Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ

8
6
Материал опубликован 15 August 2019 в группе

Автор: Болданкова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в группах (мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО).


Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; 
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников; 
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. 
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. 
Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики);
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт);
- Фонотека с записью детских песен (записи песен, выученные и разучиваемые с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы);
- СD проигрыватель;
- Атрибуты к музыкально–дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики»;
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка;
 
 
- Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки;
- Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки;
- Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки: большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья;
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки;
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу).

Средняя группа
- Альбом с картинками к песням, выученные на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных);
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
- Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
- Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышко для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных);
- Фонотека песен, выученные детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемые в настоящее время (в записи, в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель;
- Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке»;
- Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой;
- Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки;
- Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения;
- Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая);
- Пять съемных резинок, нотный стан;
- Ручные знаки (4 ст.).

Старшая группа.
- Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки - 6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование);
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»);
- Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка);
- Атрибуты к музыкальным сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»);
- Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»;
- Игрушечный микрофон;
- Фонотека с записью песен: звуки природы, музыкальные сказки;
- СD проигрыватель;
- Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»;
- Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины);
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола;
- Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, музыкальные молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007);
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням);
- Лесенка - 5 ступенек (игрушка Б. и М.);
- Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения;
- Нотный стан, ноты;
- Ручные знаки (5 ст.);
- Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»).

Подготовительная группа
- Фланелеграф, ноты;
- Пособие для обучения детей умению определять форму произведения;
- Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству;
- Ребусы с названиями нот в словах;
- Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку;
- Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству;
- Иллюстрации к музыкальным сказкам;
- Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования;
- Фонотека (записи песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные записи);
- СD проигрыватель;
- Альбомы с рисунками к песням, выученные с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов;
- Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням;
- Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству;
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями);
- Неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки;
- Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе);
- Лесенка 7 ступенек, ручные знаки;
- Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших);
- Платочки, маски, ленточки, кокошники;
- Портреты композиторов.
 
Данная информация о наполняемости музыкальных уголков может пригодиться музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
 
Комментарии

Ирина Геннадьевна!

16 August 2019

Елена Владимировна, благодарю!

16 August 2019

Спасибо за работу,Ирина Геннадьевна!

16 August 2019

Благодарю, Марина Юрьевна!

16 August 2019

Огромное спасибо за грамотную консультацию.)

12 September 2019

Ирина Ивановна, рада что пригодилась консультация.

12 September 2019

Похожие публикации