Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);

Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);

По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);

Какая погода? (холодная - теплая);

Как светит солнышко? (припекает - не греет);

Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);

Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);

Как мы идём? (быстро - медленно);

Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).

II. В автобусе, в дороге поиграйте в игру:

t1601813574ab.jpg

"Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);

"Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);

"Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);

"Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).

III. Один-много

Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч называя это существительное во множественном числе: мяч – мячи, машина – машины.

Чего не стало

Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов 4 – 7 штук.

Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться,   сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах.

Жадина и щедрый.

Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой.

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щед­рым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

Из чего какой

Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет: дом  из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая.

Чей хвост, чьи уши, чья голова

Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного чья она: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

IV. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в одну из игр:

"Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);

"Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под, в, на, между).

Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.

Игра «Закончи предложения».

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Аналогично игре "Холодно - тепло".

"Чего не стало "- выставлять несколько игрушек (4-6), назвать и запомнить их. Потом угадать, что спрятали и ли поменяли местами. Ребёнок должен ответить правильно: нет мишки, машины.

"Что ты слышал" (угадывать с закрытыми глазами о проделанном действии).


МБ ОУ «СК НШ ДС №2»



Развивайте лексико – грамматический строй речи!

t1601813574ac.gif


Автор:

учитель – логопед Шуванова О.А.


Шуточное письмо" - прочитать детям или придумать самостоятельно письмо с небылицами, дети должны исправить ошибки.

Примерный текст:

"Здравствуй: Пишу тебе письмо из детского сада. Мне тут очень интересно. Все дети в тихий час гуляют, глазами жуют пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают".

"В деревне коровы лают, козы мычат, кузнечики гогочут, гуси стрекочут, кошки пищат и т.д."

"Угадай и нарисуй"- называть предмет по частям, характерным признакам, и ребёнок должен его угадать и нарисовать.

t1601813574ad.gifЖелаю удачи!


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.