Статья «Развивающая предметно-пространственная среда группы»
Пояснительная записка к презентации
Организация развивающей предметно- пространственной среды в нашей группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Подбор материалов и оборудования в группе осуществляется для видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Наша групповая комната представлена тремя основными «зонами»: рабочая, активная, спокойная. Границы между ними подвижные, легко перемещаются.
При построении развивающей среды в группе учитываются
• насыщенность: соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащено различным оборудованием для всестороннего развития детей, соответствует индивидуальным запросам детей.
Центр активности по экологическому развитию детей. Этот центр сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями. Здесь же представлены книги, буклеты, альбомы, дидактические игры, лото и домино о временах года, животных, овощах, фруктах.
Центр игровой активности оборудован по принципу подбора игр по игровым зонам: «Семья», «Больница", "Магазин", "Кухня", "Столовая", "Спальня", "Парикмахерская». Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры, служат как приобретённые игровые предметы, так и изготовленные своими руками.
Для мальчиков оборудован центр «Осторожно дорога» : наборы машин, дорожные знаки, гараж, железная дорога, накидки для ролевых игр: ГАИ, кондуктор, водитель, МЧС, фуражки, пилотки, жезлы, штурвалы, рули
В центре активности по физическому развитию находятся как приобретённые игрушки и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физкультминуток и подвижных игр, иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: мешочки с крупой, массажные коврики, мячики-ежики, массажные рукавички и перчатки, бросовый материал для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног
Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Центр музыкальной деятельности содержит музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры, фонотеку («Времена года», «Классическая музыка для малышей», «Звуки природы», детские песенки)
В центре театральных игр используется ширма для кукольного театра, ширма для настольного театра. В театральном центре имеется пальчиковый, кукольный театры, театр резиновой игрушки, магнитный, пальчиковый, театр на чашках, куклы би-ба-бо; маски, атрибутика для различных сказок, аудиотека; в уголке ряженья есть различные элементы костюмов, украшений
• трансформируемость: ширмы, игровая мебель, перегородки, детские стулья позволяют организовать пространство группы в зависимости от выбранного детьми сюжета игры.
Оригинальные развивающие коврики решат сразу несколько задач, так как включают разнообразные задания: для развития мелкой моторики (щнуровка, завязывание узелков и бантиков, застегивание пуговиц, молний, крючков); ФЭМП (геометрические фигуры, форма, количество, счет (прямой и обратный, порядковый), конструирование (моделирование плоскостных изображений предметов, деревьев, домов), развитие речи (придумывание сюжета, рассказывание сказок), ознакомление с природой: растения, домашние и дикие животные, овощи-фрукты.
• вариативность предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства)
• доступность предполагает достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать. Все игрушки, материалы, пособия доступны для всех детей. Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянутся до них без помощи взрослого.
• полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д
Недостающую атрибутику для игр заменяем предметами – заместителями (например, «кирпичик» – это строительный материал, который может быть «печеньем», «телефоном», «мылом» и т. п. в зависимости от сюжета игры).
Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находятся ковры различных размеров для игр детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности.
Развивающая среда на группе организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом, а также объединиться с группой детей по интересам. Для того, чтобы избежать скученности детей в одном месте, РППС организуется по принципу небольших микропространств – «центров». Центры предназначены как для самостоятельной, так и для совместной деятельности детей и взрослых.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительного отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Кияйкина Наталья Федоровна
Марина М