Развивайте лексико - грамматический строй речи!
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей предлагаются игры для развития лексико-грамматического строя речи. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Игры для развития лексико- грамматического строя речи
I. По дороге в садик побеседуйте с ребёнком:
Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);
Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);
По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);
Какая погода? (холодная - теплая);
Как светит солнышко? (припекает - не греет);
Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);
Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);
Как мы идём? (быстро - медленно);
Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).
II. В автобусе, в дороге поиграйте в игру:
"Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);
"Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);
"Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);
"Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).
III. Один-много
Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч называя это существительное во множественном числе: мяч – мячи, машина – машины.
Чего не стало
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов 4 – 7 штук.
Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
Жадина и щедрый.
Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой.
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».
Из чего какой
Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет: дом из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая.
Чей хвост, чьи уши, чья голова
Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного чья она: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).
IV. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в одну из игр:
"Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);
"Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под, в, на, между).
Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.
Игра «Закончи предложения».
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Аналогично игре "Холодно - тепло".
"Чего не стало "- выставлять несколько игрушек (4-6), назвать и запомнить их. Потом угадать, что спрятали и ли поменяли местами. Ребёнок должен ответить правильно: нет мишки, машины.
"Что ты слышал" (угадывать с закрытыми глазами о проделанном действии).
МБ ОУ «СК НШ ДС №2»
Развивайте лексико – грамматический строй речи!
Автор:
учитель – логопед Шуванова О.А.
Примерный текст:
"Здравствуй: Пишу тебе письмо из детского сада. Мне тут очень интересно. Все дети в тихий час гуляют, глазами жуют пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают"."В деревне коровы лают, козы мычат, кузнечики гогочут, гуси стрекочут, кошки пищат и т.д."
"Угадай и нарисуй"- называть предмет по частям, характерным признакам, и ребёнок должен его угадать и нарисовать.
Желаю удачи!