Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Овощи»
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Овощи» для детей с ОНР(III)уровнем речевого развития
Цели:
- расширение и активизация словаря по теме овощи;
- закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- обучение образованию относительных прилагательных;
- обучать образованию множественного числа существительных;
- обучение образованию уменьшительно-ласкательных существительных;
-развитие навыков связного высказывания;
-развитие памяти, концентрации и устойчивости внимания, словесно-логического мышления с использованием загадок;
-развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики «Готовим капусту».
Оборудование: картинный материал(овощи, грядки на огороде),гном
Лексический материал:
-- словарь предметов: овощи, морковь, капуста, редиска, картофель, огурец, помидор(томат), баклажан, горох, кабачок, тыква, лук, чеснок, сок, суп, каша, земля;
--словарь признаков: оранжевая, длинная, сладкая, круглые, сырой, соленый, сочные, красная, крупные, желтая, зеленый, большой, маленький
--словарь действий: растут, цветёт, созревают копается, зеленеют, краснеют, приготовить, варить, жарить, собирать, срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают, нарубили, перетерли, посолили
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ребята, к нам в гости пришел гномик и он хочет загадать вам загадки, послушайте внимательно и отгадайте загадки:
Расту в земле на грядке я, Оранжевая, длинная, сладкая.
(морковь)
Ребята,а какая морковь? А теперь ответим красиво, начиная со слова морковь…(Морковь длинная, оранжевая)
Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)
Помидор еще называют томат. В русском языке существуют такие слова как синонимы, т.е, слова, которые совершенно различные по звучанию, но обозначают один и тот же предмет. Помидор и томат –это одно и тоже. Когда созревают помидоры? А теперь ответим красиво, начиная со слова помидоры… (Помидоры созревают осенью)
Круглый бок, жёлтый бок,
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(огурец)
Ребята,а какой огурец? А теперь ответим красиво, начиная со слова огурец …( Огурец длинный, зеленый.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи- меня ищи.
(капуста)
Ребята,а какая капуста?(Капуста большая, белая)
Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
В темноте, значит в земле, редиска растет в земле.
Кругла, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная...
(картошка)
Как можно приготовить картошку? А теперь ответим красиво, начиная со слова
(Картошку можно варить, жарить, тушить.)
2.Основная часть
Ребята, а вы знаете как морковь, лук, баклажан, огурец, помидор , горох назвать одним словом(Овощи). Овощи растут в огороде на грядках. Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Посмотрите на картинки и назовите, а какие еще овощи растут под землей? Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь, редиска. Вы знаете какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. овощи, которые растут на земле срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле выкапывают, выдёргивают.
3. Игра “Один- много”
Инструкция: Давайте поиграем в игру, я буду назвать один овощ, а вы мне много.
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны
Физкультминутка “Урожай”.
Инструкция: Ребята, а вы помогаете маме дома? (Да). Тогда давайте сейчас поможем маме заготовить капусту на зиму? Смотрите внимательно, сейчас я покажу, как заготавливать капусту ( педагог показывает выполнение упражнений). Ребята, а теперь давайте все вместе заготовим капусту.
Ребята, давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
и теперь у нас все в порядке. (Отряхивают руки.)
Игра “Назови сок, салат”.
Инструкция: Ребята, а что можно приготовить из овощей? А сок можно приготовить? Какой сок можно приготовить из…?
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Игра “Большой- маленький”
Инструкция: Ребята наш гномик, живет в стране, где все маленькое: маленькие домики, маленькие огороды, маленькие овощи, поэтому там все называют ласково. Давайте подумаем как в стране гномика будут называть…?
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
9. Итог занятия.
Цель: повторение и обобщение материала , с которым дети познакомились на занятии.
Ребята, давайте еще раз повторим, что изображено на картинках. Педагог по очереди показывает на картинке, а дети называют. Как мы можем назвать одним словом все эти картинки? Где растут овощи? Какие овощи растут на земле, а какие под землей? Что можно приготовить из овощей? Молодцы ребята! Сегодня все старались!