Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде
Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 11 к педсовету «Оптимизация условий, способствующих развитию речевой активности детей посредством совершенствования предметно-пространственной среды, использованию методик направленных на активизацию познавательно-речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Составила : учитель-логопед Онищенко Н.В.
Пространственная предметно- развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.
Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, речевой и игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности и развития речи детей. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
МБДОУ Детский сад №11 является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 4 логопедические группы. Наше учреждение реализует основную образовательную программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой . Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является речевое, патриотическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
В связи с внедрением в ДОУ ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра предметно-развивающей среды. Поэтому в годовой план на 2017-2018 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими речевую, познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
В нашем детском саду все группы оснащены:
материалами и оборудованием для игровой деятельности;
материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
материалами и оборудованием для двигательной активности.
Анализ требований к развивающей предметно-пространственной среде групп ДОУ в соответствии с ФГОС ДО выявил следующее:
П.3.3.1 ФГОС ДО – Соответствие РППС группы возрастным особенностям во средней, старшей, подготовительной группах выполнена частично – недостаточное использование знаковой системы для развития детей дошкольного возраста. В младшей группе – соответствует данному критерию.
П.3.3.2 ФГОС ДО – Соответствие РППС обеспечению возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей а также возможности уединения представлен частично.
П.3.3.3 ФГОС ДО –обеспечение реализации – вводится в полном объёме.
П.3.3.4/1 ФГОС ДО – насыщенность среды в соответствии в соответствии возрастным возможностям и содержанию программы представлен частично.
П.2. 6. ФГОС ДО –Обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования детей (образовательные области) – представлен частично. Необходимо обратить внимание педагогов на оборудование речевых уголков.
П.3.3.4/2 ФГОС ДО –Трансформируемость пространства – представлен в полном объёме.
П.3.3.4/3 ФГОС ДО - Полифункциональность материалов - представлен в полном объёме.
П.3.3.4/4 ФГОС ДО – Вариативность среды – представлен частично.
П.3.3.4/5 ФГОС ДО –Доступность среды – представлен в полном объёме.
П.3.3.4/6 ФГОС ДО – Безопасность РППС – представлен частично, обратить внимание на наличие карт расстановки мебели) .
П.3.3.4/6 ФГОС ДО п.2. В младшей и средней группе не представлена картотека проведения прогулок с перечнем материалов и оборудования для организации и проведению прогулки).
Рекомендации:
1. Закрепить знания требований к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
2. Провести работу с педагогами, направленную на стимулирование активности в совершенствовании предметно-развивающей среды своих групп.
3. С целью совершенствования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО педагогам предложено представить дизайн проекты своих групп.
Необходимо доработать дизайн проекты групп исходя из принципов:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо предусмотреть гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо дополнить уголки для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Важно предусмотреть, что бы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.